Зюйд-вест

Содержание

Ориентирование на местности по компасу

Перейдем к практическим вопросам – использованию компаса в походных условиях. Допустим, вы обнаружили на карте интересный географический объект и хотите добраться до него. Сначала нужно определить азимут.

  1. Определите по карте свое местоположение.

Проведите из этой точки линию вертикально вверх, это направление на север.

Установите на карту компас, чтобы его центр лежал на точке вашего пребывания, а буква С (или N) – на проведенной черте.

Поворачивайте карту, пока стрелка компаса не совпадет с направлением на север (не забудьте отпустить тормоз).

Глядя через прорезь на мушку, поверните верхнюю часть компаса, чтобы желаемый объект попал в «прицел».

Осталось посмотреть, на какое значение смотрит стрелка указателя. Если она находится между двумя цифрами, возьмите меньшую величину; затем сосчитайте количество делений от числа до стрелки. Поскольку каждое из них соответствует 5⁰, умножьте полученное количество на пять и прибавьте к величине, прочитанной на шкале.

Теперь можно записать азимут, который вы определили, и убрать карту в рюкзак, совершенно необязательно всю дорогу держать ее перед глазами. Направление движения вы узнаете по компасу.

  1. Установите компас на твердую поверхность. Если поблизости нет подходящих по высоте камней, пней и подобных предметов, используйте стоящий на земле рюкзак. Можно установить азимут и держа прибор в руках, но это создаст дополнительные сложности.

Отпустите тормоз и совместите синий конец стрелки с буквой С (или N).

Поставьте указатель на значение азимута.

Смотрите через прорезь на мушку и выберите ориентир.

Можно отправляться в путь. Достигнув ориентира, достаньте компас и определите следующий. Продолжайте, пока не придете в нужное место.

Как считаете, можно ли научиться паркуру в домашних условиях? В чем суть паркура и что требуется для того, чтобы стать настоящим трейсером, читайте в нашей статье.

А если вам по душе отдых на природе не пропустите наше описание кемпингов.

Умение определять азимут может пригодиться и в том случае, если группа путешествует без карты по известному маршруту. Представьте, что находясь высоко в горах, вы отправились осмотреть соседнюю вершину.

Пошли налегке, поскольку рассчитывали вернуться через несколько часов, но все планы спутали облака, внезапно затянувшие низину между возвышенностями. Неизвестно, когда они уйдут, возможно, такая погода продлится несколько дней.

Как быть? Сверху прекрасно видна гора, где расположен лагерь, но как ориентироваться в долине, заполненной туманом? Не переживайте, если вы уверены, что на пути нет опасных обрывов и пропастей, верный друг компас выведет на место.

  1. Расположите прибор так, чтобы синий конец стрелки смотрел на букву С (или N).

Вращая верхнюю часть, направьте мушку на место стоянки.

Запишите значение азимута на случай, если указатель собьется.

Двигаясь в облаке, держите компас перед собой, следите, чтобы северный конец стрелки совпадал с буквой С, и идите в направлении, которое указывает визирное устройство.

Конечно, такой способ недостаточно точен, и лучше не попадать в подобные ситуации, но при необходимости можно им воспользоваться. Если расстояние невелико, мимо горы вы не пройдете, зато без компаса можете уйти неизвестно куда или кружить на одном месте бесконечно долго.

Если что-то осталось неясным или хотите закрепить материал, посмотрите видео о том, как пользоваться компасом:

Как ориентироваться с помощью компаса

Прежде чем выполнить ориентирование по компасу, важно отдалиться от электроники, скопления металла. Затем нужно снять с держателя стрелку

После выполнения круговых движений она стабилизируется, покажет на север.

Затем необходимо определить место стоянки на карте, отметить конечный пункт следования, составить подробный маршрут. Для этого сопоставляется северное направление карты и прибора, обозначается требуемый курс.

Обозначение на компасе сторон света

В общепринятой системе знаков используются первые буквы названий сторон света: С – север, В – восток, Ю – юг, З – запад. Часто на циферблате приборов можно увидеть английские буквы: N (North), E (East), S (South), W (West).

Обозначение на компасе сторон света

Чтоб туристам как можно легче было определить стороны света по компасу, на лимбе часто обозначаются дополнительные направления: СЗ, СВ, ЗЮ, ЮВ.

Как вычислить стороны света

Принято, что на всех картах север расположен вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. Расположение сторон горизонта возможно высчитать приблизительно.

В компасе стрелка не зафиксирована: ее намагниченная часть (обычно синяя) всегда показывает на северное направление. Однако бывают модели приборов, в которых стрелка окрашена в иной цвет. Чтоб при ориентации избежать ошибки, нужно на практике определить намагниченную половину. Таким образом дополнительно проверится работоспособность компаса.

Для этого требуется в полдень с прибором выйти на улицу. В это время солнышко расположено ближе к южному направлению. Часть стрелки, которая развернется к солнцу, будет указывать на юг.

Как с помощью компаса найти азимут

Согласно определению, азимут – это угол между направлением на север и пунктом следования. Он измеряется в градусах, а его значение может быть в пределах от 0 до 360°.

Как определить азимут по компасу:

  1. Расположить прибор горизонтально.
  2. Аккуратно снять с фиксатора стрелку.
  3. После стабилизации последнюю совместить с обозначением С на лимбе.
  4. Выбрать пункт назначения.
  5. Вычислить заданный угол.
  6. Строго следовать полученной информации.

Если турист не будет отклоняться от правильного курса, то он безошибочно достигнет поставленной цели. Для возвращения в начальный пункт применяется обратный азимут, направление движения будет противоположным.

Нахождение азимута с помощью компаса

Как пользоваться компасом в лесу без карты

Следующая техника ориентирования подходит туристам, которым не нравится делать вычисления, а также охотникам, грибникам.

Пошаговая инструкция:

  1. Точкой отсчета будет служить значимый объект (желательно удлиненный): знакомая тропа, ручей, дорога. В качестве основы ориентира применяются стороны света.
  2. Стать спиной к исходному месту, лицом к конечному пункту.
  3. С помощью компаса определить направление (например, юго-западное), двигаться строго по нему, внимательно следить за стрелкой.

Если требуется вернуться в начальную точку, нужно идти в противоположную сторону (северо-восточную).

Применение компаса без карты в лесу

Ориентирование по компасу и карте

В путешествие на дальнее расстояние рекомендуется взять компас, карту, карандаш, линейку. Иногда туристы заранее изучают незнакомую местность.

Порядок действий:

Обозначить на карте планируемые места посещения.
Привести стрелку компаса в действие, совместить ее синюю половину с севером на географической карте.
Соединить первый пункт остановки с серединой лимба, вычислить угол между направлением на север и нужным объектом, в записях зафиксировать обратный азимут.
Выполнить аналогичную процедуру со всеми промежуточными точками маршрута.
В пути важно периодически сверять ранее полученные данные.

При наличии правильных вычислений вероятность потеряться во время похода минимальная.

Ориентирование по компасу и карте

Зеркало

Зеркало в составе конструкции компаса обычно служит для более точных измерений, поскольку позволяет следить за положением стрелки во время визирования прибора на объект, расположенный на местности. Однако, как было сказано ранее, в некоторых моделях зеркало также позволяет более точного направить компас на нужный объект.

Обычно такое зеркало представляет собой ровную гладкую металлическую пластину, что делает его неуязвимым к падениям, ведь в отличии от стеклянного зеркала металлическая пластина никогда не разобьется.

Лично мне очень нравятся модели компасов со встроенным в них зеркалом, ведь кроме более точных измерений, они позволяют использовать зеркало по прямому назначению, например, для того, чтобы самостоятельно извлечь попавшее в глаз инородное тело (мошка, соринка). А в аварийной ситуации таким зеркалом вполне удобно и эффективно, отражая солнечные лучи, подавать сигналы бедствия.

Сущность ветра

Грозный и неукротимый бог северного ветра Борей, долго летая, облюбовал себе место на Западном Кавказе. Он поселился на живописной горе, которую люди называли Тхачагочук, что означает «гора богов». С тех пор здесь не стало покоя. Проснётся Борей, замашет крыльями, и в цветущих горных долинах деревья склоняются до земли, на море вздымаются волны, готовые поглотить и лодки рыбаков, и корабли отважных мореплавателей. Особенно много бед причиняли забавы Борея на побережье двух бухт: Цемесской и Геленджикской. Нередкое явление для Геленджикского района, так же и для Новороссийска, — северо-восточный ветер – норд-ост. «Норд-ост» или «бора» (по имени бога северного ветра Борея) — это одно из интереснейших явлений природы, охватывающее Черноморское побережье от Анапы до Туапсе. Норд-ост «родился» в соседнем с Геленджиком городе – в Новороссийске. 13 января исполнится 161 год с того дня, когда наш новороссийский норд-ост стал известен всей России. Тогда погибло 57 моряков. Это было в 1848 году. Погибла эскадра морских судов адмирала Юрьева. Список жертв новороссийской боры не ограничивается эскадрой адмирала Юрьева. В конце прошлого, 20 века от ее неистовства погибло пять судов.

Зимой 1929 года внезапно налетевший норд-ост, в те дни лютый ветер, опрокинул стоявшие на путях у товарные вагоны, снес крыши с многих зданий, порвал, перепутал провода, покорежил немало деревьев. Дома вдоль южной набережной, куда вихрь непрерывно нес тучи брызг, покрылись льдом вплоть до дымовых труб. Этот уголок стал напоминать Арктику с ее торосами и айсбергами. Когда стих норд-ост, люди смогли переходить по льду обычно не замерзающую бухту.

Синоптики теперь за несколько часов предупреждают о приближении норд-оста. И когда на портовых сооружениях появляются штормовые сигналы, стоящие у причалов суда торопятся заблаговременно уйти в море, где сила ветра значительно слабее.

У берегов на дне моря археологи находят много утонувших предметов с различных судов, в том числе древнегреческие амфоры – глиняные сосуды, в которых на кораблях купцы перевозили вино, оливковое масло и другие товары, которыми торговали. Возможно, это следы кораблекрушений – древнейших жертв боры.

Такие ветра, как норд-ост, дуют и в других частях света: на островах Новая Земля, на Адриатическом море, на Байкале такой ветер называется Байкальская сарма.

Где же кроется тайна рождения норд-оста? Эта загадка давно волнует умы ученых и воображение писателей. Писатели К. Паустовский в повести «Чёрное море» и Н. Аксаков в романе «Ветер с моря» посвятили не одну страницу злобной боре и поискам ее укрощения.

Норд на компасе что значит. Как обозначен восток на компасе?

Ко́мпас

— прибор для определения горизонтальных направлений на местности. Применяется для определения направления, в котором движется морское, воздушное судно, наземное транспортное средство; направления, в котором идет пешеход; направления на некоторый объект или ориентир. Компасы подразделяются на два основных класса: магнитные компасы типа стрелочных, которыми пользуются топографы и туристы, и немагнитные, такие, как гирокомпас и радиокомпас.

Описание конструкции

Для определения направления в компасе есть картушка

– это круговая шкала с 360 делителями (каждая из них отвечает одному угловому градусу), размеченными так, что отчет ведется от нуля по часовой стрелке.

Обычно направлению на север (норд, N) отвечает 0°, на восток (ост, O, E) — 90°, на юг (зюйд, S) — 180°, на запад (вест, W) — 270°. Это главные компасные румбы

(страны мира).

Между ними расположены «четвертные» румбы

: норд-ост, или (45°), зюйд-ост, или (135°), зюйд-вест, или (225°) и норд-вест, или (315°).

Между четвертными и главными расположены 16 «основных» румбов

, таких как, норд-норд-ост и норд-норд-вест (когда-то было еще 16 румбов, таких как, «норд-тень-вест», которые назывались просто румбами).

История возникновения

Модель китайского компаса периода династии Хань

Само слово «компас» произошло от древнебританского «compass», означавшего «круг». Большинство современных историков утверждает, что компас был изобретен в Китае в I в. до н. э. Хотя есть свидетельства, что данный прибор существовал еще во 2-м тыс. до н. э. В любом случае тогда компас являл собой небольшой кусок намагниченного металла, который был прикреплен к деревянной планке, находившейся в сосуде с водой. Такой компас использовался при движении по пустыням. Также им пользовались астрологи. История открытия компаса гласит, что в арабском мире он появился в VIII в., а в европейских странах — только в XII в. Первыми названный прибор переняли у арабов итальянцы. Затем компас начали использовать испанцы, португальцы и французы. Последними о новом приборе узнали немцы и англичане. Но и в то время устройство компаса оставалось максимально простым: магнитная стрелка укреплялась на пробке и опускалась в воду. Именно в воде пробка, дополненная стрелкой, ориентировалась соответствующим образом. В XI в. все в том же Китае появилась стрелка компаса, которую изготовляли из искусственного магнита. Как правило, ее делали в форме рыбки.

Дорожный компас и солнечные часы, XVIII век

История создания компаса была продолжена в XIV веке. Эстафету принял итальянец Ф. Джойя, который сумел значительно усовершенствовать этот прибор. В частности, он решил надеть магнитную стрелку на вертикальную шпильку. Это нехитрое, на первый взгляд, приспособление помогло значительно улучшить компас. Кроме того, к стрелке была прикреплена катушка, разбитая на 16 румбов. Спустя два столетия деление катушки уже составляло 32 румба, а коробку со стрелкой начали помещать в специальном карданном подвесе. Таким образом, качка корабля переставала влиять на компас. В XVII в. компас оборудовали вращающейся линейкой, что помогло более точно отсчитывать направление. В XVIII в. у него появился пеленгатор.

Но на этом история создания компаса не заканчивается. В 1838 г. был найден способ нейтрализации влияния на данное устройство железных изделий корабля. А в 1908 г. появился гирокомпас, ставший основным навигационным прибором. Именно он всегда указывает на север. Сегодня точное направление движения можно узнать при помощи спутниковой навигации, тем не менее много судов оснащены магнитными компасами. Их используют для дополнительной проверки или на случай технических неполадок. Таким образом, история создания компаса насчитывает даже не сотни, а тысячи лет.

Магнитный компас

В приборе, указывающем направление, должно быть некое опорное направление, от которого отсчитывались бы все другие. В магнитном компасе таким направлением служит линия, соединяющая Северный и Южный полюса Земли. В этом направлении сам собой устанавливается магнитный стержень, если его подвесить так, чтобы он мог свободно поворачиваться в горизонтальной плоскости. Дело в том, что в магнитном поле Земли на магнитный стержень действует вращающая пара сил, устанавливающая его в направлении магнитного поля. В магнитном компасе роль такого стержня играет намагниченная стрелка, которая при измерении сама устанавливается параллельно магнитному полю Земли.

Стрелочный компас

СТРЕЛОЧНЫЙ КОМПАС с арретиром для стрелки. 1 — намагниченная стрелка; 2 — стеклянная или пластиковая крышка с разметкой компасных направлений; 3 — каменный (часовой) подпятник; 4 — арретир для закрепления стрелки в нерабочем положении; 5 — ось.

Направление ветра

Регион, откуда дует ветер, называется направлением ветра . Следовательно, это направление имеет направление, противоположное воздушному потоку или направлению ведомого сосуда.

Направления первого порядка соответствуют четырем сторонам света: север (N), восток (E), юг (S) и запад (W).

Во втором порядке есть четыре промежуточных направления, называемых «межкардинальными», названия которых образованы путем объединения инициалов окружающих их сторон света, N и S, предшествующих E и O, что дает: NE, SE, SW и NO. .

В третьем порядке инициал кардинала предшествует аббревиатуре межкардиального направления. Таким образом, восемь дирекций — это NNO, NNE, ENE, ESE, SSE, SSO, OSO и ONO; вместе с восемью основными направлениями первого и второго порядка они образуют 16-разветвленную розу ветров.

В четвертом порядке, в розе ветров с 32 ветвями, среднее направление между точкой первого (или второго) порядка и точкой третьего порядка принимает имя первого (или второго) порядка, за которым следует слово » четверть »(или символ« 1/4 ») и название второго (или первого) ордера, на который должна быть сделана корректировка« четверти »: N 1/4 NE между N и NNE, NE 1/4 N между NE и NNE и так далее.

В приложениях, требующих большей точности, направление предпочтительно выражается в градусах от севера .

Шкала компаса

Шкала компаса представляет собой набор отметок, нанесенную по кругу на диск, расположенный под стрелкой. На этой круговой шкале, как правило, имеется ряд цифр, причем в одних моделях цифры отличаются от цифр в других моделях.

Что же означают эти цифры и почему отличаются?

В зависимости от модели компаса, шкала может показывать, как градусы, так и тысячные. Хотя очень часто встречаются модели одновременно с двумя шкалами.

Градусы используются туристами для работы с азимутами, о которых мы рассказывали в этой статье (Как определить азимут по компасу), а тысячные — это единицы измерения углов, применяемых в военном деле.

Если это градусная шкала, тогда цифры в ней располагаются в порядке возрастания по часовой стрелке. Полный оборот составляет 360 градусов.

Если же шкала дана в тысячных, то цифры тут могут располагаться, как по часовой, так и против часовой стрелки, в зависимости от модели компаса.

Значения шкалы, показывающей тысячные, могут лежать в разных пределах. Существует три возможных варианта:

  • от 0 до 60;
  • от 0 до 63;
  • от 0 до 64.

Это связано с тем, что тысячная представляет собой примерно 1/6283 полного оборота, что выводится из формулы 1 / (2π × 1000), а такое значение не совсем удобно для использования на практике. Поэтому в целях упрощения задачи использования тысячной, указанное число округлили, причем в разных странах это сделали по-своему:

  • в бывшем СССР и некоторых других армиях тысячную приняли равной 1/6000;
  • в армии Швеции — 1/6300;
  • в армии НАТО — 1/6400.

Отсюда и разное число тысячных в шкалах разных моделей. Так выглядит вариант с 64 делениями:

А так — вариант с 60 делениями:

Чтобы узнать цену деления шкалы, будь она выражена в тысячных или в градусах, нужно взять соседние засечки, на которых указаны цифры и поделить их разницу на количество отрезков, отделенных засечками между этими цифрами.

Например, для того, чтобы узнать цену деления внутренней шкалы компаса Адрианова:

  1. Берем навскидку два его значения, лежащих по соседству на шкале, — 45° и 60°.
  2. Определяем разницу между ними: 60° – 45° = 15°.
  3. Подсчитываем количество промежутков, разграниченных штрихами между значениями 45° и 60°, — их получается 5.
  4. Рассчитываем цену деления градусной (внутренней) шкалы данной модели: 15° / 5 = 3°.

Также кроме тысячных и градусов на диске почти всегда имеются обозначения румбов. Всего существует 32 румба, делящих диск компаса на 32 равных части, но чаще всего используются лишь 4 основных и 4 вспомогательных, то есть в сумме — 8.

Рассмотрим восемь наиболее часто используемых румбов и то, как они обозначаются:

  • N (North) — север.
  • NE (North-East) — северо-восток.
  • E (East) — восток.
  • SE (South- East) — юго-восток.
  • S (South) — юг.
  • SW (South- West) — юго-запад.
  • W (West) — запад.
  • NW (North-West) — северо-запад.

Максимальное количество румбов — 32, чего вполне достаточно для навигации и ориентирования.

В редких случаях для русскоязычного населения румбы подписываются заглавными буквами русских названий сторон света — «С» (север), «Ю» (юг), «В» (восток) и «З» (запад).

В одной из первых и, пожалуй, самой известной отечественной книге по выживанию «Книга, которая спасет вам жизнь» автор удивляется шкале компаса, расчерченной на 60 делений, полагая, что шкала приведена в румбах. Но, как мы понимаем, это вовсе не ошибка производителей: просто автор не знал о военных, а если быть точным, артиллерийских способах измерения углов, и перепутал тысячные с румбами.

Иногда, но крайне редко, встречается градусная шкала, увеличивающаяся как в левую, так и в правую сторону от северного направления. Такой шкалой удобно пользоваться для ориентирования карты с учетом магнитного склонения, а также для измерения угла наклона при наличии встроенного в колбу инклинометра.

Как и на стрелку, на некоторые засечки шкалы иногда наносят светящуюся краску для удобства работы с компасом в темное время суток.

Шкала не всегда жестко закреплена: в некоторых моделях она может вращаться пользователем, что удобно при измерениях, осуществляемых с помощью компаса.

Компас

Одним из величайших открытий человечества является изобретение компаса. Трудно переоценить его значение, он произвел настоящий переворот в истории мореплавания. Компас стал первым навигационным прибором, который позволил отважным морякам оставить морские берега и выйти в открытое море. Уже в III веке до н. э. в Китае был изобретен прибор, указывающий стороны света. Древний компас имел вид ложки с тонким черенком и шарообразной выпуклой частью, сама ложка была изготовлена из магнетита. Хорошо отполированная выпуклая часть ложки устанавливалась на медную или деревянную пластину, которая была также тщательно отполирована. Черенок ложки свободно висел над пластиной, а сама ложка свободно вращалась вокруг оси установленного выпуклого основания. На пластине были обозначены страны света в виде циклических знаков Зодиака. Роль магнитной стрелки выполнял черенок ложки. Если черенок привести во вращательное движение, а затем немного подождать, то остановившаяся стрелка (ее роль играет черенок ложки) будет указывать точно на юг. Это был самый первый древний компас, названный сынань — «ведающий югом» и описанный китайским философом Хэнь Фэй-цзы. Конечно, такой компас был далек от совершенства, имел много недостатков: магнетит был непрочен и плохо поддавался обработке, а трение между поверхностью доски и выпуклой частью ложки приводило к небольшим отклонениям от направления на юг. В ХI веке в Китае изобрели плавающую стрелку компаса, ее делали из искусственного магнита. Намагниченный железный компас, обычно в форме рыбки, нагревался до красноты, а затем опускался в сосуд с водой. Здесь она начинала свободно плавать, а ее голова поворачивалась в сторону юга. Ученый Шэнь Гуа, живший и творивший в Китае в том же ХI веке, долгое время изучал свойства магнитной стрелки. Им было предложено несколько разновидностей компаса. Используя намагниченную иглу, которую нужно прикрепить воском в центре корпуса к висящей шелковой нити, он установил, что такой компас более точно указывает направление по сравнению с плавающим. Им была предложена и более усовершенствованная конструкция, в которой намагниченная иголка крепилась на шпильку. Тот факт, что стрелка компаса указывала направление на юг с небольшим отклонением, ученый объяснил не совпадением географических и магнитных меридиан, они образуют угол, который позже научились вычислять и назвали магнитным отклонением. На многих китайских кораблях уже в ХI веке были установлены плавающие компасы. В ХII веке китайская игла стала использоваться арабами, от них в ХIII веке она стала известна итальянским морякам, затем испанцам, португальцам и французам. Немцы и англичане начали пользоваться компасом позже. Если вначале компас представлял собой намагниченную иглу и кусок дерева, плавающего в сосуде с водой, то позже сосуд стали закрывать стеклом, чтобы защитить поплавок от воздействия ветра. В 14 веке магнитную стрелку разместили на острие в середине бумажного круга, названного картушкой. Позже итальянец Флавио Джулио сделал огромный шаг на пути усовершенствования компаса, поделив картушку на 16 частей (румбов). Позже круг разделят на 32 сектора. В 16 веке стрелку начали крепить на кардановый подвес, что уменьшило воздействие качки, а в 17 веке компас усовершенствовали вращающейся линейкой с визирами для более точного расчета направления.

Правила использования

Работать с компасом несложно

Прежде всего, важно помнить о том, что устройство реагирует на металлические предметы, искажая показания. Для уточнения местоположения необходимо положить прибор на ровную горизонтальную поверхность

Специалисты не рекомендуют держать его в руках, поскольку даже незначительные колебания могут изменить значения. Идеально подойдет для этих целей камень либо пенек. Чтобы узнать обозначение сторон, нужно выполнить несколько действий: 

  1. На компасе снимают арретир, удерживающий стрелки, и дожидаются, пока они перестанут вращаться.
  2. Остановившаяся стрелка будет указывать в северную сторону.
  3. Устройство поворачивают так, чтобы деление 0º лимба совпадало с северным направлением.
  4. Нужно повернуться лицом в ту же сторону, куда направлена стрелка, указывающая север. За спиной будет находиться юг, справа — восточная сторона, слева — западная.

Если в наличии есть компас и карта, можно использовать для ориентирования оба эти предмета. Действовать необходимо по инструкции: 

  1. Компас с обозначениями на английском или русском языке прикладывают к карте.
  2. Оба предмета поворачивают так, чтобы северный кончик стрелочки был направлен на верхнюю рамку карты.
  3. Стрелка должна расположиться параллельно боковой рамочке.

Если смотреть на карту и одновременно ориентироваться по направлению, которое обозначается компасом, можно в точности узнать местоположение определенного объекта. При работе с прибором нельзя искусственно поворачивать или заклинивать стрелку, а также наклонять устройство. 

Компас — универсальный прибор, который повсеместно применяют для навигации. Циферблат оснащен буквами и румбами, позволяющими без особого труда определить стороны света. Устройство используют военные, моряки, туристы, а также обычные люди, которые любят путешествовать. 

Если смотреть на карту и одновременно ориентироваться по направлению, которое обозначается компасом, можно в точности узнать местоположение определенного объекта

Картушка компаса.

Для определения направлений в компасе имеется картушка (рис. 1) – круговая шкала с 360 делениями (соответствующими одному угловому градусу каждое), размеченными так, что отсчет ведется от нуля по часовой стрелке. Направлению на север (норд, N, или С) обычно соответствует 0°, на восток (ост, O, E, или В) – 90°, на юг (зюйд, S, или Ю) – 180°, на запад (вест, W, или З) – 270°. Это главные компасные румбы (страны света). Между ними расположены «четвертные» румбы: норд-ост, или С-В (45°), зюйд-ост, или Ю-В (135°), зюйд-вест, или Ю-З (225°) и норд-вест, или С-З (315°). Между главными и четвертными расположены 16 «основных» румбов, таких, как норд-норд-ост и норд-норд-вест (некогда было еще 16 румбов, таких, как «норд-тень-вест», называвшихся просто румбами).

Также по теме:

ПОЛЮСЫ

Как образуется новороссийская бора

Учеными выдвинуты разные предположения о происхождении северо-восточного вихря.

Перед Новороссийском холодный воздух на некоторое время задерживается горным хребтом, но вскоре с большой силой низвергается через узкий и низкий, чем соседние горы, Мархотский хребет к морю.

Но большинство ученых объясняют нежданный налет ураганного ветра тем, что сразу за Маркотхским хребтом лежит обширная горная чаша, изрезанная ущельями. С севера сюда поступает холодный, плотный воздух. Поднявшись до вершины, холодный воздух, сталкивается с теплым морским воздухом. Начинается борьба теплого и холодного воздуха. А мы с вами видим на гребне хребта густой туман. В народе его называют «борода». Очень часто в борьбе побеждает холодный воздух и тогда он с огромной скоростью устремляется вниз, к морю. Скорость ветра может достигать 100 км/ч. Норд-ост может дуть от одних суток до недели. Когда начинается норд-ост, температура воздуха может резко понижаться. Так, в 1997 году была отмечена самая низкая температура воздуха в Геленджике – -20 градусов.

Но нередко можно наблюдать, что шапка (борода) появилась, но боры нет, и шапка постепенно исчезает. В этом случае побеждает теплый морской воздух.

Будь наш Маркотхский хребет выше или ниже, таких ветров бы не было.

Корпус

Корпус компаса может быть как металлическим, так и пластмассовым.

Металлические корпуса, как правило, более крепкие. Существуют даже специальные ударопрочные модели, выдерживающие значительные механические воздействия. Однако вместе с тем компасы в металлической оправе, как правило, более тяжелые по сравнению с моделями, корпус которых состоит из пластика.

Считается, что латунный корпус способствует более быстрой стабилизации стрелки за счет возникающих индукционных токов. Но в большинстве современных моделей туристических компасов и компасов для спортивного ориентирования эта задача решена другим путем — наполнением герметичной колбы прибора специальной жидкостью, создающей дополнительное сопротивление для стрелки и мгновенно гасящей любые ее колебания, что очень удобно, особенно, если ориентироваться приходится прямо на ходу.

Хорошо, если нижняя часть корпуса выполнена из прозрачного пластика и на нее нанесены параллельные направлению север-юг риски. Таким компасом намного удобнее пользоваться, проводя измерения по карте, чем моделями, имеющими в своей конструкции лишь одну линейку.

На фото показана модель с одной лишь линейкой:

Пример работы с компасом, у которого на прозрачном дне нарисованы параллельные штрихи показан в видео:

Компас и карта

Путешественникам, находящимся далеко от людей и цивилизации, очень нужны навыки, благодаря которым они ориентируются по карте с компасом, чтобы избежать отклонений от маршрута. Опытные туристы всегда сначала изучают на карте свой маршрут, чтобы вычислить прямой азимут и обратный, данные записывают. Для таких вычислений понадобится карта нужной вам местности, карандаш, линейка и, конечно же, компас. Сейчас поймем, зачем.

ВАЖНО: Наличие изображений и фотографий карт в ваших гаджетах поможет решить проблему отсутствия бумажного варианта. Но доступность картинок должна быть и в режиме «в самолете»

Но доступность картинок должна быть и в режиме «в самолете».

  1. На горизонтально разложенную карту карандашом наносят все важные точки маршрута, который планируется пройти, обозначается конец маршрута.
  2. Положив компас на карту, освобождают стрелку. Стороны света снова доступны на компасе.
  3. Далее нужно совместить окрашенный конец стрелки с буквой N (север) на лимбе.
  4. Карту поворачивают так, чтобы обозначение севера на ней совпало с севером на компасе.
  5. Линейка прикладывается таким образом, чтобы линия от нее совпадала с первой указанной маршрутной точкой и серединой лимба. Прикладывая ее вот так, мы вычисляем угол между линейкой и севером. Исчисляем его в градусах. Значение записывается. Сейчас же находится и обратный азимут, который записывается.
  6. То же нужно проделать и с другими точками по всему маршруту, заканчивая конечной точкой. Значения всех отрезков вашего маршрута нужно записывать.
  7. Нужно обязательно сверяться с вашим компасом на протяжении всего пути.
  8. По уже вычисленному обратному азимуту возвращаются.

Если так просчитать свой маршрут, то можно абсолютно не беспокоиться – вы никогда не заблудитесь. Компас не позволит сбиться с пути.