Рдейский успенский монастырь

Содержание

Хутынский монастырь

Рекомендовать место

23

4

История обители тесно связана с именем старца Варлаама Хутынского, который является одним из наиболее почитаемых на севере России святых. По легенде место, где появился монастырь, считалось «худым», где властвовали злые силы. Варлаам сумел с помощью молитвы изгнать злых духов и построил церковь Спаса Преображения. Сегодня Хутынский монастырь являет собой прекрасный памятник культовой архитектуры XVI–XIX веков.

Жизнь Хутынского монастыря окутана многочисленными легендами и преданиями. Например, в 1462 году в обитель приехал царь Иван III, чтобы поклониться святым мощам. Государь начал выпытывать у игумена, почему закрыты ковчеги с мощами и предложил открыть их, чтобы любой человек мог приложиться к святыням. В момент, когда начали раскапывать могилу святого Варлаама, из земли ударил огненный столб. В ужасе царь побежал из церкви, а из земли продолжали вырываться огненные столбы. Иван III в большом страхе покинул обитель, а оставленный им посох и обожженная дверь алтаря долгое время хранились в ризнице монастыря.

Сейчас на территории Хутынского монастыря находится сопка, на вершине которой стоит часовня Варлаама Хутынского, а неподалеку от стен монастыря – святой источник. В главном монастырском храме Спаса-Преображения хранятся мощи преподобного Варлаама, а также покоится прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина, усадьба которого располагалась в Новгородской губернии.

После революции

В 1918 году в храме среди послушниц начались волнения. За несколько лет здесь сменилось сразу несколько настоятельниц. Обитель, просуществовавшая до тридцатых годов прошлого века, в результате была закрыта. Однако здесь продолжало жить несколько монахинь, сюда иногда приезжали паломники.

В годы войны Рдейский монастырь сильно пострадал. Была взорвана его колокольня, да и сам собор был сильно разрушен. После войны многие местные жители подрывались на растяжках и минах, которые были вокруг монастыря. Но даже это не отпугивало мародеров, которые растаскивали его внутренние украшения. После войны многие окрестные деревни опустели. Видимо, поэтому Рдейский Успенский монастырь больше не реставрировался.

Антониев монастырь

Рекомендовать место

12

2

Согласно первой новгородской летописи, Антониев монастырь был заложен в в 1117 году, строительство было завершено через два года. Основателем его был преподобный Антоний Римлянин.

Удивительные легенды рассказывают о появлении основателя монастыря. Во время молитвы Антония кусок скалы, на которой стоял преподобный, откололся, и на этом камне он доплыл до Новгородской земли. Антоний увидел в этом божий промысел и на месте, куда принесли его воды реки Волхов, решил основать монастырь.

Основным храмом монастыря является собор Рождества Пресвятой Богородицы. На территории комплекса находится немало достопримечательностей. К ним можно отнести 6 мозаичных икон 12 века, трость из морской травы, которую якобы держал в руках святой Антоний, когда прибыл в Новгород, а также кусок камня, на котором приплыл преподобный.

В1920 году монастырь был упразднен. Сегодня на этой территории находятся факультеты Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.

Недействующие монастыри

Памятники церковной архитектуры – заброшенные и восстанавливаемые монастыри.

Зверин-Покровский монастырь

Впервые монастырскую деревянную церковь Покрова упомянули в летописи в 1148 года, когда ее уже уничтожила молния. Появившиеся впоследствии строения Зверина монастыря в 1721 году закрыли, но спустя 6 лет восстановили. В XVIII веке этот и Николо-Бельский монастыри объединились. В 1899 году обитель пополнилась Покровским собором. С приходом большевиков монастырь закрыли. Возвратили верующим собор в 1989 году.

Адрес: г. Великий Новгород, ул. Бредова-Звериная, 18

Сайт: www.soborpokrova.ru

Деревяницкий монастырь

Название исходит от реки Деревянки, где стоит монастырь. Первое его упоминание в летописях – в 1335 год, когда построили в камне храм Воскресения Христова в камне по распоряжению св. Моисея. Под конец XVII века перестроенное церковное строение разрушилось, вместо него появился Воскресенский собор. Позднее территория монастыря украсилась выложенной камнем церковью Успения Богородицы.

Адрес: г. Великий Новгород, ул. Восточная, 3

Старорусский Спасо-Преображенский монастырь

Лавру создал в 1192 году игумен Мартирий. Спустя 6 лет построенный деревянный собор Спаса Преображения сгорел, новый в камне отстроили в 1442 году. Его иконостас, в 5 ярусов, – в византийском стиле. Украсила храмовый интерьера чудотворная икона Божией Матери. В монастыре хранятся части святых мощей 50-ти угодников. На монастырской территории до 1630 году возвели церкви – Рождества Христова и Сретения Господня.

Адрес: г. Старая Русса, Монастырская площадь, 1

Десятинный монастырь

Монастырь входит в когорту старейших в Новгороде. Основание пустыни относят к началу XIV века, когда поставили церковь св. Богородицы. В 1397 году возвели храм Рождества Богородицы, а в 1413 году – церковь Иоанна Предтечи (она в камне). Поступательно в обители появлялись кельи-стены из камня, крипта, трапезница. В 1809 году возвели звонницу в камне, перестроили в 1903 году. И сегодня она увенчивает монастырский ансамбль.

Адрес: г. Великий Новгород, Десятинный монастырь, 3

Рдейский Успенский монастырь

Поначалу на полуострове Рдейского озера существовал Преображенский мужской монастырь. В него входили и обители –Троицкая и Николо-Хвоинская. Монастырь упразднили в 1764 году, в 1886 году учредили женскую общину, превращенную в пустынь в 1893 году. В советский период ее закрыли. Сегодня в монастырском Успенском соборе частично сохранился уникальный иконостас из белого мрамора с витиеватой резьбой.

Адрес: заповедник Рдейское озеро

Легенды

Сюда сегодня пытаются попасть многие туристы. Местные жители практически всегда предупреждают новичков о том, что ради праздного любопытства не стоит преодолевать трудную дорогу, чтобы попасть в Рдейский монастырь. Легенды, которые веками слагались вокруг этого места, тем не менее, привлекают сюда. Именно они, видимо, и побуждают людей предпринять это опасное и трудное путешествие – дорогу к храму.

Несмотря на то, что вокруг обители святых ключей нет, здесь с водой проблем не возникает. Люди пьют ее прямо из Рдейского озера. На вкус приятная вода, не портится очень долго. Рдейский монастырь называют замоленным: вокруг него ходит много легенд о целебных свойствах. Сюда, судя по рассказам, людей приводили для изгнания из них бесов. Женщинам, страдающим от бесплодия, хватало всего одного посещения, чтобы потом рожать здоровых детей. Ходят слухи, что здесь исцеляли людей от проблем с опорно-двигательным аппаратом.

Брать из храма нельзя ничего — Рдей «накажет». Свидетельством тому сравнительно недавний случай, когда два охотника решили унести отсюда плитку для своей бани, надрали три мешка и отвезли домой. Очень скоро один из них трагически погиб, а другой умер в результате неизлечимой болезни. Плитка была возвращена в Рдейский монастырь: мешки до сих пор можно здесь увидеть. Аналогичную историю рассказывают и про трактор, который вез кирпич, отбитый со стен храма. Он ушел в болото.

Рдейский монастырь был полностью расписан лилиями. Они видны везде: на мраморном иконостасе, на том, что сохранилось от росписи внутреннего помещения, на решетках. Говорят, что когда-то лилии были вплетены и в кресты. Орнамент под куполом напоминает современную цепочку ДНК.

Многие рассказывают, что Рдейский монастырь словно не «подпускает» к себе в первый раз, а тех, кто приходит с нечистыми умыслом, и вовсе запутывает. Говорят, что неожиданно начинают врать системы навигации, уводя в сторону от храма. Многие из тех, кому посчастливилось посетить Рдейский монастырь, упоминают колокольный звон. Слышат его очень многие, что удивительно. Ведь в ближайшей округе нет церквей. Поэтому перелив колоколов звонницы считается настоящей мистикой.

Свято-Юрьев монастырь

Рекомендовать место

17

6

Свято-Юрьев монастырь — крупнейший из новгородских монастырей. Обитель была основана в месте, где река Волхов вытекает из озера Ильмень, князем Ярославом Мудрым в 1030 году. Князь, получивший при крещении имя Георгий, посвятил обитель и ее главный храм Святому Великомученику Георгию. На протяжении многих столетий Юрьев монастырь играл ведущую роль среди многочисленных новгородских монастырей, был настоящим оплотом духовности. Земельные владения монастыря были поистине огромными, а настоятель обители считался вторым духовным лицом после новгородского архиепископа.

Главный храм обители — Георгиевский собор — выдающийся памятник древнерусской архитектуры. Он был построен в 1119 году мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого зафиксировано в летописях. В архитектуре собора сочетаются византийские и киевские элементы, но при этом он имеет четко выраженные индивидуальные черты.

В истории монастыря были периоды расцвета, переживал он и сложные времена. Наибольший расцвет приходится на XIX век, когда настоятелем стал архимандрит Фотий (Спасский), пользовавшийся огромным уважением императора Александра I. Фотий был духовным отцом графини Анны Орловой, наследницы графа Алексея Орлова-Чесменского. Обладавшая огромным состоянием графиня оказывала крупные пожертвования монастырю, и в эти годы здесь велось обширное строительство. В 1841 году была возведена колокольня по проекту знаменитого архитектора Карла Росси. Предание гласит, что она должна была превзойти московскую колокольню Ивана Великого, но император Николай I собственноручно вычеркнул из чертежа один ярус. В 20-30-е годы монастырь был закрыт и разорен, а годы войны здесь базировались немецкие и испанские части. И только в 1991 году Юрьев монастырь был возвращен Церкви, и жизнь в нем начала возрождаться.

Рдейский монастырь: как добраться

Летом сюда мало кто ездит. Дорога настолько труднопроходимая, что практически невозможно попасть в Рдейский монастырь. Как добраться до него по зыбкому болоту, по неодолимым топям? Поэтому многие предпочитают приезжать в это культовое место зимой. С наступлением холодов дорога замерзает, поэтому становится легкопроходимой для внедорожников. Многие преодолевают последнюю часть пути на лыжах. Сухой осенью до монастыря можно дойти пешком, хотя мало кто способен идти три с половиной часа только в одну сторону. Что касается весны и лета, то из-за сырости и огромного количества мошкары сюда мало кто ходит.

Самый оптимальный маршрут до монастыря начинается от селения Наволок. Его протяженность – двенадцать километров. От села на юг сворачивает полевая дорога, которую зимой накатывают снегокатами. По этой дороге можно попасть в небольшой лесок, на входе в который висит табличка о том, что здесь начинается природный заповедник – Рдейское озеро. Рдейский монастырь расположен примерно в часе езды в юго-восточном направлении. Зимой ориентирами служит колея снегокатов. В ясную погоду еще издали можно увидеть купола Рдейского Успенского монастыря.

Описание

Внутреннюю отделку сделали достаточно роскошной. Доминантой для нее стал иконостас, созданный из венецианского мрамора. Работу осуществил московский мастер Захаров, иконы также писали столичные живописцы. Пол Рдейского монастыря был устроен из мраморной плитки. На окнах красовались витражи, а снаружи стояли кованые узорчатые решетки. После освящения монастыря осенью 1902-го сюда перенесли главную святыню обители — чудотворную икону во имя Успенской Богоматери. Паломники издалека ехали сюда, чтобы поклониться ей. Дорога на Рдейский монастырь была очень трудной, поэтому добираться до него приходилось несколько дней.

Где находится Рдейский монастырь?

На границе Псковской и Новгородской областей находится огромное болото. Оно считается одним из самых труднопроходимых во всей Европе. На его восточном краю, всего в семи километрах от «большой земли», раскинулось Рдейское озеро, на берегу которого высятся руины одноименного монастыря. Это достаточно живописное место. Рдейский монастырь находится на длинном узком мысике, практически разрезающем озеро на две части.

Вокруг густой лес, до которого нужно дойти по зыбкой голой болотистой местности. Вот почему таким труднодоступным считается Рдейский монастырь. Дорога к храму настолько неодолима, особенно летом, что люди, побывавшие здесь, рассказывают удивительные и порой не слишком правдивые истории. Одни якобы здесь встречали инопланетян, другие – болотистых чудищ, а есть и такие, кому привиделись волосатые обезьяны и даже чешуйчатые крокодилы.

Из озера вытекает речка Редья, которая впадает в озеро Ильмень, в бассейн Невы. Это место хоть и считается культовым и невероятно труднодоступным, тем не менее, за последние несколько лет поток туристов сюда резко вырос. Живописные пейзажи Рдейского озера привлекают многих, да и сам храм интересен руинами — остатками его былой роскоши.

Рдейский монастырь

Рекомендовать место

8

2

Рдейский монастырь находится на восточном берегу озера Рдейское в Холмском районе Новгородской области. Он словно вырастает из густой лесной чащи, окруженный с трех сторон болотами. никакой информации о времени основания монастыря не известно, но в XVII веке обитель уже упоминается, кроме того, речь идет и колоколе, отлитом в 1689 году.

Сложные времена обители начались в 1764 году, когда она была упразднена в соответствии с указом Екатерины II о секуляризации церковной собственности. Все земли монастыря перешли в казну, а имущество было распределено между монастырями Новгородской епархии. Постепенно монастырь окончательно обеднел и был закрыт в 1873 году.

Расцвет Рдейского монастыря был связан с именем купца Александра Николаевича Мамонтова. Благодаря его щедрым пожертвованиям, началось активное восстановление обители с применением самых передовых технологий того времени. Рядом располагался кирпичный завод, поэтому перебоев с сырьем не было, проект предусматривал паровое отопление котлами Демидова. Что касается внутреннего убранства, то оно просто поражало своим великолепием. Главным украшением стал роскошный иконостас из Венецианского мрамора. Пол был выложен мраморными плитами, окна были украшены витражами и изящными коваными решетками. Следы былой роскоши в виде великолепного мраморного иконостаса сохранились здесь до сих пор, но людей сюда притягивает не это, а совершенно удивительная атмосфера спокойствия и умиротворения.

Современное состояние

Постройки монастыря сильно пострадали во время войны. Из них сохранилась только каменная часть ограды 1893 года и Успенский собор, который находится в разорённом аварийном состоянии. Полностью отсутствует кровля, двери и окна, верхнее перекрытие заросло деревьями; из декора сохранились элементы иконостаса из белого венецианского мрамора и остатки итальянской плитки.

Плитка, кровельное железо и другие достойные внимания элементы построек растаскивались как местными жителями так и некоторыми заезжими гражданами. Кроме того, монастырское кладбище нередко подвергалось набегам со стороны так называемых чёрных копателей.

В последнее время возрос интерес к возрождению «Рдейщины», который поддерживается экспедициями мото- и дельтапарапланеристов к Рдейскому монастырю, ежегодно проводимые в феврале-марте начиная с 2001 года. В 2008 году в районе создан благотворительный фонд возрождения Рдейского монастыря «Фонд Рдейский монастырь». Основной целью Фонда является консервация, восстановление, охрана и содержание архитектурного памятника Рдейский монастырь, возрождение Рдейского монастыря. При его участии начата консервация храма (покрытие куполов плёнкой) с целью сохранения памятника для его последующего восстановления. Как отметили ИА «Ваши новости» в областном комитете культуры, туризма и архивного дела, в восстановлении обители большое участие принимает Новгородская епархия.

Святыни храма

За все время существования этой обители, начиная с шестидесятых годов семнадцатого столетия, в ней было накоплено достаточно духовных ценностей и реликвий, к которым приходили кланяться прихожане. Как свидетельствуют старинные описи, Рдейский монастырь славился чудотворными иконами — Успения Пресвятой Богородицы, Соловецких Зосимы и Савватия. Этим святыням приписывали целительные свойства. Обе эти чудотворные иконы во время разграбления обители были окончательно утеряны.

Особенное внимание прихожан привлекал напрестольный крест. Он был серебряным, вызолоченным, чеканной работы и восьмиконечным

Ценность креста невероятно возрастала в силу вложенных в него частичек святых мощей, прочих священных предметов. Об этом свидетельствовали и надписи. Три восьмиконечных храмовых креста являются наследием от трех существовавших раньше на этом месте церквушек. Все они были сделаны из липового массива.

История[править | править код]

Точная дата основания монастыря неизвестна. Считается, что это случилось не ранее второй половины XVII века.

В 1764 году, согласну указу о секуляризации церковной собственности, мужская Рдейская пустынь была упразднена, монастырские земли изъяты в пользу государственной казны, церковное имущество передано в другие монастыри Новгородской епархии. От всего монастырского комплекса осталась только церковь Успения, которая в 1780 году была переведена в разряд приходских. Позднее, по причине её значительной удалённости от жилья, приход был переведён в близлежащую деревню Наволок.

Последующая история Рдейского монастыря тесно связана с купцом А. Н. Мамонтовым. В 1880 году он становится попечителем приходской церкви в Наволоке, в 1883 году, при его содействии, приход переводится обратно в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни.

В 1887 году по указу Святейшего Синода монастырь открывается вновь. Согласно новому названию, он характеризуется как женская «житейская обитель с училищем для малолетних детей». Купец Мамонтов оказал этому предприятию финансовую поддержку в размере 6000 рублей.

С этого времени, опять же — при финансовой поддержке А. Н. Мамонтова, в монастыре начинается интенсивное строительство. Описание монастырских построек 1890 года сообщает, что в это время на территории монастыря находились каменная церковь Успения, деревянная часовня, двухэтажный деревянный и трёхэтажный полукаменный жилые корпуса, некоторые хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, а также каретный двор.

28 мая 1893 года Святейший Синод постановил Рдейскую женскую общину «возвести» в женский монастырь с наименованием «Успенская Рдейская общежительная пустынь».

В том же году вокруг монастыря была возведена ограда — восточная сторона каменная, с других сторон — деревянная.

По приглашению игуменьи Евсевии в августе 1896 года в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков. По его оценке церковь Успения находилась в аварийном состоянии. При финансовой поддержке купца Мамонтова была запланирована постройка каменного собора на 750 человек.

Возведение нового Успенского собора было начато в 1898 году и закончено в . Автором проекта был академик А. С. Каминский, исполнителем — архитектор И. Т. Барютин. Иконостас был изготовлен московским мастером Захаровым. Пожертвования на строительство от купца Мамонтова составили 150000 рублей. Все расходы превысили сумму в 350000 рублей. Новый храм был освящён 19 сентября 1902 года архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным). Он был оборудован современной системой парового отопления.

После революции в монастыре начались волнения среди послушниц. В течение короткого времени сменилось несколько настоятельниц. Монастырь просуществовал до 1932 года, но службы в соборе продолжались до конца 1937 года. Последний настоятель иеромонах Димитриан (Савельев) был арестован 7 декабря 1937 и расстрелян 28 декабря.

Николо-Вяжищский монастырь

Рекомендовать место

15

5

В 12 километрах к северо-западу от Великого Новгорода расположена небольшая деревня Вяжищи. Здесь, в верховьях речки Веряжи взору путешественников открывается невероятно красивый архитектурный ансамбль Николо-Вяжищского монастыря. Стройные силуэты храмов, зеленые купола и сверкающие изразцы создают впечатление, что какой-то волшебник соткал его как тонкое кружево и поместил сюда, в окружении бескрайних полей.

Вяжищский монастырь был основан в конце XIV века тремя монахами — Игнатием, Евфросином, Галактионом, а также присоединившимся к ним священником Пименом. Впоследствии Пимен стал первым настоятелем обители. Из монастырских построек до наших дней сохранились лишь Никольский собор (1681-1683 гг.), трапезная с храмами Иоана Богослова и Вознесения (1694-1698 гг.), а также жилой корпус. Ансамбль монастыря выглядит цельным и завершенным, он изящен и величав.

Особую выразительность зданиям придает богатый декор, состоящий из разноцветных изразцов — больших и маленьких. Чаще всего на небольших изразцах были изображены цветочные букеты, либо геометрические фигуры. Изразцы более крупных размеров имели более разнообразные росписи: на плитках встречаются единорог, двуглавый орел, крест, ваза с крупным цветком-плодом и другие сюжеты.

Николо-Вяжищский монастырь — это бесценный памятник архитектуры Новгородской земли. Невозмутимое спокойствие великолепного ансамбля и ощущение возвышенности привлекает сюда многочисленных туристов и паломников. Монастырь открыт для посетителей в любое время.

Духов монастырь (Великий Новгород)

Рекомендовать место

7

1

Ду’хов монастырь — православный монастырь в Великом Новгороде, известен с XII века. В настоящее время — недействующий.

Духов монастырь впервые упоминается в летописи в 1162 году как уже существующий. В своё время он считался одним из крупных новгородских монастырей (после Юрьева, Антониева, Хутынского и Вяжищского).

До наших дней сохранились церковь Святого Духа, церковь Троицы с трапезной, настоятельский корпус и руины северного сестринского корпуса. До середины XIV века все строения монастыря были деревянными. В 1357 году был заложен каменный храм Святого Духа.

Церковь Троицы построена около 1557 года по заказу игумена Ионы. Она расположена почти в центре территории монастыря. Представляет собой бесстолпный храм на подклете. Стены церкви сложены из известняковой плиты и с обеих сторон облицованы кирпичом. Купола и апсиды покрыты городчатым лемехом.

В 20-х годах XVI века архиепископом Макарием в новгородских монастырях был введен общежительный устав. В связи с этим трапезные строят во многих монастырях, в том числе и в Духовом. Трапезная палата примыкает к Троицкой церкви с западной части. На первом этаже трапезной располагались поварня, хлебня и два квасных погреба на втором этаже — трапезная и келарская. Церковь серьёзно пострадала во время шведской оккупации 1611-1617 гг., а также от сильного пожара, случившегося в 1685 году. По штатам 1764 года положен в третьем классе.

5 марта 1786 года Духов монастырь преобразован в женский, с переводом в него монахинь двух новгородских монастырей, Евфимиева и Молотковского. При этом вместо Духова монастыря в штат был включён Валаамский монастырь.

В XIX веке в трапезной церкви была произведена частичная перестройка. Известно, что в 1822 году Александр I пожертвовал на ремонт церквей Духова монастыря 10 тысяч рублей.

Монастырь был закрыт в 1920-е годы.