Что носили донские казачки: стереотипы и реальность

Содержание

Этапы развития донского казачества

Изначально Донское войско пользовалось своими привилегиями, данными грамотой. Однако постепенно из вольницы начало формироваться самостоятельное, но несколько ограниченное в решениях воинское формирование. Так, уже в 1584 году войско Донское присягнуло Феодору Блаженному (сыну и наследнику Ивана Грозного) на верность. Спустя 40 лет казаки принесли такую же присягу Михаилу Романову. Это, однако, не мешало им иметь собственные взгляды на происходящее и самостоятельно решать, чью сторону поддержать в сложные периоды российской истории – например, во времена Смуты. Более того, донцы периодически умудрялись еще и пиратствовать, отправляясь по морю в турецкие земли. В этих начинаниях Москва старалась их поддерживать, видя свою выгоду. Однако восстание Степана Разина многое изменило. После того как этот бунт был подавлен, полувоенную вольницу вынудили присягнуть Алексею Михайловичу. И донские казаки с 17 века все свои шаги в дальнейшем были обязаны согласовывать с правительственным гарнизоном, который разместился на Дону.

История донского казачества изобиловала самыми разными событиями. Уже одно перечисление их подтверждает то, насколько активно казаки принимали участие во всем, что происходило в стране. Стоит упомянуть:

  • восстание Болотникова;
  • поддержка поляков и Тушинского вора в Смутное время;
  • Азовский поход Петра Первого;
  • русско-шведская война;
  • восстание Булавина;
  • Персидский поход Петра Первого;
  • Семилетняя война;
  • русско-турецкие войны;
  • восстание Пугачева и его подавление;v
  • взятие Измаила;v
  • Итальянский поход Суворова;
  • Отечественная война 1812 года;
  • Первая мировая война;
  • Гражданская война на Дону.

Особенно сложным стал период Гражданской войны, которая длилась на территории Дона в 1917-1920 годах. Эту эпоху донского казачества Шолохов гениально описал в своем знаменитом романе. Многие донцы были вынуждены уехать в эмиграцию, но большинство осталось в Советской России. Однако далеко не все казаки смирились с новой властью, что и привело к неприятному эпизоду в их истории. Далеко не каждому известно, что часть донских казаков в ВОВ перешла на сторону вермахта, а в Новочеркасске была 1-я казачья дивизия. Впоследствии из нее сформировали казачий корпус СС.

После окончания Второй мировой войны донские коллаборационисты были вынуждены скрываться в Европе, однако американцы и англичане выдали их руководству СССР. Во многом эта страница истории существенно подорвала отношение советской власти к донскому казачеству, в результате чего донцы длительное время оставались вне круга интереса и внимания со стороны государства. Тем не менее, отдельные казачьи части воевали против вермахта и на стороне Красной Армии.

Второй шанс донское казачество получило с началом перестройки. В настоящее время во многих городах страны, от Краснодара до Салехарда, имеются собственные казачьи подразделения. Но исконные донцы все же предпочитают оставаться на своей исторической территории, занимая твердую позицию поддержания государственной внешнеполитической линии. Это, в частности, выражается в участии донских казаков в войне на Донбассе.

Рогатая кичка

Рогатые головные уборы известны всем восточным славянам, и носили  их исключительно только замужние женщины и никогда девицы. Рогатые кички носили казачки средней и верхней части Дона, а также сохранены некрасовскими казачками в период эмиграции. Формы кичек и их декор также существенно отличались в зависимости от местности:

Кички с высокими рогами описаны С.Г. Гмелиным и Е. Кательниковым . Бытовали кички такого типа в ст. В-Кумоярской и ее окрестностях (средний Дон). Представляли собой сложный головной убор, состоящий из шапочки с рогами (кички), сороки, позатыльника, и покрывалась сырцовым сальником. В районе лба на кичке был круг, называемый «прямок».

«Историческое сведение о Верхне-Курмоярской станице»// Донские Ведомости, 1860,№12-16; в «Чтениях Моск. Общ. Истор. Древ.»

В словаре донского говора А.В. Миртова головной убор, соответствующий кичке называн «волосником»: «- головной убор Донских казачек в старину, очень пышное головное украшение в образе сетки, убранной жемчугом с высокими и широкими рогами /до 25-30 смтр.»

Аналогичная рогатая кичка была сохранена некрасовскими казачками, проживавшими на берегу о. Майнос в Турции. Сейчас эти кички хранятся в музеях Ростовской области и периодически выставляются в экспозиции.

«… наряд был поистине оригинален: на голове высокая “кичка” о двух рогах золотной парчи под желтым шелковым прозрачным покрывалом, накинутым поверх рогов, волоса надо лбом и на висках подвиты; с кички около ушей спускаются подвески из серебряных цепочек с разнообразными подвесками; наряд, о сходстве которого с древнерусским мы судить не беремся, но никакому сомнению подлежать,  кажется, не может, что этот наряд остался неизменным со времен ухода некрасовцев с Дона.».

  • Рогатая кичка некрасовских казачек. Выставка «Серебряная кладовая» (Россия, Ростов-на-Дону, 2015)
  • Рогатая кичка некрасовских казачек. Выставка «Серебряная кладовая» (Россия, Ростов-на-Дону, 2015)

Кичка состояла из трех частей: рогов, сороки, и позатыльника. «Рогами» называли полотняную шапочку с рогами из твердого материала, крепилась на голове такая шапочка  тесемками. Затем сзади привязывали  увешанный сплошь монетами позатыльник. Сверху на рога надевали сороку, вышитую по кругу жемчугом, каменьями золотыми и серебряными нитками. По окружности  к кичке пришивались монетки (обнизка), а в районе висков кисточки из цепочек с подвесками, называемые кутазики. Завершал головной убор платок из тонкого прозрачного шелка, накидываемый сверху на рога.

Рогатую кичку некрасовская казачка впервые надевала в день своей свадьбы и носила по праздникам вплоть до рождения первенца, это говорит о том, что отражала она в первую очередь детородный период в жизни женщины и символизировала материнство и продолжение рода. Кроме того, кичка служила знаком этноконфессиональной принадлежности казачек в иноэтничной и иноконфессиональной стране и, возможно, поэтому так долго сохранилась.

  • Донской казак в обычной одежде и казачка в повседневной летней одежде. Материалы экспедиции И.А. Гюльденштедта, 1787 г. (Из кн. «М.В. Ломоносов и академические экспедиции XVIII века». М., 2011)
  • Мещанка и казачка в верхнем платье. Материалы экспедиции И.А. Гюльденштедта, 1787 г. (из кн. «М.В.Ломоносов и академические экспедиции XVIII века». М., 2011)

В станицах верхнего Дона носили кички с невысокими рожками. А. Ригельман в 18 веке описывал: «У простых и небогатых в верховых станицах жены носят с двумя рожками посредственные и малые кички с сороками, шитые шелками и простой бумажной пряжей». В отличие от праздничной кички некрасовских казачек и казачек среднего дона, на верхнем Дону, судя по иллюстрации работающей женщины к книге А. Ригельмана , и рисункам экспедиции И. А. Гюльденштедта в 1770—1773 гг. , кички были, в том числе, и повседневным головным убором. Украшения таких кичек были не столь обильными, как описанные выше, и ограничивались разве что вышивкой.

Подводя итог, можно сказать, что рогатая кичка символизирует в себе женское предназначение, материнство и начало новой жизни. Именно поэтому я выбрала такую кичку для логотипа своего бренда «Меланья» как отражение архаичного представление наших предков о женственности и продолжении рода.

Головные уборы и прически терских казачек

Сорочка

Головной убор гребенской казачки по мнению Ф.С. Гребенца, представляет из себя смесь головного убора женщин Рязанской губернии, армянок и грузинок. Замужние казачки заплетали на голове 2 косы и укладывали их на темени. На висках оставляются «букли». На косы одевался «подкосник» («подкосок» или «кокошник»). «Подкосник» делался из деревянной палочки по длине лба, которая обтягивалась ватой и обшивалась ситцем; затем из ваты скручивался полукруг, который также обшивался ситцем. Обе эти части скрепляли вместе так, чтобы образовывался полукруг. Полукруг одевается к затылку, а прямой палочкой ко лбу. Косы с «подкосником» подвязывали «сорочкой» (род очипка), поверх которой «стагаш» (или «стягашник») — шелковый алый, кашемировый или ситцевый платок, концы которого завязываются на затылке. Последней надевали «ширинку» — большой батистовый или шелковый платок с загибкой по середине («сгибкой»), которая делалась зубами, но чаще утюгом по центру свернутого угол с углом платка . Платок также завязывали на русский манер под подбородком . Вся конструкция описанного головного убора значительно увеличивала размеры головы и придавала ей немного квадратный вид. Девушки заплетали одну косу, которая опускалась до талии, сразу на волосы повязывали «стягашник, «поверх которого надевали «ширинку» или платок как у замужних женщин .

  • Весь комплект головного убора «Сорочка»: подкосник, сорочка, стягашник, ширинка
  • Часть головного убора «Сорочка»
  • Часть головного убора гребенских казачек — Сорочки — «Подкосник» в исполнении ателье «Меланья»

Аналогичные головные уборы носили казачки ст. Бороздинской и, вероятно, иных станиц Кизляро-Гребенского полка.

  • Гребенская казачка в «сорочке», нач. XX в.
  • Е.Е. Лансере. Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной.1928 г. Бумага, гуашь, темпера.

    Гребенская казачка в сорочке (красная деталь под платком — стягашник)

  • «Казачка ст. Червленой» Г.Г.Гагарин. акварель середина XIXв.
    Незамужняя девушка-казачка в стягашнике и ширинке

Шлычка

Женщины ст. Ищерской носили на голове шлычки вроде чепцов, а сверх шлычки надевали шелковые, кашемировые или кумачные повязки. Летом в праздник носили одни повязки на головах без платков.

Шлычка Мартыненок Д.В. Ставропольский край

Куталка

— способ повязывания платка для сохранения кожи лица от загара во время полевых и домашних работ, схожий с донской зануздалкой.

терские казачки в куталках. Рисунок Е. Лансере

«Для сохранения кожи лица и рук от загара они и на работе в поле и садах, а так же дома, «кутаются», обвязывая лицо платком настолько, что оставляют видными только одни жгучие глаза.»

«Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком.»

«Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковою целью употребляется для лица особый вид повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком замаскированном виде девушка может усиленно работать в летнюю страду.»

Влияние кавказских традиций

Близость Кавказа, который также был довольно закрытым для властей пространством, оказал непосредственное воздействие на вид казачьего национального костюма. Особенно заметны эти изменения были в одежде казачьего войска. Выяснилось, что  наряд воина-горца значительно удобнее казачьего. Он не сковывал действий при передвижении верхом на коне, не мешал обращению с оружием.

Очень удобной оказалась бурка, которая согревала в холода, могла использоваться как надежное укрытие в холода. Кроме того, она стирала социальные грани: независимо от положения в обществе и достатка, она была у каждого горца и казака

Казачьи папахи

Привлекал внимание и головной убор. У кавказцев и казаков любимой была шапка – папаха

Шили ее из овчины. Она не была нарядной, но удобной и надежно защищающей голову. Казачья папаха выглядела иначе: низкой, с плоским верхом, или высокой конусообразной.

Для богатых казаков ее шили  из собольего или куньего меха. Верх выполнялся из синего или красного бархата, расшивался золотом. Казаки победнее носили барашковую папаху или изготовленную из стриженого меха овчины, а верх изготавливался из цветного сукна.

Во время боевых действий казаки носили шапки, сшитые из меха волка, медведя или барана – только этот мех смягчал удар по голове.

Хоть у горцев и казаков шапки отличались по форме, они были обязательной принадлежностью и гордостью мужчины.

Черкеска – удобство и красота

Со временем претерпела изменения верхняя одежда казаков. Поверх зипуна (жупана) обычно надевался кафтан, но со временем ему на смену пришла элегантная, сидящая точно по фигуре черкеска. Украшенная газырями, которые первоначально имели не декоративное, а практическое назначение: в них вкладывались ружейные патроны – придавала вид воинской одежды.

Элегантность черкески покорила казаков, и они стали использовать ее как свой элемент одежды. Мода на черкески в начале XIX века пришла и в русскую армию. Ношение офицерами казачьего мужского костюма, куда входила черкеска, считалось особым шиком, а женщины были без ума от подтянутых молодых офицеров, щеголявших на балах в черкесках.

Широкие шаровары, которыми хвалились первые представители казачества, со временем стали значительно уже, что не только добавляло удобств при передвижении пешим ходом и на коне, но и значительно экономило деньги: ткани на шитье затрачивалось значительно меньше.

Удобство и красота горской мужской одежды привели к тому, что уже в 80-е годы XVIII века она почти полностью заменила прежний воинский костюм казака. Единая форма одежды казачьего войска  Азовского, Таганрогского полков и крепости Дмитрия Ростовского стала состоять из кафтана, бешмета с узкими длинными рукавами и воротником-стойкой, шаровары, которые легко заправлялись в сапоги и кубанок с суконным верхом.

Культура донских казаков: песни, обычаи

Самобытность казаков отражается и в их культуре. Отечественные зрители и слушатели составляют себе мнение об этом этническом сообществе на основании фильма «Кубанские казаки», песен Розенбаума и книги «Тихий Дон». Однако для того чтобы понять донскую душу, стоит прислушаться к старинным народным песням. Они являются ярким элементом казачьей культуры.

Песни донских казаков слушать нужно хотя бы для того, чтобы понять, насколько тесно эти традиции переплетены с фольклором малороссийских и южных русских регионов. Однако в этих песнях есть и уникальность, свойственная только донской культуре.

Народные казачьи песни исполняются всегда несколькими людьми, причем на фоне обязательных нижних голосов наблюдается высокий подголосок. Это придает песне особую эмоциональность.

Нужно отметить и еще один нюанс – в исполнении задействован хор донских казаков, то есть, старинные песни поют преимущественно мужчины. Возможно, причиной служит тематика такого фольклора, ведь песни казачьи, по большей части, рассказывают о военной службе. Кроме того, казаки не просто поют, но и с помощью вокала проигрывают, проживают любую песню. Наконец, особенностью является и длительность подобных песен. Считалось, что чем длиннее песня, тем лучше.

В целом песни донского казачества можно поделить на строевые и лирические. Первые отличаются ярко выраженным темпом и напоминают молодецкую скачку на лошадях. Лирические же песни, чаще всего, являются медленными, плавными, протяжными.

Культура донских казаков сформировалась на базе христианских ценностей. Так, строго соблюдаются 10 заповедей, а также казачьи обычаи. Среди последних выделяется безоговорочное подчинение старшим, уважительное отношение к женщинам, гостям дома. Родители являлись для казаков основой мироздания, поэтому дети в казачьих семьях всегда обращались к отцу и матери исключительно на «Вы». А в присутствии человека, старшего по возрасту, запрещалось не только курить, но и сидеть.

Несмотря на то, что двор донских казаков всегда хлебосолен, а сами станичники очень позитивно относятся к застольям, пьянство в их среде строго осуждается. Напиться до состояния риз считается зазорным. Вместе с тем, редко какой праздник у донцов обходится без угощения, танцев и песен. А вот и еще одна сторона казачьих обычаев – гулянья исключительно мужской компанией, без женщин, ведение бесед. Видимо, связан такой обычай был с привычкой к долгим военным походам. В настоящее время эта традиция почти ушла в прошлое.

Оружие воина-казака

Жених наряжался в военный казачий костюм с кинжалом. На ногах — кожаные сапоги со скрипом.

Обязательной принадлежностью казака была нагайка – не менее страшное и эффективное боевое оружие, использование которого могло выбить противника из седла, обезоружить и даже нанести смертельные раны. Она отличалась компактностью, изготавливалась из кожи с мягким плетением, отличалась прочностью. Для удобства ее носили за голенищем.

В бою она висела на  руке: темляк был сделан не в торце ручки, а в месте перехода рукояти в плеть. Это не мешало держать поводья лошади, в случае необходимости, плетка в любой момент могла оказаться в руке.

Использовали нагайки и в быту, как весьма эффективное «воспитательное средство»: непослушных детей и неверных жен не раз ими «охаживали» по спине и пониже. Не стеснялись и принародно  наказать плетью и провинившихся казаков. Носить нагайку имел право только женатый мужчина.

Не являлась холодным оружием, но, в случае необходимости, могла защитить своего владельца от неожиданного нападения волчатка – более короткая нагайка. Ею первоначально действительно отбивались от нападения волков, а позднее стали использовать для самообороны.

История донских казаков

Большое сообщество людей, принадлежащее к тому или иному народу, однако проживающее обособленно, имеющее свой диалект и культуру, носит название субэтноса. Именно таким субэтносом и стали донские казаки. Об их происхождении до сих пор спорят историки. Неверным было бы считать, что казачество произошло от «иноверцев» – людей иной национальности, нежели доминирующий русский этнос, исповедующих какую-то другую религию. Дело в том, что история донского казачества неотделима от русской истории, и это обусловлено как единым этническим генотипом, так и христианской религией, которой всегда придерживались люди, живущие в этом южном российском регионе.

Историческая область расселения донских казаков – это современные Приазовье, Волгоградская область, восточные части Украины. Именно здесь проживало этническое русское население еще с домонгольского периода, в годы существования Хазарии. Но это лишь одна версия. Согласно альтернативному варианту, которого придерживаются многие историки, во времена монголо-татарского ига исконное население, относившееся к русскому этносу, было уничтожено. В результате эти опустевшие земли начали заселять беженцы из тех областей, которые сегодня называются средней частью России. Во всяком случае, исследователи обнаруживают определенную связь некоторых традиций донских казаков с хлыновскими и новгородскими ушкуйниками, а также мотивы, свойственные жителям Рязанщины.

Документальные источники до середины 16 столетия не упоминали о казаках. Лишь в 1550 году Юсуф, ордынский князь, пожаловался в письме Ивану Грозному на неких людей, подданных русского царя, которые не дают покоя татарским послам, отлавливают их на дорогах, возвращающихся домой с подарками самому Юсуфу, и бессовестно грабят. Судя по всему, уже в середине XVI века будущие донцы действовали активно и не слишком боялись наказания.

Через 20 лет, в 1570 году Иван Грозный направил донским «бродникам» грамоту, признав, таким образом, их как организованное сообщество и дав независимость. Именно этот год считается точкой отсчета официальной истории донских казаков, хотя в действительности формироваться данный субэтнос начал гораздо раньше.

Отличие одежды кубанских от донских казаков

Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.

Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.

Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.

Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.

КубанскиеДонские

Организация Донского Казачества

Донские казаки, вольные и равноправные люди, избирали (до 1708 г.) своего атамана на собраниях ( кругах ). Последний правил военным собранием ( рада ).

Атаман Дона

Атаман — правитель, избираемый, обычно пожизненно, радой, состоящей из одного представителя от каждой сотни . Он единственный, кому отвечают все казаки.

Большинство атамана Дона было облагорожено царями России под названием подсчета см иногда Kniaz (князь). Так как Петр I — й русский , в рядах таблицы (или подбородок ) регулирует положение казацкого в дворянской империи.

Атаманов , как правило , 4 — го или 3 е подбородка (строка) таблицы, так как эквивалентен общем, это также оценка несколько атамана Дона с Платовым.

Донской казак, 1821 г. Гравюра Федора Солнцева, 1869 г.

Донской казачий офицер с традиционной саблей чачкой во время Великой Отечественной войны

Знаменитые атаманы

  • Матвей Платов , атаман Дона во время наполеоновских войн. Он перенес столицу казачества в Новочеркасск .
  • Алексей Каледин , первый атаман, избранный после 1708 года, атаман во время гражданской войны в России , покончил жизнь самоубийством.29 января 1918 г..
  • Анатолий Назаров , правая рука Каледина, избран атаманом после смерти последнего, казнен большевиками на25 февраля 1918 г..
  • Генерал Петр Николаевич Краснов , избранный атаманом Дона в г.Май 1918 г., он будет последним атаманом, избранным донскими казаками.
  • Митрофан Петрович Богаевский , временный атаман, был командующим Донской радой при атамане Каледине, был арестован и расстрелян красногвардейцами в 1918 году.
  • Африкан Петрович Богаевский , атаман второй, возглавил Раду Дона после смерти брата, сам умер в ссылке в Париже в 1934 году.

Служение России

Казаки отличались в Российской империи особой системой воинской повинности (они, в свою очередь, освобождались от призыва), налогообложением и налогообложением, а также использованием государственной земли.

Донские казаки, которых было трудно интегрировать в регулярные части, были известны своей работой по рассылке, разведке и преследованию протекающих линий. Их также использовали для защиты ступеней империи.

Донское войско, главное казачье войско империи, могло почти без промедления мобилизовать 70 000 «сабель» (всадников). Казаки Императорской гвардии были с Дона, их рекрутинговая база находилась в Новочеркасске .

Донской казачий мундир

Форма донских казаков удивительно едина по сравнению с униформой других казаков, которая варьируется от подразделения к подразделению.

Мундир синий с красной каймой, головной убор из типичного казацкого меха.

Флаг донского казачества, принятый на 4 мая 1918 г., представляет собой горизонтальный синий, желтый и красный триколор .

Донские казаки во Второй мировой войне

20 апреля 1936 г. прежний запрет на казачество в Красной Армии был отменен. Позже в том же году две существующие кавалерийские дивизии Красной Армии были переименованы в донских казаков. К 1939 году ряд этих полков был выпущен в традиционной казацкой форме в церемониальных и полевых версиях.

Одежда донских казаков включала широкие красные полосы на темно-синих бриджах, которые были их отличительной чертой до революции. Донской казачий кавалерийский корпус активно действовал до 1943 года, после чего его роль уменьшилась (как и у других оставшихся конных частей в Красной Армии). Однако Донская казачья конница еще существовала в 1945 году и участвовала в Параде Победы в Москве.

Во время Второй мировой войны донские казаки собрали самую большую единицу казачества в составе немецкой армии — казачий кавалерийский корпус XV СС. Большую часть казаков составляли бывшие граждане России, которые решили воевать не столько за Германию, сколько против Советского Союза. В состав XV казачьего кавалерийского корпуса СС вошли 1-я казачья дивизия и 2-я казачья дивизия.

Почему у казаков жены не русские

В XV веке беглецы, стремившиеся обрести волю на Дону, почти все были мужчинами. Донцы организовывали набеги на Турцию. Привозили пленных девушек. Казаки женились на красивых турчанках, основывая казацкий род.

Интересный факт. 1635 год – нападение в заливе Таганрога на турок. 1700 девушек и женщин попали в плен казакам. Все пленницы вышли замуж за донцов. Их стали звать ясырками, а рожденных детей – болдырями. На Руси появилась новая фамилия – Болдырев.

А назвать женой русскую или украинскую девушку донскому казаку не приличествовало. Станичники воздерживались от сближения с русскими даже в период их значительного переселения на Юг. Казачество воспринимало прибывающих на Дон как опасность для своей самостоятельности.

Создавали семьи казаки рано, до ухода на опасную службу. Надо свой род продолжить до 20 лет, ведь скоро первый призыв.

Обувь

Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.

У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:

  1. Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
  2. Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
  3. Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
  4. Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
  5. Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
  6. Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
  7. Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.

В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.

Ход занятия

Воспитатель: (чтение отрывка из стихотворения Н. Огарева)

Вдали станицы казаков,

Вокруг нагорных берегов.

При свете солнечном видны,

Румянцем нежным обданы.

— По берегам живописной реки Дон лежат бескрайние поля, ковыльные степи, да казачьи хутора и станицы. Ребята, что за народ живет в этих станицах, как их называют? А женщины? А ребята?

(казачата)

2.Сюрпризный момент: почтальон принес посылку и письмо)

Воспитатель: (читает письмо) – Письмо написали нам ребята из верходонской станицы «Облиевская» из детского сада «Казачата». Они передают вам привет и в подарок две куклы в казачьих костюмах. Вот они.

2.

Рассматривание кукол:

Воспитатель: — Обратите внимание на девочку в казачьем костюме. Что на ней одето? Какая она нарядная

На кукле одета колоритная, яркая одежда. Казаки – русские люди, поэтому их одежда очень похожа на русскую народную одежду.

— Чем украшена кофточка? (рюша, пышный фонарик)

3.

Рассматривание головных уборов:кокошники (круглый и полукруглый). Их одевают женщины казачки, прячут под них косы, а девушки носят яркие ленты и цветастые платки.

— Каким орнаментом украшены платки (цветы, завитки, листики, блестки)

4.Одевание головных уборов девочкам:

Воспитатель: — А еще казачки носят цветные платья, юбки в цветочек, кофты с басочкой. В погожий весенний денек выйдут молодые девушки на поляну хороводы водить, песни петь да ребят позавлекать.

Исполнение песни «А я по лугу»

5. Рассматривание куклы в мужском костюме:

-Посмотрите на мальчика казачка. Он одет несколько по-другомуЕсли девочки любят яркие наряды то мужской костюм строгий, без украшений. Рубахи одноцветные.

-Какого цвета рубахи носят казаки? (голубая, синяя, зеленая, светло-желтая) А брюки?

(синие с красными лампасами)

— Посмотрите, во что еще одет казачонок? Из чего сшита шапка? Из какого материала сшиты штаны? (шерстяные штаны, барашковая шапка)

Воспитатель: — Казак – это воин. Он защищает свою станицу, Донскую землю. Значит, каким он должен быть? (смелым, сильным, выносливым, умным, смекалистым, дальных походов не бояться0

— А кто верный друг казака в бою? (конь да шашка)

— Послушайте песню о казаке и его коне: «Ой, при лужку, при лужку,

При широком поле,

При великом табуне

Конь гулял во поле.

Ой, поймаю, зануздаю

Шелковой уздою

Вдарю шпорами под боки,

Конь летит стрелою.

Воспитатель: — Когда казаки шли в армию служить, они давали клятву (см. папку – раздвижку,а девиз их был:»Один за всех и все за одного».

6. Показ и рассматривание походного костюма казака (взрослый казачий костюм родителя из группы Ромы Куриленко)

Воспитатель: — А этими куколками (из картона) можно играть, костюмы конструировать

Дидактическая игра «Одень куклу в казачий костюм»

В ходе игры идет закрепление названия одежды и ее деталей, цвета.

7.Воспитатель: — Подошло время потех. Вот сейчас мы посмотрим и проверим вашу удаль молодецкую. Какая смена казакам растет!

Игра-соревнование «Лихой казак» (на быстроту, ловкость)

8. ИТОГ занятия: воспитатель хвалит детей за старание, активность.

Под казачью песню дети выходят из группы (аудиозапись) на прогулку.

Форма и одежда казаков с Дона

В течение веков форменная одежда донских казаков не раз видоизменялась. Однако, начиная со второй половины 19 столетия, она начала приводиться к единому образцу. В настоящее время одеяние донцов стало выглядеть уже традиционным. Во многом форма повторяла общевойсковую. Однако отличительными особенностями в одежде у казаков являются башлык (капюшон с длинными белыми завязками), казакин (накидка), штаны с лампасами. Кстати, даже в мирное время настоящий казак всегда носит шаровары военного образца, на которых в обязательном порядке присутствуют лампасы. Такой лампас – символ того, что некогда казакам была дана воля. Еще один отличительный знак – погоны донских казаков.

Обувью представителям донского казачества служат сапоги. Головной убор – это либо папаха, либо фуражка. По мнению настоящих казаков, голова должна быть покрыта (по крайней мере, во время несения службы).

Фуражка всегда была особым достоянием каждого донца. Отличительные ее особенности – синий цвет и красный околыш. Вручение фуражки мальчику при посвящении в казаки автоматически означало, что он мужчина и может быть настоящим хозяином. В соответствии с этим правилом новоиспеченный казак получал право на земельный надел. Шапка донского казака в прежние времена (а для многих донцов и сегодня) являлась подлинным атрибутом его принадлежности к войску. Без нее появление мужчины даже во дворе собственного дома считалось неприличным.

Особенности женского наряда

Со временем крой костюма и его элементы изменялись. Они наиболее ярко видны в мужской одежде.

Женский казачий костюм мало менялся с течением времени, зато в нем более выражены этнические особенности отделки и формы одежды, обуви, головных уборов. Это объяснялось тем, что женщины долго сохраняли в своей одежде традиционные черты наряда тех мест, из которых они пришли на Дон.

Кроме того, среди новоявленных казачек было много татарок, турчанок, ногайских женщин, которые попадали к казакам как пленницы. Они вносили в женские костюмы элементы своих народов, что делало одежду яркой и неповторимой. Головные уборы казачьих костюмов женщин тоже были разнообразны, порой, самых причудливых форм.

И только в XIX веке старинные казачьи костюмы женщин уходят в прошлое. Под влиянием городской моды им на смену приходит так называемая парочка: наряд, состоящий из юбки и кофты.

Места расселения казаков было довольно широки, но особенно велика их концентрация была на Дону и Кубани; позднее их поселения появились и на берегах бурного Терека. С точки зрения целесообразности их расселения, выбор этих мест был полностью оправдан. Долгое время юг России был недосягаем для императорской власти.

Казачья вольница, объединившая беглых крестьян, бунтарей, обездоленный люд представляла серьезную опасность для власти. Они не только хотели ей подчиняться, не выполняли указы, и распоряжения, но могли и физически уничтожить приехавшего к ним чиновника, если в его лице подозревали опасность ущемления своих прав. Поэтому чиновничье племя не стремилось лишний раз появляться здесь.