Саржа: особенность народной ткани

Содержание

Разновидности переплетения

Разновидность нитяных рисунков определяется видом саржевого сплетения ниток:

  • Классический вид. Угол рубца на правую часть, линии равные по ширине;
  • Обратный — отклонение рубца влево;
  • Тяжелая разновидность — есть несколько рельефов различной ширины. Свойства полотна при этом не изменяются;
  • Ломаная сетка может создать узор из различных направлений углов. Таким будет рисунок «елка». Ломаным методом в основном делают полотна из шерсти, кашемира, иногда из хлопка.
  • Усиленное плетение позволяет получить широкие диагонали.

Материалы отличаются по остроте угла рубца. Если основные и уточные нитки одинаковы, то выходит классический угол в 45 градусов.

Когда основа больше уток, угол получается шире, и наоборот. Саржевое плетение зависит и от свойств самих ниток. Если пряжа плотная и закрученная, узор получается более рельефным, а ткань грубой. За такой требуется определенный уход.

Общее описание саржи

Название ткани происходит от латинского слова «sericus», что переводится как «шелковый». Это связано с тем, что первые виды саржи изготавливали из шелка. В настоящее время полотно ткут из различных материалов – и натуральных, и синтетических.

Хлопчатобумажная саржа

Саржу начали изготавливать много веков назад во французском городке Ниме. Мировую известность она получила в 19 веке благодаря американцу Лебу Штрауссу, приехавшему во французскую провинцию. Он начал производство брюк из этого материала, которые стали прародителями современных джинсов. Штраусс дал прочной разновидности ткани название «de Nim» («из Нима»), которое используется до сих пор.

Главная особенность материала – диагональное плетение, благодаря которому ткань приобретает высокую плотность (от 220 до 360 г/куб. см). Поверхность ткани имеет рубчики, образующие особый узор. Такой эффект достигается благодаря смещению каждой последующей поперечной нити (утка) относительно продольной (основной). Смещение может производиться на 1, 2 и более шагов. Размер отступа влияет на специфику узора ткани. Благодаря диагональному плетению саржа приобретает следующие свойства:

  • износостойкость;
  • терморегуляция;
  • гигроскопичность;
  • воздухопроницаемость;
  • прочность.

Хлопчатобумажная саржа

Нередко полотно пропитывают особым составом, что делает его устойчивым к загрязнениям и наделяет влагоотталкивающими свойствами. Благодаря современным технологиям даже хлопчатобумажные саржевые изделия не садятся после стирки, почти не мнутся и не теряют своих свойств долгое время. Практически все виды материала гипоаллергенны. Кроме того, они не накапливают статическое электричество.

Простые схемы

Простое переплетение ткани, известное несколько тысяч лет называют таковым, т.к. они легче всего в ручной работе, но до сих пор популярны.

Полотняный вид

Считается самым жестким и прочным видом ткацкого переплетения. Практически не рвется, не склонен к истиранию, не боится стирки в горячей воде с отбеливателем. Ткань очень хорошо кроется и поддается шитью. Для начинающих портных и швей — лучший старт, так как край не ворсится и не расползается.

Для полотняного вида характерен шахматный порядок нитей. При нем основная нить поочередно переплетает каждую уточную, чем и создается последовательный порядок.

Если полотняное переплетение изготовлено из волокон одной толщины, то поверхность становится ровной и гладкой. В некоторых случаях используются нитки разного диаметра. Для такого полотна характерны рубчики с одной стороны.

Также встречается метод переплетения, называющийся «креп». Он образуется при высокой кучности. Таким образом получается полотно очень высокой зернистости. На ощупь чувствуется небольшая шероховатость, которая может отдавать блеском.

Полотняный вид ткется из следующих материалов:

  1. Хлопок. Из него получается ситцевая, бязевая и батистовая ткань.
  2. Лен. Парусин и бортовка.
  3. Шелк. Жоржеты, шифоны.
  4. Шерсть. Сукно.

Саржевый вид

Саржевое переплетение имеет много сходств с предыдущим типом. Однако есть 2 основных отличия:

  1. Рапорт имеет минимум 3 нитки. В переплетении полотняным образом встречается только 2. Количество нитей в тканях здесь является решающим, так как полностью меняет качество итогового полотна.
  2. При перемещении к каждому следующему рапорту, происходит сдвиг на 1 нитку.

В результате образуется характерный диагональный рубчик. Он может меняться, в зависимости от плотности. Повышенная кучность делает рубец более крутым и выраженным. При ее уменьшении, он становится менее заметным.

Они намного плотнее, тяжелее, толще, в сравнении с полотняным штрихом. Практически не поддается истиранию. Но при этом немного уступает им по прочности. Хорошо тянется (особенно при нагрузке по диагонали) и драпируется.

Атласные и сатиновые виды

Отличаются приятной, гладкой поверхностью, блеском на солнце. Эффект добивается с помощью очень редкого переплетения основы и утка. По своим качествам делится на 2 вида:

  1. Сатиновое переплетение ткани. Образовывается в том случае, если наружная сторона представлена уточными нитками.
  2. Атласное переплетение. Противоположность сатину – на наружной стороне расположены основные нити.

Несмотря на мягкость, материал очень прочный и износостойкий. Не боится стирки ручной или в машине. Позволяет легко наносить на поверхность рисунок, который не портится даже при небрежном уходе.

Переплетение эластичное. При растяжении не склонно к разрывам. При этом, сразу после этого восстанавливает первоначальную форму.

Традиционно эти типы переплетения производятся из натурального шелка с незначительным добавлением прочих материалов. Но встречаются и сугубо хлопковые или льняные ткани.

Важно заметить, что атлас очень похож на саржу. Может возникнуть вопрос «чем саржевое переплетение отличается от атласного»

Ответ в их плотности и особых диагональных полосах.

Главные переплетения

К главным переплетениям относятся:

  • полотняное;
  • саржевое;
  • атласное;
  • сатиновое.

Полотня́ное переплетение

Самый простой вид переплетения, в котором нити основы и утка перекрывают друг друга в каждых двух последовательных перекрытиях (с наименьшим возможным раппортом). Таким образом, раппорт основы равен раппорту утка:

RО = RУ = 2 (нити).

SО = SУ = 1.

nFО = nFУ = 1.

Раппорт полотняного переплетения

Полотняное переплетение. RУ — раппорт по утку, RО — раппорт по основе

Полотняное переплетение, в котором нить основы значительно тоньше нити утка, называется ложным репсом, так как при этом образуется поперечный рубчик по типу переплетения уточный репс. Таким свойством обладают ткани поплин и хлопчатобумажная тафта.

Ассортимент тканей

  • Хлопчатобумажные: бязь, ситец, батист, миткаль, фланель, маркизет, поплин, тафта, зефир.
  • Льняные: бортовка, парусина, полотно.
  • Шёлковые: различные крепы (крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-марокен)
  • Шерстяные: сукно, некоторые костюмные и плательные ткани.
  • Другие: домотканое полотно.

Са́ржевое переплетение

Саржевое переплетение образует на поверхности ткани видимый диагональный рубчик («бугорки»), которые в основном направлены сверху вниз и слева направо, но встречается и обратное направление рубчика (сверху вниз и справа налево), образуемое обратным саржевым переплетением.

Условно обозначается дробью, в числителе которой число основных перекрытий, а в знаменателе — число уточных перекрытий в раппорте переплетения (nFО/nFУ).

RО = RУ = R = nFО + nFУ.

SО = SУ = ±1.

RО >= 3.

Если nFО = 1, то nFУ = R − 1 — образуется уточная саржа, напрмер 1/2, 1/3, 1/4.

Если nFУ = 1, то nFО = R − 1 — образуется основная саржа (2/1, 3/1, 4/1).

  • Основная саржа 2/1

  • Основная саржа 3/1

  • Уточная саржа 1/2

  • Уточная саржа 1/3

Ассортимент тканей: саржа, полушёлковые подкладочные ткани, полушерстяные ткани на хлопчатобумажной основе. Основным саржевым переплетением вырабатывают полушёлковые ткани с шёлковой основой и хлопчатобумажным утком, уточным саржевым переплетением — полушерстяные ткани с хлопчатобумажной основой и шерстяным утком.

Сатиновое и атласное переплетения

Условно обозначается дробью, в числителе которой раппорт, а в знаменателе сдвиг — R/S. Раппорт и сдвиг выражаются целыми числами и не имеют общего делителя.

RО = RУ = R >= 5.

S ≠ 1, S ≠ R − 1.

Ассортимент тканей

Сати́новое переплетение

В знаменателе дроби обозначается горизонтальный сдвиг — R/SУ. технология 5 класс

  • Раппорт сатинового переплетения 5/2

  • Сатиновое переплетение 5/2

  • Раппорт сатинового переплетения 7/3

  • Сатиновое переплетение 7/3

  • Раппорт сатинового переплетения 8/3

  • Сатиновое переплетение 8/3

Атла́сное переплетение

В знаменателе дроби обозначается вертикальный сдвиг — R/SО.

  • Раппорт атласного переплетения 5/2

  • Атласное переплетение 5/2

  • Раппорт атласного переплетения 7/3

  • Атласное переплетение 7/3

  • Раппорт атласного переплетения 8/3

  • Атласное переплетение 8/3

Полотняное плетение волокон

Самый простой, экономичный, и потому самый популярный, способ переплетения волокон — «располагать» нити основы и утка в шахматном порядке. Нити пересекаются через одну и напоминают сетку с очень-очень маленькими ячейками. Если приглядеться, этот «рисунок» можно увидеть даже невооруженным глазом. В результате ткань получается шероховатая, фактурная, с просветами, но плотная и стойкая к износу.

Постельное белье Mishel

Полотняное плетение волокон используется при изготовлении таких тканей, как бязь, поплин, перкаль, ранфорс, лен, фланель, микрофибра, поликоттон.

  • Практичный выбор для дачи: чем укрыться в прохладный день?
  • Как выглядит качественный сатиновый комплект
  • А вы знаете, что хлопок бывает разным? Разбираемся из чего сделано наше постельное белье!
  • Постельное белье La Noche Del Amor: 5 признаков качества
  • Какое постельное белье не причинит вреда аллергику?
  • 5 причин купить комплект постельного белья без пододеяльника
  • Почему дизайнеры предпочитают однотонное белье?

Рельефные рисунки

В зависимости от разного соотношения выпирающего утка и основы. Именно так образуются 3 популярные группы плетений:

  1. Вафельное;
  2. Диагональное;
  3. Рубчиковое.

Для создания рельефа используется удлинение перекрытия. В диагонали рисунок образуется, благодаря рубчику с угловым направлением. Его выпуклость зависит от выбранного сдвига и его толщины нитки основы.

За создание просвета в вафельном плетении отвечают удлиненные перекрытия. Нити стягивают длинные промежутки, образуя отдельные вафельные группы. Просветы же делаются благодаря полотняному типу. Так как они менее плотные, лучше просвечиваются, что создает тот самый ячеистый рельеф. Эти виды также могут комбинироваться между собой, что придает им особую форму.

Уход

Хоть саржа и достаточно прочная и ее легко отстирать, нужно знать некоторые особенности ухода.

Самый главный совет – всегда изучайте состав саржи. В зависимости от материалов, использованных для ее изготовления, правила ухода могут сильно отличаться.

  • Так, при стирке ткани из хлопка температура воды не должна быть выше шестидесяти градусов.
  • Если же саржевое полотно состоит из шерсти, синтетики и шелка, максимальная температура составляет сорок градусов.
  • Специальную одежду и медицинскую форму можно стирать при более высокой температуре. При этом не помешает обработать вещи специальными антимикробными средствами.
  • Гладить саржу вовсе необязательно – она почти не мнется. Но если такая необходимость возникает, не нагревайте утюг сильно.

Итак, саржа – обширная группа тканей, которые могут быть изготовлены из разных материалов и незначительно отличаться техникой плетения. Но все они обладают целым рядом положительных свойств, таких как терморегуляция, устойчивость к влаге и жиру, прочность, гипоаллергенность.

Обзор плюсов и минусов

Перечень положительных качеств атласного переплетения тканей:

  • В первую очередь, такие материи очень красивы, их блеск и насыщенность цвета сохраняются после долгой эксплуатации.
  • Эти полотна мягкие, очень комфортные в носке, имеют охлаждающий эффект.
  • Атлас остаётся прочным долгое время.
  • Натуральная материя хорошо пропускает воздух.
  • Ткань не вызывает аллергических реакций.
  • Натуральные волокна в материале гарантируют отсутствие электризации.
  • Материал хорошо драпируется, красиво облегает фигуру.
  • Даже тонкие полотна непрозрачны, плохо пропускают свет. Это позволяет шить из них плотные и в то же время воздушные платья, шторы и др.

Разноцветные атласные ткани

Из минусов тканей с таким переплетением стоит отметить:

  • возможна усадка после стирки;
  • деликатным шёлковым полотнам требуется бережный уход;
  • объёмные изделия довольно тяжёлые;
  • необработанный край атласа осыпается, ткань скользит — это осложняет раскрой.

Рельефные рисунки

В зависимости от разного соотношения выпирающего утка и основы. Именно так образуются 3 популярные группы плетений:

  • Вафельное;
  • Диагональное;
  • Рубчиковое.

Для создания рельефа используется удлинение перекрытия. В диагонали рисунок образуется, благодаря рубчику с угловым направлением. Его выпуклость зависит от выбранного сдвига и его толщины нитки основы.

За создание просвета в вафельном плетении отвечают удлиненные перекрытия. Нити стягивают длинные промежутки, образуя отдельные вафельные группы. Просветы же делаются благодаря полотняному типу. Так как они менее плотные, лучше просвечиваются, что создает тот самый ячеистый рельеф. Эти виды также могут комбинироваться между собой, что придает им особую форму.

Это интересно: Волокна различного назначения: новалоиды NOVALOID, углеродные Celion, полиамид

Применение

Саржевые ткани применяются повсеместно и каждый знаком с этим видом текстиля. Современный вариант саржи прошел несколько усовершенствований, что заметно расширило сферу. Кроме рабочей одежды и универсальных джинсов ткань используется для костюмов, брюк, платьев и пальто. Из нее шьют изделия повседневной носки, униформу и не только.

  • Прочная хлопчатобумажная ткань востребована в изготовлении спецодежды для шахтеров, нефтяников и сотрудников силовых структур. Из нее шьют рабочие рукавицы и фартуки, добротные мешки и сумки.
  • Хлопковое полотно с водоотталкивающей обработкой применяется для обтягивания матрасов и мебели.
  • Грубые и жесткие материалы идут на крепежные и транспортировочные ремни, используются для изготовления шлифовальных тканей и предметов технического назначения.
  • Тонкая саржа с шелковистой поверхностью из волокон вискозы и полиэстера – наиболее распространенный подкладочный материал.
  • Комфортное нательное белье.
  • Хлопковая, идет на униформу медиков, химиков, продавцов.
  • Из шерстяной саржи шьют костюмы, брюки, юбки и жакеты для женщин и мужчин.
  • Хлопковая ткань с добавкой эластана – отличный вариант для летних платьев и блузок.
  • Постельное белье, шторы и скатерти.
  • Головные уборы, плащи и куртки.

При выборе саржевой материи нужно учитывать, что натуральный состав лишен эластичности и упругости. Такими свойствами обладают материалы с синтетической добавкой. Саржа порадует многообразием видов и богатством расцветок, чтобы подобрать нужный вариант на свой вкус и потребности.

Разновидности переплетения

Разнообразие нитяных узоров определяется разновидностями саржевого переплетения нитей:

  1. Классический тип. Угол рубчика на правую сторону, линии одинаковы по ширине.
  2. Обратный — наклон рубчика влево.
  3. Сложная разновидность — различимы несколько рельефных полос разной ширины. Прочность и другие свойства полотна от этого не меняются.
  4. Ломаная сетка позволяет сделать рисунок из разных направлений уголков. Таким является узор «ёлочка». Ломаным способом в основном ткут материи из шерсти, кашемировых, реже хлопчатобумажных волокон.
  5. Усиленное плетение позволяет получить широкие диагонали.

Ткани различаются по остроте угла рубчика. Если основные и уточные нити равны, то получается стандартный угол в 45 градусов. Когда основа превышает уток, угол будет шире, и наоборот, когда уток больше основы, угол получается острее. Саржевый эффект зависит и от свойств самой пряжи. Если она толстая и кручёная, рисунок выходит более рельефным, а материя грубой.

Применение при пошиве спецодежды

Саржа используется практически во всех сферах – бытовых и производственных. Хлопчатобумажная идет главным образом на изготовление спецодежды:

  • формы для медицинского персонала;
  • военной формы;
  • формы для охранников;
  • рабочих халатов;
  • фирменной униформы для магазинов;
  • рабочих костюмов для химических производств;
  • одежды для поваров и кухонных рабочих.

Для спецодежды важно такое качество, как терморегуляция. Это означает, что в прохладное время в ней не холодно, а в теплое не жарко

Имеет значение для тех, работает на улице, а также в жарких помещениях. Образецы спецодежды из ткани саржа представлены на фото:

Для военной формы, кроме терморегуляции важна хорошая аэрация материала. Материал хорошо впитывает пот, который быстро испаряется с ее поверхности. Кожа дышит под тканью любой плотности.

Описание ткани и особенности изготовления

Саржа — это массив тканей любого состава и назначения, объединенных оригинальным способом плетения. Эффект достигается благодаря особой схеме саржевого переплетения, при которой происходит смещение системы пересечения волокон на 1, 2, 3 и более нитей. Формируется на лицевой стороне полотна в виде характерного рельефа из мелких и крупных косых полосок, проходящих по ширине полотна и направленных чаще вправо.

Хотя есть ткани с показателем (раппортом) «влево» или в виде дроби с числителем из величины основных перекрытий и знаменателем из уточных. Маленький раппорт дает мелкий и частый диагональный рисунок. При больших значениях получается крупный рубчик из бугорков.

В любом случае благодаря диагональному переплетению получается плотная саржа с высокой степенью внутренней мобильности. Когда материал натянут, под нагрузкой оказываются сразу две нити.

В основе названия полотна латинское слово «sericus», то есть шелковый, из-за первых образцов саржи, выполненных из шелковых волокон. В середине 19 века саржевое плетение стало основой при производстве джинсовой ткани. Сегодня состав сырья может быть самым разным.

Состав тканей и свойства

В составе саржи могут быть натуральные и синтетические волокна. Но и хлопчатобумажный, и шёлковый, и шерстяной, и полиэстеровый материалы отличаются между собой нитями разной толщины. Этим объясняется великое многообразие семейства саржевых тканей. Однако, у них есть много общего.

Отличная терморегуляция . Саржи согревают в холод и охлаждают в жару.

Комфортная аэрация . Это «дышащий», не создающий парникового эффекта, материал.

Гипоаллергенность . Ткань не вызывает раздражения даже при прямом контакте с кожей.

Не накапливает электричества

Саржи не искрят, что крайне важно на многих производствах и в быту.

Хорошо принимает различные пропитки. Материал становится не воспринимающим химические и масляные загрязнения или приобретает водоотталкивающие свойства.

  • Гигроскопичность . Ткань быстро впитывает влагу и испаряет её на поверхность.
  • Отличный внешний вид . Материал не мнётся, не линяет при стирках и сохраняет цвет продолжительное время.
  • Не впитывает запахи .
  • Быстро сохнет .
  • Не образует катышков .

Ткани со саржевым переплетением обладают следующими качественными характеристиками и свойствами:

Высокое теплообменное свойство . В этой ткани будет комфортно в любое время года: зимой в сарже не будет холодно, а летом жарко

Это качество важно как для повседневной одежды, так и для специализированной. Кроме того, шторы из саржи будут меньше пропускать холодный воздух из окна при наличии щелей.

Гипоаллергенность

Это абсолютно не аллергенный материал, так как в ее составе содержится не менее 70 процентов хлопка. Контакт между кожей и материалом безболезнен и не способствует появлению никаких неприятных ощущений.

Способность накопления статического напряжения . Благодаря специальной пропитке может накапливать статическое напряжение.

Износостойкость . Это очень практичная и долговечная ткань, она может быть произведена с различной плотностью от 220 до 360 грамм на метр квадратный.

Водостойкость . Для улучшения качественных характеристик саржа пропитывается водоотталкивающими растворами, благодаря чему материал не пропускает влагу. Также полотно подвергается пропитке, отталкивающей масла, это делает комфортным его применение в технических помещениях, где работа связана с маслами.
Прочность;
Долговечность;
Простота ухода;
Экологичность;
Стойкость окраски.

Качественные характеристики гардинных и портьерных тканей саржевого переплетения во многом зависят от качеств и свойств самой пряжи, которая используется при выработке.

Кроме того, она не вызывает аллергии, долго сохраняет товарный вид , не истирается при носке, хорошо пропускает воздух и не накапливает статическое электричество, не закатывается, не впитывает запахов и не линяет при стирке.

Устойчивость к линьке, а также экологическая чистота обеспечиваются использованием натуральных нитей и красителей , не содержащих вредных примесей. Стойкость окраски достигается путем сернистого крашения.

Для примера представим качественные характеристики саржи камуфлированной. Это х/б материал с высокими износоустойчивыми свойствами. За счет особого переплетения, которым славится саржа , материал обладает высокой упругостью и прочностью, что делает его практичным. Камуфлированная саржа является экологически чистой тканью в силу того, что содержит натуральные волокна. Высококачественная пряжа, используемая при ее производстве, обладает повышенной способностью к разрывным нагрузкам.

Камуфлированное полотно имеет отличные показатели стойкости окраски, гигроскопические свойства и воздухонепроницаемые. Широко используется для пошива брюк, военно-полевых камуфлированных костюмов и различного рода униформ. Данный вид полотна подойдет для пошива одежды для активного отдыха, а также для пейнтбола и страйкбола. Ткань дышащая, носить ее комфортно.

На ценниках указываются параметры в виде аббревиатуры ВО и МВО . ВО означает водоотталкивающая, МВО – масловодооткалкивающая. Показатель прочности выражается в цифрах от 220 до 360 гр/кв.м. Чем больше цифра , тем выше прочность.

Соотношение цена-качество выше всяких похвал. При высоком качестве ткань имеет очень низкую цену.

Небольшим негативным моментом может считаться незначительная усадка некоторых хлопчатобумажных материй при первой стирке.

Как сделать плетеный коврик из цветной бумаги:


1. В качестве основы коврика, возьмем лист А5 формата. Нам нужно в этом листе сделать прорези. Можно сделать это на глазок. А чтобы получить более ровное изделие начертим на одинаковом расстоянии под линейку линии.


2. Свернем лист пополам и сделаем прорези ножницами по намеченным линиям.


3. Нарежем одинаковой ширины полосочки отличающегося цвета от коврика.


4. И проденем желтые полосочки через прорези в шахматном порядке.


5. Чтобы края не торчали, закрепим их клеем.


6. Коврик из цветной бумаги готов. И у вас наверняка получится!


7. Его можно делать разных размеров и цветов.


8. В этой технике плетения можно делать не только коврики. Например, закладку для книг. А здесь можно узнать, как сделать закладку из картона в другой технике. Цвета и узоры при плетении могут быть различны.

Детям старшего школьного возраста можно предложить сделать целую картину в технике плетение из бумаги. Например, дерево и ежика в лесу или многоэтажные дома с окошками. Имитировать окошки будут протянутые полосочки. А можно сплести ковер большего размера используя более сложный узор.

Источник

История производства

Первые атласные ткани появились в Китае более двух тысяч лет назад. Производились они из шелкового сырья, технология сохранялась в секрете в течение многих столетий. Популярность материала росла, она распространилась по всей Южной Азии, затем в Древнюю Грецию. В средние века атлас стал известным в Европе.

Так как сырье (натуральный шелк) был очень дорогим, из атласа шили дорогую одежду для императоров, священнослужителей и монархов. Лишь ближе к середине XX века, когда появилось синтетическое волокно, он стал доступен всем. Сейчас из атласа шьют женские вечерние наряды, блузки, платья, домашний текстиль.

 Читайте про: вискоза: основные характеристики. 
атласный

Саржевое переплетение: что это такое, схема, подробное описание техники

Переплетения тканей: от вида переплетения нитей основы и утка зависит характер и рисунок лицевой поверхности ткани.

Виды ткацких переплетений.

В зависимости от сложности ткацкие переплетения делятся:

1. Простые (гладкие)2. Мелкоузорчатые3. Сложные4. Крупноузорчатые

Простые (гладкие) ткацкие переплетения:

— полотняное— саржевое— атласно-сатиновое

Полотняное переплетение: основные и уточные нити чередуются через одну нить.

Ткани полотняного переплетения имеют одинаковую поверхность. Раппорт равен двум нитям.Полотняное переплетение применяется для выработки:Хлопчато-бумажных тканей: ситец, бязь, маркизет, батист.Льняные ткани: бортовка, парусина.Шелковые ткани: креп-дешин, креп-жоржет.Шерстяные ткани: сукна и костюмные ткани.

Саржевое переплетение имеет отличительную особенность — «рубчик».

На лицевой поверхности рубчик идет снизу вверх слева направо.Характерные признаки: наименьшее число нитей в раппорте 3.При прокладывании уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить. Саржевое переплетение обозначается дробью: число основных перекрытий / число уточных перекрытий.Саржа: 1/2, 1/3, 1/4 — уточнаяСаржа: 2/1, 3/1, 4/1 — основная.Саржевое переплетение обладает большей эластичностью, мягкостью, но меньшей плотностью, чем полотняное, т.к. перекрытия более удлиненные.

Атласное (сатиновое) переплетениеТкани имеют на лицевой поверхности удлиненные перекрытия — поэтому лицевая поверхность гладкая и блестящая.

На поверхности сатина — уточные нити.

На поверхности атласа — основные нити.

Раппорт не менее 5.Сатиновым переплетением вырабатывают хлопчато-бумажную ткань — сатин. У сатина высокая плотность по утку.Атласным переплетением вырабатывают ткани:Хлопчато-бумажные: сатин-дубль, ластикШелковые: креп-сатин, корсетные ткани, подкладочные.У атласно-сатиновых тканей повышенное сопротивление к истиранию, но эти ткани очень сыпучи и скользят при раскрое.

Производные переплетения получаются путем усложнения или изменения простого переплетения.

Производные полотняного переплетения: репсовые переплетения и «рогожка».

Репсовое переплетение образуется путем удлинения основных или уточных нитей, т.е. основная нить может идти через 2-3 и более уточных нитей (или наоборотуточная нить может идти через 2-3 и более основных нитей). Репс бывает продольный или поперечный.

«Рогожка» — двойное или или тройное полотняное переплетение.

Производные саржевого переплетения: усиленная саржа, сложная саржа, ломаная саржа.

Усиленная саржа отличается от простой саржи тем, что в ее переплетении нет одиночных перекрытий.Плательные ткани: шотландка, кашемир (2/2)Костюмные: бостон, шевиот (3/3)

Сложная саржа — чередование диагональных рубчиков.Ломаная саржа («Ёлочка»)

Производные сатинового переплетения: усиленный сатин.

Комбинированные переплетения:: — креповые — орнаментные — рельефные — ажурные

Орнаментные переплетения создают на поверхности ткани узоры в виде полосок, клеток и контуров.

Креповые переплетения. На лицевой поверхности разбросаны удлиненные перекрытия, которые придают мелкозернистый вид ткани.

Рельефные переплетения — образуют на ткани рисунок с выступающими нитями : вафельные ткани.

Просвечивающие переплетения придают ткани ажурный вид. Нить основы или утка сдвигается с образованием просвета.

Сложные переплетения образуются из трех и более систем нитей.К сложным переплетениям относятся: — двухлицевые — двухслойные — пике — ворсовые — петельные — перевивочные

Двухлицевые и двухслойные применяются для байки и драпа.

Ворсовые переплетения Ткани ворсовых переплетений имеют разрезной вертикально стоящий ворс. Ворс может быть сплошным или рисунчатым.Ворсовые перплетения образуются из трех систем нитей:1 ворсовая2-3 коренныеХлопчатобумажные ворсовые ткани: вельвет, бархатШелковые: бархат, велюр, плюш, искусственный мех.

Петельные переплетения: мохровая ткань.

Крупноузорчатые переплетения Размеры и формы рисунка очень разнообразны.Бывают: — простые — сложные.Ткани с крупноузорчатыми переплетениями: покрывала, гобелена, скатерти, салфетки.

Разновидности

Саржа — это множество материалов разного состава и плетения на основе синтетического и натурального сырья.

Рассмотрим классификации по основным критериям:

По происхождению сырья

Состав ткани — один из факторов, который определяет виды саржи:

  • Стрейчевая с эластаном в составе. Идет на пошив женской и детской одежды.
  • Вискозная саржа с соответствующими волокнами в составе, применяется как подкладка. Имеет мягкую упругую структуру. Отлично сочетается как с натуральными, так и с синтетическими нитями.
  • Полиэстеровая, состоящая из синтетических нитей.
  • Суровая из чистого хлопка, плотная при условии 4-хниточного переплетения. Может быть отбеленной или окрашенной. Отличается прочностью на разрыв, а также высокой износостойкостью.
  • Шерстяная, мягкая, теплая саржа. Незаменима при пошиве пальто, брюк, юбок, платьев, костюмов.
  • Хлопчатобумажная, тонко выработанная, выдерживает внешнее воздействие, комфортная при носке, позволяет коже «дышать».

Шелковая саржа ткань с характерным блеском и приятная на ощупь. Востребована при производстве нательного белья, домашней одежды.

По типу переплетения

Наклон диагональных полос и тонкости переплетения лежат в основе еще одной классификации саржевых полотен.

К самым распространенным видам саржи относятся:

  • Усиленная, для которой характерны широкие косые полосы, повышающие износостойкость материала.
  • Классический вариант с равносторонним наклоном полосок одинаковой толщины.
  • Ломаная саржа — гладкая мягкая ткань с рисунком в виде мелкой «елочки».
  • Стеганая или сложная, формирующая упругое прочное полотно, у которого рельеф состоит из полосок разной ширины.
  • Зигзагообразная с переменными наклонами нитей утка.
  • Криволинейная, при которой угол наклона косой полосы сначала увеличивается, а потом уменьшается;
  • Теневая с переходами от света к тени.

По методу окрашивания

Способ окрашивания определяет классификацию, по которой саржевые ткани делятся на виды (таблица):

Отбеленная Набивная Гладкокрашеная
Плотная, прочная саржа без блеска. Изготавливается из суровой пряжи. Возможно дальнейшее окрашивание. Пошив рабочей одежды, медицинских халатов. Полотно с рисунком, например, камуфляжное.
Для пошива униформы, головных уборов, верхней одежды, домашнего текстиля.
Однотонный материал. Подкладка для верхней одежды.
Технический материал.
Изготовление спецодежды.

Простые схемы

Самые первые ткани получали не мудрствуя. Известные с давних времен простые схемы создания тканых материалов популярны до сих пор. Появляются новые виды сырья, изменяются требования моды, а незабытые, исторически первые способы плетения, по-прежнему остаются востребованными.

Полотняный вид

В огромном количестве тканых материалов нити переплетены по полотняному типу. Это, по-видимому, исторически первая схема создания полотен, получившая по этой причине одноименное название.

Полотняное переплетение

При выполнении переплетений полотняного типа одна нить основы через одно перекрытие пересекает каждую уточную нить. Получаются красивые маленькие шахматные узоры.

  • Ткани, сделанные из нитей одинаковой или близкой по размерам толщины, имеют однородную поверхность с обеих сторон.
  • При сильно скученных нитях ткань выглядит зернистой. Такой эффект называют креповым.
  • Если нити основы гораздо толще, чем уточные нити, то поверхность равномерной быть не может. На одной стороне будет заметен рубчик.

Саржевый вид

Очень похожа на полотняную саржевая схема переплетения. Она имеет два особенных признака:

  • Первая особенность заключается в том, что в составе раппорта имеется минимум три нити.
  • Второе отличие – наличие сдвига на одну нить при переходе к каждому следующему раппорту.

В результате на поверхности образуется диагональный рубчик. Соотношение толщины продольных и поперечных нитей определяет внешний вид поверхности ткани, в частности величину угла наклона диагонального рубчика.

Саржевое переплетение

Атласные и сатиновые виды

Для данного вида характерен сдвиг удлиненного перекрытия в каждом следующем ряду минимум на две позиции. В раппорте содержится 5 и более нитей.

  • Если преобладают удлиненные перекрытия основы, получается атлас.
  • При преобладании нитей утка ткань называется сатином.

Удлинения на лицевой поверхности формируют гладкий, блестящий внешний вид полотен.