Папаха кавказская

Содержание

После революции

Долгое время папахи были важным элементом одежды и униформой. Но после революции, чтобы уничтожить любые связи с царской Россией, казачьи войска заставили сменить папахи на будёновки. Правда, долго навязанная мода не продержалась, и к 1936 году папахи снова вернулись – казаки стали носить невысокие, как прежде, и исключительно чёрные головные уборы.

Что же до народов Кавказа, то у них папаха претерпевала крайне мало изменений. Заменить, или, тем более, отменить её ношение для горцев ни в какие времена было практически невозможно. Сегодня на Кавказе в большой чести мастера, шьющие традиционный головной убор. Дело прадедов продолжают многие умельцы, и большинство из них c удовольствием отмечают, что молодёжь стала всё больше тянуться к своей истории и обзаводиться, по крайней мере, одной традиционной папахой.

Выбрать и купить настоящую кавказскую папаху вы можете в магазине «Этно-Шоп». На нашем сайте представлен широкий ассортимент папах высочайшего качества по доступным ценам – горские папахи, казацкие папахи, папахи из каракуля, папахи из козьей и овечьей шерсти.

Читайте далее:

Уход за шерстяными изделиями. как ухаживать за шерстяным пальто, папахой и свитером

Что такое шапка кубанка? история появления кубанки. каково ее значение сегодня? образы с кубанкой для модниц.

История кроссовок: история появление обуви  «сникеры»

Что такое малахай, что это означает: история возникновения, как носят малахай в наше время

Национальный костюм лезгинов: фото, описание и история

Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма

Лампасы на брюках: что это такое, история и современность детали

История рюкзака: история создания рюкзака и типы рюкзаков

Что такое треуголка? описание головного убора, история, предназначение. что означает треуголка в россии? интересные факты.

Почему моряки носят бескозырку, история и особенности головного убора

Бейсболка это: описание, история и особености головного убора

История валенок: когда появились на руси, кто придумал, интересные факты о валенках

Сафьяновые сапоги — что это такое: история, особенности выделки сафьяна

Национальный костюм немцев: фото, описание, история и особенности

Вьетнамская шляпа: как называется, история возникновения, как носят в наше время

Интересное выражение

Иногда меткие замечания, которыми пользовался народ, прочно входили в речевой обиход, утрачивая своё первоначальное значение. Так произошло с выражением, тесно связанным с названием папахи.

Раньше к этому оригинальному головному убору пришивали колпак в виде клина. В него укладывали пластины из металла. Они были предназначены для защиты воинов от ударов острым холодным оружием – сабли или шашки.

Тумак нельзя было пробить, а когда наступало время ближнего боя, тумак превращался в грозное оружие. Врага можно было поразить с помощью этого самодельного оборонительного приспособления. Так родилось выражение «надавать тумаков».

Кубанское казачье войско / Пресс-служба администрации Краснодарского края / kubnews.ru

Рождение солдатской ушанки

Первые ушанки, по некоторым данным, поступили в войска еще в начале 1940 года: их якобы по собственной инициативе сшили ленинградские работницы. Но более вероятно, что это были опытные партии новых головных уборов, проходивших обкатку в боевых условиях. Официально же ушанки приняли на снабжение РККА только 5 июля 1940 года. Рядовым, сержантам и младшему командному составу их шили из шерстяного шлемного сукна, а околыши обшивали мехом цигейковой овчины. Командиры более высокого ранга, вплоть до маршалов, могли шить ушанки за свой счет из каракуля или мерлушки (меха ягненка), главное, чтобы цвет оставался серым.

Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война внесла свои коррективы. Из-за дефицита материалов армейские ушанки начали шить с использованием бобрика – ворсованной полушерстяной ткани, которая не спасала от мороза даже с толстой ватной подкладкой. Поэтому такие шапки очень скоро стали отправлять на снабжение войск на южном фасе советско-германского фронта, а частям, воевавшим на севере, старались шить ушанки из натуральных материалов.

С окончанием войны ушанка никуда не делась из арсенала Советской армии и до недавних пор оставалась в списке солдатского имущества в армии современной России. Лишь недавно ее заменила новая ушанка из современных и технологичных материалов, но легко узнаваемые формы в ней сохранились. А вот башлыки и папахи из него исчезли. Первые – давно, еще в середине 1940-х. Папахи же оставались головным убором высших офицеров и полковников вплоть до 2014 года, когда ее окончательно исключили из списка разрешенных офицерам головных уборов.

ЧЕЧНЯ. Чеченская папаха — «шапка для чести»

ЧЕЧНЯ. Папаха – традиционный головной убор, популярный у горских народов и русских казаков на Кавказе. Знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев даже на паспорт сфотографировался в папахе, хотя это противоречило советским законам. Однако мало кто знает, что чеченская папаха имеет отличия от меховых шапок соседних народов.

Когда и как появились папахи

Никто точно не знает, когда папахи впервые появились на Кавказе. В статье, опубликованной исследователями Академии наук Чеченской Республики, приводится интересная легенда о происхождении этого головного убора, которую рассказывали вайнахские старожилы. Согласно сюжету, ещё в VII веке чеченцы, услышавшие о проповеди Мухаммеда, отправились на Аравийский полуостров, чтобы принять ислам. Путь был неблизок, и когда горцы добрались до Медины, их ноги оказались сбиты до крови. Увидев паломников в таком плачевном состоянии, посланник Аллаха дал им каракулевые шкурки, чтобы обертывать ими ноги. Но чеченцы решили, что шкурки слишком красивы, да и уважение к Мухаммеду не позволило им воспользоваться его советом. Вместо этого кавказцы решили использовать каракуль для пошива высоких шапок, чтобы носить их с гордостью.

Особенности чеченской папахи

По-чеченски папаха называется «холхазан» или «сурам куй», что переводится как «каракулевая шапка». Если о происхождении слов «сурам куй» лингвисты ведут споры, то «холхазан» — чисто вайнахская лексема, в основе которой корень «холхоз» («каракуль»). Каракуль в горы привозили издалека, поэтому головные уборы богатых людей, сделанные из этого материала, назывались «бухарскими». Менее состоятельные чеченцы довольствовались папахами из обычной овчины.

В Чечне папахи делали весьма высокими и расширенными сверху. Над бархатным или суконным донышком выступал околыш высотой 19 сантиметров и выше. Такой покрой отличал чеченские папахи от головных уборов соседних народов. Даже у близких к чеченцам ингушей папахи ниже – учёные связывают это с осетинским влиянием. К слову, у казаков тоже распространена именно укороченная папаха, так называемая «кубанка». Высокую папаху носить было сложнее, что вырабатывало у горцев ровную, гордую осанку.

Папаха как символ чести и достоинства

Каракулевая шапка по сей день символизирует мужскую честь и достоинство. Чеченские мужчины надевают папаху, чтобы подчеркнуть свой высокий социальный статус, поскольку визуально она увеличивает рост человека. После смерти чеченца папаха передавалась его сыну или брату, а если наследников не было, то её принимали из рук вдовы самые уважаемые члены тейпа.

Большое значение для чеченцев имело качество покроя, на папаху не жалели денег. Изготовление головных уборов всегда было у вайнахского народа важным кустарным промыслом. Но с папахой и обращаются бережно. На ночь принято насаживать её на стеклянную банку и обертывать тканью для сохранности.

«Перед тем как надеть папаху, её непременно нужно было осмотреть, стряхнуть видимые и невидимые соринки, расправить мех и буквально двумя пальцами надеть на голову», — пишут исследователи чеченских обычаев.

Горцы говорили, что «шапку носят не для тепла, а для чести». По этой же причине папаху не снимали и в помещении, даже если было жарко. Эта традиция имела определённые негативные последствия. Когда чеченцев и ингушей сослали в Казахстан, сотрудники НКВД распространяли среди местных жителей самые нелепые слухи – дескать, новые поселенцы едят людей, а на голове у них рога. Чтобы убедиться в этом, казахи порой пытались сорвать с кавказцев папахи. Это приводило к дракам и даже убийствам, поскольку считалось недопустимым посягательством на честь.

Однажды в ходе подобного конфликта от рук чеченца Жавлади Джанаралиева погиб комендант города Алга в Актюбинской области. Казах пришёл к горцам во время празднования Курбан-Байрама и начал срывать с уважаемых старейшин папахи, требуя показать ему «рога». Джанаралиев заступился за своих соотечественников и убил коменданта, за что был приговорён к 25 годам лишения свободы.

checheninfo.ru

О мехе

Скажем сразу, что овчина – это мех взрослой особи, он длинный, теплый, но не самый красивый.

Намного прочней папаха каракулевая, ведь для ее изготовления используют нежные шкурки только что родившихся ягнят. Шелковистый, мягкий, упругий и густой каракуль имеет, без преувеличения, уникальный рисунок, который создают хаотично расположенные завитки шерсти. Эту-то красоту используют не только для изготовления папах, модницы шьют из каракуля великолепные шубы, жакеты и пр.

Что касается цвета, то данный вид меха природа «представляет» в следующих вариантах:

  1. Классический черный.
  2. Серый.
  3. Коричневый.
  4. Самый редкий – белый.

Все видели серые стальные папахи на головах российских генералов и маршалов, а черные— являются головным убором адмиралов и капитанов 1 ранга в ВМФ.

Сегодня селекционеры предлагают новые, совершенно невероятные «расцветки»: вы встретите каракуль и платиновый, и золотистый, и даже янтарный. Кому же предназначены такие шкурки?

Кавказские традиции

И все же, никто не ценит так папаху, как горцы, для которых она является национальным атрибутом. На Северном Кавказе специально разводят овец ценных пород, шерсть ягнят которых способна конкурировать с мировыми аналогами.

Конечно, качественная папаха, каракуль для которой «выращен» в чистых высокогорных районах с соблюдением всех «правил» выпаса и кормления, заметна сразу.

Именно такую вещь стараются приобрести в качестве дорогого подарка уважаемому мужчине. Потому что для кавказца папаха – это предмет гордости! Недаром горцы говорят, что папаха носится вовсе не для тепла, а для чести. Ее даже уронить считается неприличным, а уж тем более потерять. Каждый мужчина на Северном Кавказе знает, что если голова на плечах цела, то на ней должна находиться папаха.

Интересно, что даже выкроена такая шапка по-особому. Вы заметили, что горцы ходят с гордо поднятой головой? Конечно, это во многом определяется менталитетом и все же, не последнюю роль здесь играет все та же папаха – это она «не позволяет» кланяться без причины.

Даже если кавказец пришел к другому «бить челом», то, в отличие от русского просителя, он никогда не снимет папаху. Правда, есть одно исключение – если мужчина просит прощения за кровную месть. Поэтому особой обидой считается, если в порыве спора национальную шапку сбили на землю. Вообще, на Кавказе популярна такая присказка, что потерять папаху можно только с головой.

И настоящий горец живет по такому принципу. Известный в нашей стране артист балета Махмуд Эсамбаев, будучи депутатом Верховного совета в Советском Союзе, на заседаниях всегда был в головном уборе, потому что, это была папаха!

А еще ходят слухи, что гордые кавказцы не пользуются сейфами – в качестве секретного «ящика» у них выступает опять же головной убор. И в это можно поверить, а вот проверять не стоит: помните, что сбитая шапка – это обида и унижение. А обижаться и мстить горцы умеют.

Убедительная просьба: если вы делаете подарок в виде дорогой папахи уважаемому человеку, но он «пришлый» на Кавказе, расскажите ему о традициях, научите, что эта шапка должна стать единым целым с его мудрой головой.

Папаха в современности

Кто же покупает такие шапки и для кого кавказские мастера шьют головные уборы, каждый из которых является эксклюзивным?

  • Прежде всего, это актеры национальных песенных и танцевальных коллективов.
  • Мужчины из горских селений, до сих пор поддерживающие традиции предков, тоже покупают и носят папахи.
  • Генералы и полковники российской армии продолжают носить папахи из разных видов каракуля.

Некоторые известные кавказцы тоже занимаются популяризацией национального головного убора.

  • Махмуд Эсамбаев, танцовщик, солист Большого театра, Народный артист СССР, до конца своих дней не снимал каракулевую трухменку, находясь в ней даже на заседаниях Верховного Совета. Исключение делал только для театральных постановок.
  • Хабиб Нурмагомедов, российский борец, который является действующим чемпионом UFC, много лет подряд на публичных мероприятиях показывается в папахе. Даже на ринг он поднимается в национальном головном уборе, пренебрегая просьбами спортивных корпораций о рекламе их продукции. Хабиб гордо отвечает, что перед боем будет носить шапку своих предков. После одной из его громких побед в октябре 2021 года спрос на них поднялся в 16 раз.

Модные женские шапки из песца, чернобурки или другого меха с высокой тульей и плоским круглым дном называются кубанки, что является вариантом трухменки и скроено по ее подобию. Кубанка также время от времени появляется и в мужском гардеробе. Одно из модных поветрий – светлая каракулевая шапка. Вязальщицы имитируют фасон плотной фактурной вязкой.

Мужчины и женщины смотрятся в папахах очень интересно и современно. Эта шапка на все времена – придавая рост и формируя гордую осанку, она всегда будет оставаться в моде.

Женский костюм

Женский костюм всех северокавказских народов имел одинаковый комплекс. Повседневную рубаху-платье туникообразного покроя шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничную — из шелка. У адыгских народов она была ярко-красных оттенков (малиновой, оранжевой), но всегда светлее, чем верх нее платье. Гъуэншедж (кабард.) — широкие и длинные шаровары преимущественно красного цвета заправляли в обувь или собирали у щиколоток.

Кафтанчик кэщ (кабард.), повторяющий по покрою мужской бешмет, шили из черного или темно-красного бархата (у карачаевок и балкарок он мог быть темно-синим, голубым, зеленым). Эту неотъемлемую часть праздничного костюма девушек спереди украшала тюйме (карач.) — застежка из многочисленных золотых или серебряных пряжек. Позже ее заменили нагрудником, и пряжки уже лишь имитировали застежку, став декоративной отделкой. Эта нарядная деталь костюма была видна из-под верхнего платья. Осетинские девушки, подобно вайнахским, могли ходить без кафтанчика, но носили праздничный бархатный передник, выглядывавший из-под верхней распашной одежды. Кожаный, с вшитыми спереди и сзади деревянными пластинами корсет (кабард. куэншыбэ; осет. калынкарц) юные девушки носили до самой свадьбы, не снимая даже во время сна. Он сдерживал рост груди и помогал вырабатывать гордую «кавказскую» осанку.

Женщина в розовом шелковом платье; мужчина в нарядном костюме с белым башлыком и в барашковой шапке

Верхнюю распашную одежду — босцей кабардинские девушки надевали по праздникам поверх кафтанчика. Это было длинное, в пол, платье с узкими, часто короткими рукавами и глубоким вырезом, в котором был виден нагрудник с пряжками. Покрой верхнего платья карачаевок — капталы совпадал с покроем мужской черкески. Но главным декоративным центром всего костюма были огромные нарукавные подвески-лопасти, украшенные трудоемкой вышивкой вприкреп (т. е. выполненной отдельно, а потом нашитой на готовое изделие). Эти подвески были съемной деталью, и шили их всегда из черного или темно-красного бархата независимо от цвета остального костюма. Так как на изготовление золотой вышивки уходило много времени и денег, подвесные рукава часто «переживали» сами платья, и их передавали из поколения в поколение. Только женщины знатного происхождения могли позволить себе ходить в платьях с подвесками, как в повседневной одежде. Форма и орнаменты подвесных рукавов, а также цветовая гамма костюма различались у каждого из северокавказских народов.

У кабардинок, главных модниц Северного Кавказа, пестрые цвета и контрастные сочетания считались безвкусицей. Их любимым цветом был красный, особенно темных оттенков, а самыми изысканными признавались сочетания близких оттенков: бордового с вишневым, синего с голубым и т. п. Карачаевки по праздникам щеголяли в платьях синих, темно-голубых, зеленых, табачных оттенков, а девушки — в ярко-красных и ярко-голубых. Платья балкарок испытывали влияние осетинских костюмов, в которых преобладали светлые расцветки: белые, нежно-розовые, салатовые, светло-голубые, желтые. Красный цвет использовался редко. В Осетии только повседневные платья были темными, но к ним полагалось надевать светлую рубаху (а к светлому — темную). Полностью темные сочетания носили лишь пожилые женщины.

Головные уборы и украшения. Женщины обычно заплетали волосы в одну или две косы. Шапочку на твердой основе из кожи обтягивали бархатом и украшали золотой или серебряной вышивкой, галуном, кистями, бахромой, подвесками и металлическими накладками. Шапочки были различной формы: высокие — с округлым конусовидным верхом или в форме усеченного конуса, низкие цилиндрические — с плоским верхом. После рождения первого ребенка их заменяли платки, которые не снимали даже дома. Основными украшениями костюмов были пряжки, пуговицы нагрудников и угловые вышивки в форме треугольников на кафтанчиках и верхних платьях. Кольца и бусы носили только балкарки, а узкие серебряные составные, с фигурными пряжками пояса — женщины всего Северного Кавказа.

Мужчина в бурке и каракулевой папахе; женщина в платье с нарукавниками-подвесками

Одежда народов Кавказа, какой ее увидели русские классики. Папаха

19:32, 11 августа 2013

Папаха –  наголовье, имеющее форму усеченного конуса из меха; верх обыкновенно суконный, реже также меховой; тогда П. имеет коническую форму. П. носятся народами Средней Азии и на Кавказе, а у нас вошла в обмундирование казачьих войск и чинов войск Иркутского и Приамурского военных округов, при чем она делается из овчины или медвежьего меха. Видоизменение П. представляет шапка, введенная в обмундирование войск в 1882 г. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907)

Папаха (от тюрк. папах), название мужского мехового головного убора, распространённого у народов Кавказа. Форма разнообразная: полусферическая, с плоским дном и др. У русских П.— высокая (реже — низкая) цилиндрическая шапка из меха с матерчатым дном. В русской армии с середины 19 в. П. была головным убором войск Кавказского корпуса и всех казачьих войск, с 1875 — также частей, дислоцированных в Сибири, а с 1913 — зимним головным убором всей армии. В Советской Армии П. носят зимой полковники, генералы и маршалы. (Большая советская энциклопедия).

Вот урок нашей русской насмешливости. Вперед не стану судить о человеке по его бараньей папахе и по крашеным ногтям. (Пушкин, Путешествие в Арзрум).

Сажен сто впереди пехоты, на большом белом коне, с конными тaтарами, еxал известный в полку за отчаянного храбреца и такого человека, кoторый хоть кому правду в глаза отрeжет, высокий и красивый офицер в азиатской одежде. На нем были черный бешмет с галунами, такие же ноговицы, новые, плотно обтягивающие ногу чувяки с чиразами, желтая черкеска и высокaя, заломленная назад папаха. (Толстой, Набег)

Дагестан. Цахурец. Рисунок М. Тильке

Брат убитого, высокий, стройный, с подстриженною и выкрашенною красною бородой, несмотря на то, что был в оборваннейшей черкеске и папахе, был спокоен и величав, как царь (Толстой, Казаки).

Кто строго, кто ласково, осматривали они проходящих и медленно снимали и снова надевали папахи. (Толстой, Казаки).

Сняв у двери деревянные башмаки, хозяин сдвинул на затылок давно не бритой, зарастающей черным волосом головы старую, истертую папаху и тотчас же сел против Хаджи-Мурата на корточки (Толстой, Хаджи Мурат).

Элдар, — прошептал Хаджи-Мурат, и Элдар, услыхав свое имя и, главное, голос своего мюршида, вскочил на сильные ноги, оправляя папаху. Хаджи-Мурат надел оружие на бурку. Элдар сделал то же. И оба молча вышли из сакли под навес. Черноглазый мальчик подвел лошадей. На стук копыт по убитой дороге улицы чья-то голова высунулась из двери соседней сакли, и, стуча деревянными башмаками, пробежал какой-то человек в гору к мечети. (Толстой, Хаджи Мурат).

 Ботлихцы. Фото Н.А. Буша. Конец 19 в. Из коллекции историка Патимат Тахнаевой на фейсбуке.

Хаджи-Мурат достал деньги и отдал Бате обещанные три рубля; своим же велел достать из переметных сум свое с золотой насечкой оружие и папаху с чалмою, самим же мюридам почиститься, чтобы приехать к русским в хорошем виде (Толстой, Хаджи Мурат).

Впереди всех ехал на белогривом коне, в белой черкеске в чалме на папахе и в отделанном золотом оружии человек внушительного вида.(Толстой, Хаджи Мурат).

Тифлис. Ряды продавцов папах.

Он сказал ему еще, что я надел чалму, вот эту, —  сказал Хаджи-Мурат, указывая на чалму на папахе, — и что это значит,  что я передался Шамилю.(Толстой, Хаджи Мурат).  

Шесть человек, составляющие совет его, старики с седыми, серыми и рыжими бородами, в чалмах и без чалм, в высоких папахах и новых бешметах и черкесках, подпоясанные ремнями с кинжалами, встали ему навстречу. (Толстой, Хаджи Мурат)

Женский национальный костюм

Чеченская женщина – это сама скромность, целомудренность и красота. Девушки никогда не демонстрируют свое тело посторонним взглядам. Такое поведение нашло отражение и в крое традиционного костюма.

Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме.

Женщины постарше носят одежду более спокойных тонов, а девушки надевают платья самых разнообразных цветов и оттенков, украшенных золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.

Женский наряд состоит из четырех обязательных частей.

Нижнее платье

Имело форму туники и ниспадало до самых щиколоток. Узкое до талии, оно немного расклешалось книзу, образуя легкие струящиеся складки. На груди имелся небольшой вырез, а шею прикрывал воротничок-стоечка с небольшой пуговкой. Нижнее платье всегда отличалось очень длинными рукавами, достающими до кончиков пальцев рук.

Такое платье допускалось носить со свободными шароварами и свободно выходить на улицу, естественно, дополнив костюм соответствующим головным убором.

Нижнее платье было скромным, а для украшения женщины использовали специальные нагрудники. Их заказывали у мастеров и носили, пришитыми к верху туники. Для украшения использовали серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.

Верхнее платье

Напоминало кафтан или длинный халат. Оно не имело воротника и открывало грудь, чтобы прекрасные нагрудники были хорошо видны. На талии оно застегивалось на маленькие крюки, в результате чего женская фигура приобретала очень женственную форму.


У народов Кавказа есть поговорка: «Если тебе не с кем посоветоваться, советуйся с папахой». Почему головному убору придаётся такое большое значение, и чем он является в жизни горского мужчины, мы расскажем в этой статье.

Речь пойдёт о папахе.

Из статьи в Большой Советской энциклопедии можно почерпнуть сведения об истории этого самобытного головного убора:

  • долгое время шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, меха;
  • в XVIII веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеробе;
  • с начала XIX века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели её в состав своего обмундирования;
  • с середины XIX века высокая меховая шапка официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
  • перед Великой Отечественной войной привилегия носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
  • во время войны к этому списку были добавлены полковники всех родов войск.

Грузинская шапка из овчины

Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Чаще всего им являлась папаха. Мужчина в ней всегда выглядел гордо и благородно.

Сырьём для изготовления служит шерсть барана, овцы или козы.

Особые экземпляры шились из шкуры ягнят.

Трухменки подразделяются на следующие виды:

Предназначение

Головной убор для мужчины всегда являлся особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обёрнутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Обычно для каждого мероприятия была своя:

Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.

  • Выйти из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой являлось высшим неуважением к молодожёнам и всем присутствующим.
  • Молодые люди часто оригинальным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
  • Головной убор не должен был покидать голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
  • Трухменка не снималась даже просителем, кроме случаев просьбы прекращения кровной мести или войны.
  • Кинутая в пылу спора, она означала последний аргумент – хозяин был уверен в своей правоте.

Мужской костюм

Нательную рубаху хадон (осет.) туникообразного покроя с широкими рукавами шили из ситца, сатина, сукна, а праздничную — из шелка. Штаны из темного сукна книзу заметно сужались, подчеркивая стройность ног.

Туго обтягивающий талию и сильно расширяющийся книзу кафтан бешмет (осет. курат) имел глухую застежку на маленькие пуговицы и воротник-стойку. У адыгских народов он чаще был темных цветов: коричневым, зеленым, синим, хотя иногда мог быть и оранжевым или из ткани в клетку (полоску). Праздничным вариантом был белый бешмет с черной черкеской (и наоборот). Иногда черного цвета были обе одежды. Бешмет имел нагрудные сафьяновые карманы на левой стороне. Его шили на подкладке или простегивали для придания плотности.

Черкеску (карач. и балкар. чепкен; осет. цухъхъя) — верхнюю распашную одежду с пышными рукавами в XVIII в. носила кавказская знать. Позже покрой черкески стал проще и она вошла в широкое употребление не только на Кавказе, но и в России.

Черкески шили из домотканого сукна натуральных цветов — черного, серого, коричневого и бурого, а также из окрашенного — темно-красного и темно-коричневого. Среди знати были популярны белый и бежевый цвета, которые для простых людей являлись праздничными. Многие осетины жили намного беднее кабардинцев, поэтому черкеска для них была роскошью. Они часто обходились без нее, роль верхней одежды играл бешмет, роль бешмета — рубаха. Длина черкесок варьировала от колен до щиколотки (самые длинные носили кабардинцы в начале XX в.). Характерным элементом костюма горца были газырницы — узкие кармашки-патронташи для газырей на черкеске (в них до середины XIX в. хранили мерку пороха). Позже, когда патроны перестали носить в карманах, газыри стали декоративными украшениями, лишь имитирующими вложенные в них патроны. Эти «газыри» делали из кости, украшая резьбой и серебряными накладками.

Мужчина в праздничной черкеске и красном башлыке; женщина в каптале и конусообразном головном уборе, напоминающем мужской шлем

Бурка — древняя наплечная одежда пастухов скотоводов, в условиях резкой смены температур в горах она стала неотъемлемой частью костюма кавказских горцев. Укороченные бурки были накидками пеших пастухов. Длинные бурки, как плащи, укрывали от непогоды не только конных всадников, но и их коней. Кроме того, они служили пастухам постелью. А прямая линия плеч бурок отражала представления о красоте гордых жителей гор. У ворота бурку украшали цветной аппликацией из кожи и застежками из чеканного серебра. Кинжал в чеканных ножнах на серебряном поясе был предметом гордости и самым нарядным и дорогостоящим дополнением костюма кавказца.

Головные уборы. Самой яркой деталью костюма горца, выделявшейся своей белизной на темном фоне строгого костюма, был башлык — мешкообразный треугольный капюшон с длинными концами-завязками. Его шили из сукна и накидывали в непогоду поверх шапки. Башлыки бывали и ярких цветов. Молодые люди на праздники надевали синие, малиновые или оранжевые башлыки. Осетины предпочитали в качестве праздничного башлык красного цвета. Верхушку капюшона выкладывали узором из шнуров, аппликацией и украшали шелковой кистью. Кроме башлыков типичными головными уборами кавказцев были огромные барашковые шапки, каракулевые папахи и войлочные шляпы.