Одежда в древнем риме

Содержание

Используемые материи

Одежда древних римлян, как правило, изготавливалась из шерстяных полотен. Правда, также присутствовали вещи, которые делали из кожи. Среди популярных материй также стоит выделить льняную ткань. Представители знати нередко появлялись на публике в невесомых шелковых нарядах.

Известный Косский шелк у жителей империи вызвал массу споров. Немало граждан считали, что шелковая римская одежда чрезмерно открыта и носить ее недопустимо. Другие же, напротив, готовы были заплатить баснословные деньги, лишь бы заполучить столь изысканную материю. Когда же в государстве появилась китайская шелковая ткань, она разу обрела огромную популярность. Несмотря на то, что стоимость ее была довольно велика, материя оказалась максимально востребованной.

Чистого шелка длительный период было недостаточно. Поэтому одежда Древнего Рима нередко шилась из так называемых полушелковых тканей. Их создавали путем вплетения шерстяных или льняных волокон. Только лишь в третьем веке древнеримская империя получила неограниченный доступ к шелку. В тот период наряды всех влиятельных и знатных особ стали изготавливаться из данного материала.

Обувь

В повседневной жизни местные жители останавливали выбор на легких моделях обуви, которые назывались солеа. Они представляли собой сандалии, которые фиксировались на ногах с помощь ремешков. Естественно, что для выхода в свет такие изделия попросту не подходили. Именно по этой причине популярность обрели другие варианты обуви. Востребованными стали башмаки и сапоги.

Для публичных выходов чаще всего использовались кожаные полусапожки под названием кальцеус. Они полностью прикрывали ногу своего владельца

Цвет в данном случае также имел немаловажное значение. Для императора выбирались исключительно красные модели

Сенаторы носили черную обувь. Ее украшали с помощью брошей и бляшек.

Простым людям кальцеусы попросту окалазись недоступны. Им приходилось довольствоваться лишь башмаками из дерева, а также моделями, при изготовлении которых применялась достаточно грубая кожа.

Женские модели обуви делали из мягкой кожи. Она могла обладать различной расцветкой. Знатные римлянки отдавали предпочтение светлым вариантам. Обувь при этом обрамлялась с помощью камней и даже жемчуга.

Одежда римлян во многом схода с нарядами, которые обладали популярностью на территории Древней Греции. Действительно, немало элементов позаимствовано из этой культуры и даже не подвергалось изменениям. Правда, в нарядах также отмечается явная самобытность, которая попросту не может остаться без внимания.

Немалое влияние на моду оказала военная жизнь жителей данного государства. Особый вклад в культуру при этом внесен завоеванными землями, а также империями, расположенными по соседству. Не удивительно, что древнеримские наряды обладали столь необычным видом и даже сейчас вызывают немалый интерес. В них есть нечто загадочное и таинственное, но при этом прослеживается простота. Одеяния действительно неординарные, а многим кажутся совершенными. Вполне естественно, что их детали даже сейчас применяются при составлении всевозможных образов. Правда, лишь в качестве дополнения, а не основной части лука.

Головные уборы и прически

Римляне позаимствовали некоторые виды головных уборов у греков. Как правило, изготавливались шляпы и шапочки из фетровой ткани, коровьей кожи и соломы. Нередки были случаи, когда в качестве головного убора женщины использовали часть полы, которую накидывали на голову. Мужчины часто использовали край тоги в этих целях.

До I века до н.э. у мужчин считалось почетным иметь длинную бороду и волосы, однако позднее, с наступлением новой эры, модными стали короткие стрижки и гладко выбритые лица.

Прически женщин Древнего Рима, как и у современных представительниц прекрасного пола, отличались разнообразием видов. Одни дамы завивали свои волосы в локоны, другие же заплетали длинные косы или спускали шевелюру на шею, поднимали на макушку, оборачивали косы вокруг головы и т.д. Кроме того, многочисленные виды причесок очень часто дополнялись модными аксессуарами наподобие кокошников, а также шпильками, венками или диадемами.

Нижнее белье

Начнем с нижнего белья. Носили ли римляне трусы? Ответ утвердительный. Речь, правда, не идет о трусах в нашем понимании, а скорее о своего рода набедренной повязке из льняной ткани, называемой subligar, обертывавшейся вокруг талии и интимных частей тела.

Вы удивитесь, когда узнаете, что это не первое, что надевается по утрам… Действительно, весьма распространен обычай не раздеваться перед сном, а ложиться спать полуодетыми. Снимают плащ, бросая его на стул (или укрываются им вместо покрывала), и остаются в набедренной повязке и тунике. Так и ложатся спать:  туника, которую носили днем, ночью послужит вместо пижамы. Такой обычай может показаться нам негигиеничным, но так же поступали вплоть до начала ХIХ века наши сельские жители. С единственной разницей: римляне были гораздо чище, ведь они каждый день ходили в термы. Так что перед тем, как ложиться спать, они хорошенько мылись. Единственная проблема-одежда-то оставалась грязной.

Нормы Катона и пара слов о том, хорошо ли быть древнеримским рабом

По Катону, рабу требуется выдавать по тунике на один год и по плащу на два. Деревянные башмаки выдавались по одной паре на два года.

Надо сказать, то приведенная норма крайне скупа. Представьте себе работника, который вынужден целый год копаться в земле и иметь дело с животными – не испачкаться в такой ситуации довольно трудно, верно?
Выход по сути только один – работать голым, ведь одежда из грубой шерсти, грязная и колющаяся, требует частой стирки, а стирка шерстяных вещей в те времена, даже не принимая в расчет такую вещь, как элементарное отсутствие мыла, была не домашним делом, а специальностью фулонов, располагающих специальными снадобьями, совершенно недоступным простым людям.
По этой причине, раб имеющий одну несчастную тунику просто должен был проводить большю часть времени раздетым – если он конечно не хотел подхватить какую-нибудь кожную болезнь…
По большому счету, деревянные башмаки о которых говорит Катон, выдавались на два года по той же причине – их попросту очень редко надевали и не успевали стоптать за один.

Источник – Компиляция из разных источников

Разновидности

Костюм древнего жителя Рима представлял собой строго определенный набор вещей. Основные предметы гардероба у представителей всех слоем населения были практически одинаковые наряды. Отличались они друг от друга лишь материей и декорирующими элементами. Одежда женщин и мужчин также во многом похожи, но между ними все-таки были определенные различия. Поэтому каждый римский костюм следует рассмотреть более детально.

Мужской

Для каждого римского гражданина главной частью наряда считалась туника. Ее носили в качестве нижнего предмета гардероба, а сверху накидывали другую одежду. Надевать тунику необходимо было через голову. Эти римские одеяния подразделялись на три основные разновидности:

  • далматика;
  • колобиум;
  • таларис.

Отличительной особенностью туники колобиум считались короткие рукава и наличие пояска. У изделий таларис рукав был длинный. Такие вещи носили только римляне с высоким статусом. Христиане же предпочитали далматику. Эта туника обладала широкими и длинными рукавами, которые в разложенном состоянии визуально были схожи с крестом.

Также у древнего римлянина были и другие предметы гардероба. Среди них следует выделить такие:

тога. Это верхняя одежда в древнем Риме. Ее надевали на тунику. По сути, это большая накидка с внушительной длиной. Ее габариты были далеко не маленькие, около 6х1,8 м. эта одежда римлян считалась символом достоинства народа. Люди сами нередко говорили, что являются нацией, которая одета в тоги. Носить подобное одеяние разрешалось только истинным представителям нации, не имеющим проблем с законом. Преступникам, рабам и иностранцам не предоставлялось право использования данного предмета гардероба;

полудаментум. Характерная одежда римского императора, а также знатных особ. Представляет она собой своеобразный плащ, который римляне накидывали на спину и фиксировали с правой стороны путем использования особой пряжки;

лацерна. Эта одежда древних римлян является плащом, с помощью которого покрывали плечи и спину. Надевать его принято было исключительно на праздники. Фиксировалась лацерна в передней части строго по центру. Для ее создания применялись красивые, дорогостоящие материи, которые могли позволить себе лишь представители высшего сословия;

пенула. Данная верхняя одежда в Древнем Риме была предназначена для представителей низшего класса. При изготовлении такого плаща применялась кожа или же шерсть. Зачастую наряд дополнялся капюшоном. Как правило, носили пенулу пастухи и странники. Знать также надевала такое одеяние, но выполнялось оно из гораздо более дорогих тканей.

Уже в третьем веке нашей эры появилась мода на штаны. Правда, востребованы эти предметы гардероба оказались исключительно среди солдат.

В одежде, характерной для военных, отмечались специфические особенности. Плащи у римлян были короткими, изготавливались из шерсти. Назывались они в Риме сагумом. Также в военное снаряжение входила броня. В качестве нее выступали состоящие из пары частей панцири, которые соединялись друг с другом с помощью застежек и ремешков. Для защиты рук римлянами могли дополнительно использоваться кожаные или металлические приспособления. На ноги военные надевали поножи из металла, которые фиксировались ремешками.

Легионеры носили специфическую обувь. Это были сапоги под названием калиги. Голова римлян защищалась с помощью шлемов из металла или же кожи. Декор указывал на звание и положение солдата. В качестве украшения могли использоваться волосы коней, перья и резьбы.

Женский

Как уже было сказано, римлянки носили наряды, которые во многом были схожи с мужскими. Под платья при этом одевалась женская туника. Она могла оснащаться рукавами, но встречались модели и без них. Знатные дамы поверх нательной вещи нередко надевали столу. Это римское платье, визуально схожее с туникой, но оснащенное оборками и всевозможным декором. Стола считалась обязательной частью костюма замужних дам. Появление без нее на публике римлянами расценивалось, как дурной тон.

Кроме того, женщины в Риме носили плащ, который назывался палла. Он фиксировался в области плеч застежками под названием аграфы. Были даже модели, в которых голова полностью была покрыта.

Военные особенности

Изначально римляне производили оружие, опираясь на опыт и образцы греческих и этрусских мастеров. Они многому учились у своих противников, например, столкнувшись с кельтами, они переняли некоторые виды их экипировки, у галлов «позаимствовали» модель шлема, а у древних греков тораксу – анатомический панцирь.

Как только римские доспехи и оружие были официально приняты государством, они становились стандартом едва ли не для всего имперского мира. Стандартное оружие и амуниция несколько раз менялись в течение долгой римской истории, но они никогда и не были индивидуальными, хотя каждый солдат украшал свои доспехи по собственному усмотрению и «карману». Тем не менее, эволюция вооружения и доспехов воинов Рима была довольно долгой и сложной.

Сырье

Римляне использовали несколько разных типов волокон . Шерсть была , вероятно, наиболее часто используемой , потому что он был легко доступен и относительно легко приготовить. Льна и конопли были также использованы для создания ткани , даже если их получение более сложным , чем шерсть. Есть свидетельства того, что они использовали хлопок , но реже. Шелк импортирована из Китая , также был известен.

Эти волокна различной природы нужно было приготовить по-разному. По данным Forbes, овечья шерсть содержала около 50% жирных примесей, волокна льна и конопли — 25%, шелк — около 19-25%, но хлопок, самый чистый из всех текстильных изделий, содержит только 6%.

Наиболее широко используемое волокно, шерсть, несомненно, было первым типом пряденного волокна. Овцы Тарента славились качеством своей шерсти, однако римляне не прекращали попытки улучшить породы путем скрещивания. Шерсть работа была выполнена в lanarii pectinarii . Собранная в уборных моча использовалась для обезжиривания шерсти (и обработки кожи). Подготовка льна и конопли относительно схожа и описана Плинием Старшим . Необходимо после сбора урожая погрузить их в воду, удалить кору и обнажить волокна. После высыхания волокна необходимо механически сломать (с помощью молотка), а затем разгладить. Затем эти волокна были сотканы. Лен и конопля — очень прочные и крепкие волокна.

Шелк и хлопок были импортированы из Китая и Индии соответственно. Шелк был дефицитным, дорогим, предназначенным только для богатых женщин.

Римлянам приходилось перед окрашиванием грунтовать волокна натуральной протравой . Они использовали, по крайней мере, квасцы железа в качестве закрепителя, и мы знаем, что они использовали Murex brandaris как пурпурную настойку Тира , цвета императора, потому что его было очень дорого получить. Пастель позволяла получать оттенки от желтого до синего, но не получила широкого распространения. Марены , дешевле, позволило получить красный, розовый. По словам Плиния Старшего , черноватый цвет предпочтительнее красноватого. Желтый, полученный из шафрана , был дорогим и использовался для свадебной одежды и весталок . Многие растения (и насекомые), такие как плющ, лавр, морилка грецкого ореха, кошениль , можжевельник, марля, позволили получить множество оттенков от коричневого до зеленого или до желтого, розового и пурпурного.

Археологические находки показывают греческие вазы, изображающие искусство ткачества . Древние авторы Упоминают искусство ткачества и производства волокон. Некоторые ткани сохранились сотни, даже тысячи лет. С другой стороны, поскольку одежда необходима, обнаруженные образцы многочисленны и разнообразны. Эти ткани часто предоставляют наиболее ценную информацию об используемых технологиях, используемых красителях, природе почв происхождения волокон и, следовательно, об используемых торговых путях, климате и т. Д. Исторические исследования в этой области очень активны, потому что они позволяют нам понять многие аспекты жизни римлян.

Используемые ткани были такими же, как в Греции, но техника ткачества улучшилась, а льняные и шерстяные ткани стали более тонкими.

Косские одежды и китайский шелк

В I в. до н.э. римляне познакомились с “диким шелком”, и одеждами из него, которые с давних пор изготавливали жители острова Кос. По месту производства, такая одежда называть “косской”.

Легкие, расшитые золотыми нитями, эти пурпурные одеяния встретили бурный восторг у римских “модниц” и такие же бурное негодование в остальном римском обществе – “Можно ли назвать одеждой то, чем нельзя защитить ни тела, ни чувства стыдливости… их достают за огромные деньги, чтобы наши матроны показывали себя всем в таком же виде, как любовникам в собственной спальне” (Сенека).

Однако буквально через 100 лет после появления “косских” тканей, в Рим стали привозить и настоящий, китайский шелк, почти мгновенно вытеснивший “конкурентов” с рынка.
Этот шелк был очень дорог, настолько, что для ухода за ним наиболее богатые женщины стали заводить специальных рабов, а сами ткани распускались и ткались заново, но уже с вплетением в них льняной или хлопковой пряжи.

“Полушелковая” материя быстро вошла в моду – даже не смотря на бытовавший одно время запрет её ношения среди мужчин, и долго ещё оставалась в цене – практически до III в. н.э., когда чистый шелк смог наконец получить в Риме широкое распространение.

Выложил – Мэлфис К.Источник – Компиляция из разных источников

Цветовое “деление” римлян

Приверженность традициям, столь свойственная римскому обществу, ко всему, разделяла цвета костюма по принадлежности к определенном группам. Так например зеленый цвет считался чисто женским и если мужчина не взирая на это продолжал носить одежду этого цвета, он таким образом заявлял о своих “зеленых нравах” (galbini mores), что в те времена было равнозначно тому же, что нынче называют – “голубыми”.

Оранжевый цвет, цвет покрывала невесты, так же не приличествовал мужчине – позволить себе так одеваться могли только развращенные и изнеженные индивиды. В отношении женщин, никаких “цветовых” ограничений не существовало.

Сенаторы и магистры ярко выделялись в толпе за счет своих снежно-белых тог, хорошо различимы были и жрицы-весталки, одеяние которых очень напоминало средневековое одеяние монаха: на голову, обвитую шерстяными, в форме валиков повязками – infulae, надевалось головное покрывало спадающее на плечи. Картину дополнял круглый медальон – bulla на груди, и белая туника подпоясанная веревкой.

Одежда других жрецов и жриц практически повторяла обычную городскую одежду римлян, на небольшими различиями.
Например фламины носили островерхую шапочку, в которую была воткнута оливковая веточка с шерстинкой, а фламиники (соответственно жены фламинов) – особую пирамидальную прическу, причем волосы в ней были переплетены пурпурной шерстяной лентой. В их головной платок также втыкалась веточка гранатника.

Как уже упоминалось, основным материалом для одежды в древней Италии была шерсть, из которой ткали и туники, и тоги, и плащи. Шерсть очень удобна – она плохо пропускает влагу, но хорошо сохраняет тепло, тем более в южной Италии коз разводили повсеместно.

Лен в Италии также был очень распространен, однако он в основном шел на паруса и тенты обеспечивающие защиту от дождя. Делали из него и различные ловчие сети.
Льняную одежду носили жрецы Исиды, и женщины идущие в её храм. Широкое распространение ткани из льна получили только в эпоху поздней империи.

Женская одежда Древнего Рима

Ежедневной одеждой римлянок поначалу была более длинная, разновидность туники. По мере роста благосостояния ее заменила стола – широкая туника с множеством складок и с короткими рукавами. Доходила это одеяние до ступней, низ его украшался лентами или оборками, талия скреплялась поясом. Основой женской одежды Древнего Рима были изящные драпировки, спускающиеся вниз, и стола не была исключением. Такая форма одежды считалась привилегией свободных замужних женщин, которые имеют безупречную репутацию.

Цветовая гамма женских нарядов была очень разнообразна и отличалась яркостью и насыщенностью. Например, одеяние невесты состояло из длинного платья палы ярко-красного цвета, которое одевалось поверх туники, а на голову девушки накидывали оранжевое покрывало. В повседневной жизни носили одежду желтых, золотистых, голубых, зеленых и серых оттенков. 

Вместо нижнего белья римлянки использовали нижнюю тунику с набедренной повязкой, на которую надевалась верхняя туника, а затем драпирующий плащ палла или пенула. Ими же или специальными вуалями римлянки прикрывали голову от уличной пыли. Какие-либо головные уборы использовались редко, отчасти потому, что женщины Средиземноморской империи большое значение придавали уходу за волосами и сложным прическам. 

Обувью римлянкам служили сандалии и башмаки из мягкой кожи, которые украшались вышивкой и металлическими деталями. Важным дополнением к одежде были многочисленные украшения из драгоценных металлов и камней. 

Одежда Древнего Рима и сейчас привлекает к себе внимание со стороны дизайнеров и поклонников моды, поскольку позволяет создать красивый силуэт. Таким образом, эстетические идеалы Империи продолжают свое существования, являясь очередным доказательством того, какой огромный вклад внесла древнеримская культура в развитие человеческой цивилизации. 

Нижнее белье

В качестве нижнего предмета гардероба, как уже говорилось, использовалась туника. Надевали ее под основную одежду как женщины, так и мужчины. Когда же наступали холода, многие граждане носили сразу по нескольку таких туник. Их надевали одну поверх другой.

Под туникой женщины также нередко носили строфии. Это, по сути, древний прообраз современного бюстгальтера. Нижнее белье изготавливалось из кожаных полос, поддерживающих снизу грудь.

Кроме того, среди римлянок популярны также были костюмы для купания. Правда, визуально они существенно отличались от современных моделей. Это были простые тканевые полоски, которые повязывались в области бедер и груди.

Головные уборы

Несмотря на то, что римляне очень многое переняли у греков, привычка покрывать голову не прижилась. Головные уборы считались специфическим атрибутом жрецов и судей. От непогоды спасал капюшон или верхняя часть тоги, которую набрасывали на голову. Если же головные уборы и надевались, то они представляли собой шляпы, похожие на греческие. Крестьяне могли ходить в шляпах из соломы или кожи. Женщины покрывали голову повязками, сетками или круглыми шапками. Представительницы знати могли прикрепить к головному убору вуаль, ниспадающую на плечи. Эти головные уборы также взяты из греческой культуры.

Официальная одежда римлян

Тога была если можно так выразиться “официальным” одеянием любого римского гражданина. Она была больше, чем простой одеждой, свидетельствами этого служат хотя бы такие факты – вольноотпущенники, получив римское гражданство, непременно хотели видеть себя изображенными в тогах, а римлянам-изгнанникам, строго настрого запрещалось её носить.

Есть свидетельство, что Октавиан Август, однажды увидел на Форуме несколько граждан, которые по каким-то причинам пришли в одним туника, без тог.
Он был так поражен этим, что сделал несчастным выговор, – потому что нет для римлянина высшей чести, чем выйти на Форум в тоге, и нет большего бесчестья, чем оказаться без нее.

Птеруга

Это крепкие юбки из кожи или многослойной ткани (льняной), и нашитыми на них полосами или lappets, носили вокруг талии римские и греческие воины. Также аналогичным образом у них на рубашках были нашиты полоски, похожие на эполеты, защищающие плечи. Оба набора обычно интерпретируются, как принадлежащие к одной одежде, которую носят под кирасой, хотя в льняном варианте (линоторакс) они могли быть несъемными.

Сама кираса может быть построена по-разному: пластинчато-бронзовый, линоторакс, из чешуи, пластинчатый ​​или кольчужный вариант. Накладки могут быть расположены в виде одного ряда более длинных полос или двух слоев коротких, заходящих друг на друга лопастей градуированной длины.

В средние века, особенно в Византии и на Ближнем Востоке, такие полоски использовались в задней части и боковых сторонах шлемов, чтобы защитить шею, оставляя при этом ее достаточно свободной для движения. Тем не менее, археологических остатков кожаных защитных шлемов обнаружено не было. Художественные изображения таких элементов также могут быть интерпретированы, как вертикально сшитые стеганые текстильные защитные покрытия.

Балтей

В древнеримские времена балтеус (или балтей) был типом балдрика, обычно используемого для подвешивания меча. Это был пояс, который носился через плечо и проходил наклонно вниз в сторону, как правило, из кожи, часто украшенной драгоценными камнями, металлами или и тем, и другим.

Был еще похожий пояс, который носили римляне, особенно солдаты, и называвшийся синту, который крепился вокруг талии. Он также был атрибутом римских анатомических доспехов.

Многие невоенные или военизированные организации включают балтеи, как часть парадной одежды. Цветной Корпус Рыцарей Колумба 4-й степени использует его как элемент своей униформы. Балтей поддерживает церемониальный (декоративный) меч. Фото доспехов римских легионеров вместе с балтеями читатель может увидеть в этой статье.

“Земледелие” Катона

Марк Порций Катон Старший, оставил для потомков ценнейший труд “De agricultura”, т.е. “Земледелие”, где среди прочего дал подробный список одежды, которой приличный хозяин должен снабжать своих рабов.
Практически со стопроцентной вероятностью, можно предполагать, что сей список можно рассматривать не только в отношении рабов, но и в отношении местных крестьян, жизнь которых в подавляющей массе, ничем не отличалась от жалкого рабского существования.

Первым номером у нас идет туника – длинная рубаха с короткими, даже не доходящими до локтя рукавами, и плотный плащ-сагум, предоставляющий хорошую защиту и от дождя, и от холода.

Туника была проста в изготовлении, не стесняла движений и обеспечивала телу защиту от летнего зноя и зимнего холода, в то же время позволяя тел дышать.
Одевалась она через голову и изготовлялась максимально просто – два полотнища сшивались вместе, оставляя отверстие для головы. Иногда у туники имелся только левый рукав, чтоб правая рука оставалась полностью свободной, а оба полотна прихватывались на правом плече застежкой, превращая её таким образом в эксомиду – обыкновенную одежду греческого ремесленника.
В отличии от мужской, одежда женщин из самых бедных слоев общества была снабжена рукавами.

Плащи должны были иметь рукава или отверстия, куда можно было просунуть руки.
Люций Юний Модерат Колумелла, пожалуй древнейший писатель затрагивающий тему сельского хозяства, рекомендовал выдавать рабам в холодное время “шкуры с рукавами”, т.е. кожухи и куколи. Про это также упоминает и Катон.

“Шкуры с рукавами” представляли собой короткие накидки, закрывающие плечи, грудь и часть спины, с остроконечным колпаком-капюшеном, надевавшимся на голову. От колпака иногда спускались длинные концы, которые будучи завязаными охраняли горло от холода.
Были куколи и другого покроя, представлявшие короткую накидку с круглым отверстием для лица – практически мешок, но пригнаный по фигуре человека.
Как считал всё-тот же Колумелла, для одетых таким образом рабов “нет такой невыносимой погоды, чтобы нельзя было хоть немного да поработать на открытом воздухе”.

Из поношеных и истрепавшихся плащей и туник шили своеобразные “лоскутные одеяла” использовавшиеся очень широко – от тушения пожаров, до использования в качестве постели.
Колумелла, даже упоминает их среди теплой одежды, по всей вероятности подразумевая, что в них заворачивались так же, как и поныне заворачиваются в пуховые платки жители деревень в глубинке.

В качестве обуви рабы и бедняки Древнего Рима носили деревянные башмаки. Надевали их, скорее всего, только в сильную жару и в грязь. В теплую погоду и крестьяне, и рабы ходили босиком. При тяжелой работе, например при пахоте, вскапывании земли или жатве, деревянные башмаки с налипшим на них дерном, были бы только лишним грузом. И крестьяне, и рабы изготовляли легкие самодельные веревочные сандалии.

Хитон

Странно, что римляне не переняли у греков обычай носить хитоны. Это очень удобное одеяние, которое не сшивалось, а соединялось на плечах пряжками-фибулами. Долгое время считалось, что греки носили только белую одежду. Это не так. Белый цвет, действительно был одним из любимейших, но отбеливание тканей было трудоёмким и длительным. По этой причине белые хитоны относились к разряду праздничных.

В обычные дни греки носили разноцветные и очень яркие наряды. В качестве красителей использовали минералы, растения и морских моллюсков. Последние служили источником для получения пурпурного пигмента. Греки раньше римлян начали носить шёлк, хотя он и стоил очень дорого, так как привозился с Востока. Пурпурные шёлковые хитоны носили только очень богатые люди.

Несмотря на то что одежду не сшивали, а только скалывали, низ хитона не должен был лохматиться. Это было признаком траура или материальной нужды, что считалось позором. Нижний край подгибали и аккуратно закрепляли, чтобы нитки не торчали наружу. Хотя эту работу выполняли рабы, греческие женщины с детства обучались всевозможным рукоделиям.

Даже самые богатые и знатные эллинки умели шить, вышивать гладью и крестиком, готовить еду и ухаживать за домочадцами.

Тога

Можно сказать, что это «костюм с галстуком? того времени — то есть одежда для появления на людях, особенно в важных ситуациях. Она использовалась с самых древних времен, и можно сказать, что ко времени нашего повествования она пережила самую настоящую эволюцию. Вначале ее размеры были невелики, но постепенно она становилась все больше: если ее разложить на земле, тога представляет собой полукруг из шерстяной или льняной ткани шести метров в диаметре!

Неудивительно поэтому, что часто, чтобы надеть тогу, прибегают к помощи раба. Так поступает и наш «доминус». Это позволит нам понять, как же ее носят.

Господин стоит неподвижно, глядя вдаль.

Тога — настоящий символ культуры и цивилизации Древнего Рима. Ее могут носить только римские граждане, а иностранцам, рабам и вольноотпущенникам (рабам, отпущенным на свободу) это запрещено. Тога, подобно униформе, несет в себе некий «дресс-код»: в зависимости от того, на ком она надета и для чего предназначена, она носит различные названия. Например, белая тога, окаймленная пурпуром, toga  ргаеtехта — как бы «охранительная». Ее носят сенаторы и мальчики до четырнадцати-шестнадцати лет. В этом возрасте вершится обряд снятия тоги-претексты, сопровождающийся торжественной церемонией, он символизирует окончание периода отрочества. С этого момента юноша официально считается взрослым, то есть способным носить оружие и участвовать в общественной жизни.

Виды одежды

Костюм древних римлян не отличался большим разнообразием. Основные предметы одежды были одинаковы даже между слоями населения. И бедняк, и богач носили практически одно и тоже. Основное различие заключалось в материалах и дополнительных украшениях. Одежда мужчин и женщин также была похожа, однако имелось несколько отличительных особенностей.

Мужской

Первым и главным предметом одежды древнего римлянина являлась туника. В те времена она считалась нижней одеждой, поверх которой надевалась основная. Туника представляет собой предмет, надевающийся через голову.

Было три основных типа этого одеяния:

  • Колобиум;
  • Таларис;
  • Далматика.

Туника колобиум отличалась короткими рукавами и поясом в комплекте. Таларис, наоборот, была с длинными рукавами. Этот вид туники носился людьми высокого положения. Далматика считается одеждой первых римских христиан. Она представляет собой тунику с длинными широкими рукавами, в разложенном виде напоминающую крест.

Какая еще была одежда у древних римлян мужчин?

  1. Тога – она являлась главным представителем верхней одежды. Это крупная длинная накидка, надеваемая поверх туники. Размер этого предмета одежды был по-настоящему внушительным: примерно 6 м материала на 1,8 м. Тога представляла собой одеяние, олицетворяющее народное достоинство римлян. Себя они зачастую называли «народом, одетым в тоги». Носить тогу могли лишь истинные римляне, которые чисты перед законом. Иноземцы, рабы и преступники не имели права ее носить;
  2. Полудаментум – этот вид плаща могли носить только императоры и знатные люди. Он накидывался на спину и крепился специальной пряжкой на правом плече;
  3. Лацерна – плащ, покрывающий спину и плечи. Его надевали на торжественные мероприятия. Крепился он спереди посередине. Лацерна изготовлялась из дорогих и красивых материалов и была доступна лишь высшей знати;
  4. Пенула – считался плащом низшего класса. Был изготовлен из шерсти или кожи, очень часто дополненный капюшоном. Пользовались пенулой преимущественно путешественники и пастухи. Для знати была предусмотрена пенула из более дорогостоящих материалов.

Одеяние военных обладало некоторыми специфическими чертами. Солдаты носили короткие шерстяные плащи, которые называли сагум. Обязательным элементом военного костюма являлась броня. Специальные защитные панцири состояли из двух частей — передней и задней — соединенных ремнями и застежками. Иногда руки также защищались специальными приспособлениями из металла или кожи. На ногах солдаты носили металлические поножи, закрепляемые ремнями.

Обувью легионеров являлись калиги – защищенные сапоги. Для защиты головы солдаты носили металлические или кожаные шлемы. В зависимости от положения воина и его звания, они украшались резьбой, а также перьями и конскими волосами.

ПолудаментумЛацернаТогаПенула

Женский

Женская одежда Древнего Рима была похожа на мужскую. Под основную одежду женщины надевали туники. Встречались как безрукавные, так и одеяния с рукавами. Представительницы знати сверху надевали столу. Это очень похожая на тунику одежда, однако, отличающаяся различными украшениями и оборками. Стола являлась неотъемлемым предметом одежды женщин, которые были замужем. Появление в публичных местах без столы считалось дурным тоном.

Еще одним предметом верхней одежды являлся женский плащ – палла. На теле он закреплялся с помощью застежек в плечах, которые также называли аграфами. Некоторые разновидности этого плаща предусматривали покрытие головы.

Реконструкция

Перед началом сбора комплекта одежды необходимо определиться с реконструируемым социальным положением. В римской реконструкции, в отличие от многих других эпох, доступен образ женщины-воительницы – гладиатрикс, экипировка которых подробно рассмотрена в разделе «гладиаторы». Образ жрицы, к примеру культа Исиды, требует особого вида туники. В одежде перегринок могут присутствовать элементы, характерные для коренных народностей. В наиболее же распространённых женских образах основные отличия будут в наличии или отсутствии паллы, столы (которую дозволяется носить только матронам), способе укладки волос, украшениях и цветовых гаммах. Шить одежду для выбранного образа следует из тонкой шерсти или льна, для реконструкции очень богатых женских образов можно использовать натуральный шёлк.

Наименее затратный комплект женской одежды, подходящий начинающим реконструкторам – длинная туника с поясом и сандалиями, образ рабыни или простолюдинки.

Римская аристократка, реконструкция

Римская матрона, реконструкция

Жительница Римской Империи, реконструкция

Цвета

Древнеримский стиль одежды предусматривал использование ярких цветов: красного, сиреневого, желтого. Цвету одежды присваивался особенный смысл. В частности, красный, будучи олицетворением власти, сопутствовал всем императорам и правителям. Также красные одеяния носили полководцы-триумфаторы. Ассоциирование красного цвета с властью не случайно. В то время окрашивание ткани в пурпурный цвет было процессом трудоемким и непростым. Соответственно и гардероб подобных цветов становился весьма недешевым. Белый цвет относился к праздничным, и белая одежда надевалась лишь в редких случаях.