Что такое плеть: история кнутов, использование у кочевых народов

Содержание

Ударный груз в нагайке

Плети использовались для наказания провинившихся, о чем упоминал в своей работе Дьяконов П. А.. При Петре I, в регулярной армии вплоть до отмены в ней телесных наказаний, плети, кнуты, розги, батоги, входили в «инструментарий» полковых профосов (военных полицейских и палачей), но в этот подробный список не включена нагайка, как одна из разновидностей.

Также нагайки использовались для разгона бунтовщиков конной жандармерией, которую большевитская пропаганда намеренно «путала» с казаками.

Что касается эффективности использования «боевых» нагаек и плетей, то Дьяконов П. А. считает, что она невелика. Он не сумел отыскать исследования такого рода объектов в судебно-медицинской практике и предполагает, что повреждения, причиненные такими орудиями, сводятся к гематомам и разрывам кожного покрова, чего для оружия явно недостаточно.

Таким образом, по мнению Дьяконова П.А., отнесение так называемых «боевых» нагаек (плетей, бичей), а по существу обычных плеток и кнутов, к ударно-раздробляющему оружию не обосновано и приводит к искусственному расширению круга холодного оружия, что может иметь негативные последствия в экспертной практике. Эти объекты, хотя иногда и используются в преступных целях, не являются оружием, а относятся к средствам дозированного ударного воздействия со специфической сферой применения — в пастушестве и коневодстве, а также как принадлежность строевого казака. Следовательно, при криминалистической оценке группы гибко-суставчатых объектов, относимых к орудию ударно-раздробляющего действия, необходимо исключать устройства, никогда на вооружении не состоявших, не применявшихся в охотничьих целях и являющихся изделиями хозяйственно-бытового назначения.

Основные этапы техники владения

Нагайка должна была стать продолжением руки, только тогда она становилась серьезным оружием, способным защитить своего хозяина от обидчиков. Прежде чем переходить к отработке приемов владения, необходимо было научиться делать следующее:

  1. Вращать ею в разных направлениях и с разной скоростью, не задевая при этом себя самого.
  2. Вращать нагайку, утяжеленную грузом, который крепился на кончике плети.
  3. Учиться обращаться с двумя плетками.

Когда основные элементы владения были усвоены, переходили к отработке нанесения ударов. Известно три основных вида нанесения ударов:

  • С отдачей. Конечная цель этого удара – повергнуть противника посредством захвата его рук, ног или всего тела.
  • Удар “шлепок”. Он наносится самым концом плети, причем обязательно под углом 90
  • С оттяжкой. После удара руку нужно быстро отдернуть, чтобы возникло ощущение разрезания удара.

Секреты владения передавались от отца к сыну, от поколения к поколению.

На заросших тропинках

В последние годы сознательной жизни все усилия Гамсуна были направлены на издание своей последней книги, которую он начал писать в психиатрической лечебнице, а закончил в доме престарелых, куда его отправили после выписки. Все, кто навещал его, говорили, что Гамсун, сидя в бедной комнате, наполненной клопами и старческим запахом, был счастлив. Он снова мог писать. Он использовал все имеющиеся у него возможности для того, чтобы издать эту книгу до своей смерти, хотя издатель настаивал на том, чтобы это случилось только после того, как писатель отправится на тот свет: имя Гамсуна на обложке не сулило ничего хорошего для имиджа издательства. Поставив на карту всё оставшееся у него имущество и влияние, Гамсун выиграл эту последнюю в своей жизни битву. Книга «На заросших тропинках» была издана при его жизни и имела успех. После её публикации всем стало понятно, что ни о каком слабоумии в отношении Гамсуна речь не идёт.

Статья по теме

Антон Чехов: Елка Личность Гамсуна не умещается в привычные рамки, и особенно сложное отношение к нему в России — стране, победившей фашизм. В «Блокадной книге», среди дневников умирающих от голода людей, есть заметки директора архива Академии наук СССР Георгия Алексеевича Князева. В ноябре 1941 года он пишет: «…страшное известие промелькнуло в газетах. Кнут Гамсун, замечательный норвежский писатель, пришёл к заключению о невозможности для Норвегии быть независимой страной и склонился на сторону квинслинговцев, то есть к полному сотрудничеству с национал-социалистами».

Вот так, ни тени ненависти. Только «страшное известие» о том, что «замечательный писатель» примкнул к фашистам. Люди, находившиеся в ещё более ужасном положении, чем герой книги «Голод», не прокляли писателя. Гамсун продолжал издаваться в Советском Союзе после войны. Интересно, что в Норвегии отношение к Гамсуну остаётся более прохладным, чем в России.

До сих пор многие режиссёры отказываются от постановки его пьес, а читатели — от покупки его книг. Другие пытаются разделить личность Гамсуна на творца и политика, но получается это далеко не всегда. Но интерес к «писателю с далёкого севера», как он любил называть себя сам, не иссякает вот уже более полувека после его смерти.

Основные удары нагайкой:

  1. Удар «шлепком» — это основной и при этом простейший удар по прямой траектории, при котором «шлепок» попадает в заданное место;
  2. Удар щелчком — изучается после того, как бы выучен первый удар. Представляет собой резкий взмах со щелчком. Попасть таким ударом достаточно сложно, для его освоения требуется довольно много времени.
  3. Удар с оттягом — может быть сделан только гибкими нагайками. Похож на удар щелчком, только гибкая часть плети должна коснуться тела противника, а щелчок произойдёт на его теле;
  4. Удар с отдачей — предназначен для захлестывания плети вокруг объекта, для этого при ударе нужно подать руку вперёд. После того, как нагайка захлестнётся, производится резкий рывок, чтобы повалить оппонента или вырвать у него оружие.
  5. Удар рукоятью — для ударов на близкой дистанции.

Фото взято с сайта Нагайка.рф

Фото взято с сайта Нагайка.рф

Фото взято с сайта Нагайка.рф

Фото взято с сайта Нагайка.рф

Нагайки сопровождают казаков на протяжении многих столетий, но до сих пор они не теряют своего значения в сердцах каждого воина.

Плеть с рукоятью изначально применялась всадниками для управления своим скакуном.

Некоторые овладели техникой боя с нагайкой, и даже в наши дни поражают своим мастерством.

В наше время нагайку может позволить себе каждый желающий например на сайте нашего рекламодателя Нагайка.рф

Если вам было интересно, то можете почитать ещё и это:

1)

2)

Спасибо за просмотр.

История появления плети

Трудно проследить точное время появления первых плетей. Изначально плеть была распространена среди народов Азии, а после распространилась по Европе и даже в Америку (ковбои).

Известно, что у древних народов бичевание использовалось для усиления плодородия, так заклинали урожай. У некоторых народов было принято хлестать скульптуры и изображения богов, для того, чтобы получить их помощь. Также, было распространено поверье, что удары кнутов стимулируют плодовитость как у мужчин, так и у женщин.

Боевая плеть

Использование плетей у кочевых народов

Чтобы понять, что такое плеть для кочевых народов, нужно совершить небольшой экскурс в историю. С незапамятных времен кочевники использовали кнуты, арапники, хлысты и нагайки для трех основных функций:

  • пастуший бич в скотоводстве;
  • боевое оружие;
  • орудие для охоты.

В XI-VIII в. до н.э. ассирийцы используют плеть для более точной стрельбы конных лучников. Вплоть до Средних веков плетка является одним из важнейших атрибутов обмундирования конного воина. Более того, плеть как оригинальное оружие сохраняется у некоторых народов (калмыки, казахи, тувинцы, киргизы) и по настоящее время.

Кроме того, кочевые народы (особенно киргизы) часто использовали кнуты для конных поединков: цель противников была выбить друг друга из седла ударом нагайки («бой голых»). Такой вид состязаний сохранился у киргизов вплоть до ХХ в.

Целью этих поединков было научить вести бой не только с помощью основного, но и используя подручное орудие.

Для боя была разработана целая система ударов.

В руках опытных владельцев кнут превращался в мощнейшее оружие: точный удар бича мог переломать хребет волку. В бою плеть при ударе могла выбить глаз, разорвать одежду, воздействовать на коня, кроме того, от нее нельзя было закрыться щитом.

Плеть, как правило, закреплялась на запястье, при этом позволяя свободно пользоваться рукой.

Плетка в эпоху античности

Битье плетьми в античности являлось специальным наказанием для рабов. Плети начиняли специальными приспособлениями для более эффективных и больных ударов: свинцовые шарики, острые бараньи кости, воловьи жилы.

Плети являлись атрибутом некоторых богов в Древнем Риме (Аполлон, Дионис, Беллона и др.). Кроме того, нередко использовалась практика битья кнутом женщин для усиления их плодовитости. Также полководцы-победители украшали бичами свои колесницы.

Хлысты, арапники и нагайки в России

В российской военной практике арапники и нагайки, как правило, имели следующий вид: короткая деревянная рукоятка, в палец толщиной и плетеная основа из кожаных ремешков, два (а после 1839 г.) хвоста.

В XVII веке хлысты использовались в качестве наказания духовных судов как для духовных лиц, так и для светских, подсудных церковному суду.

Фото хлыста

В Домострое плеть указывалась как орудие домашнего наказания. Кроме того, в день свадьбы жених должен был положить кнут в свой сапог, для того, чтобы супружеская власть в доме принадлежала ему.

Плети использовались как наказание для крепостных и для учащихся учебных заведений.

Полиция использовала удары хлыстом для наказания.

В светских судах плеть как наказание используется с XVIII века, а позже становится самым тяжким наказанием. Битье плетьми происходило публично и осуществлялось палачом, назначалось и как самостоятельное наказание, и в совокупности с другими видами наказания. После публичного биться человек не мог быть отдан на военную службу.

Основаниями для назначения такого рода наказания были следующие: преступление против государства, участие в бунте, убийство. Вскоре плети все больше вводятся в практику, вместо более сурового наказания кнутом.

Во второй половине XIX века плети исключаются из лестницы наказаний и сохраняются в небольшом количестве для мужчин, находящихся в ссылке.

Основы техники самозащиты нагайкой и волчаткой

Волчатка: та же нагайка, только кубанская, со стальным троссиком в качестве сердцевины, стальным утяжелителем и сплошной оплёткой, без разделения на рукоять и гибкую часть – с постепенным утоньшением от рукояти к концу ударной части. Волчатка может быть менее гибкой, чем плеть, и по своим качествам больше приближается к хлысту.

Вследствие путаницы понятий “кнут”, “батог”, “бич” и так далее, волчатка может называться как угодно. Не в этом суть. Главное, что с её помощью (и с помощью нагайки) возможна отличная техника самозащиты.  Также можно сказать, что техника работы с любыми гибкими предметами, как то малозвенный цеп, нунчаку, многозвенный цеп, цепь и т.д. похожа на технику самозащиты с помощью нагайки.

Техника самозащиты нагайкой и волчаткой осуществляется комбинацией нескольких типов основных ударов нагайкой (и волчаткой):

удар с отдачей, когда в конечной фазе удара плечо не напрягается для оттягивания ее назад, а рука как бы подается слегка вперед. Его цель – оплетение или захват конечности- туловища противника с последующим рывком и завалом противника на пол;

удар “шлепок” – наносится концом сарвеня “шлепком”, удар наносится под прямым углом к ударной поверхности и по этой же траектории возвращается обратно, аналогичен работе с кистенём;

удар “щелчком” – удар наносится в тот момент, когда скорость гибкой части превышает скорость звука и щёлкает (в зависимости от устройства нагайки щелчка может не быть – но тем не менее сила удара при этом максимальна). В данном случае сложнее попасть – и часто можно рассчитывать только на психологический эффект – когда враг пугается громкого звука;

удар с оттягом – это тот же удар щелчком, но гибкая часть касается противника до достижения максимальной скорости “шлепка”, а сам “щелчок” происходит как бы на теле противника (удар и быстрое оттягивание руки назад, как бы разрезание ударной поверхности);

Удар рукоятью, который не отличается от ударов обычной палкой. Другой вариант – это удар рукоятью, при котором нагайка удерживается за гибкую часть. Получаются своеобразные нунчаку.

Ах да, мы забыли работу собственно гибкой частью нагайки. Она может использоваться для блокировки ударов и различного рода удушений. Похожая техника применяется при самозащите верёвкой. Для примера:

Некоторые из основных ударов техники самозащиты нагайкой, волчаткой (основанную на технике работы с нунчаку) вы можете видеть на видео:

Следует помнить, что боевые и волчатка (со сталью, свинцом и т.д) и нагайка являются холодным оружием. И их ношение приводит к определённым последствиям.

При написании статьи использованы материалы книги Г. Э. Адамовича, Р. И. Федина “Владение холодным оружием (казачьи техники)” и сайта http://batig.eto-ya.com/, а также многих других источников.

Возможно, у кого-нибудь из читателей есть дополнения?

Крестьянский фашизм

Статья по теме

«Детство» Толстого: как 25-летний писатель изменил мировую литературу Гамсуновские герои страстны, но страсть эта имеет и тёмную сторону. В их характерах есть некий наивный, природный цинизм. В своих публикациях он неоднократно предостерегал читателей от пацифизма, считая, что война не является чем-то неестественным. По мнению Гамсуна, война ради жизненных потребностей является частью самой жизни. В этой позиции отражаются крестьянские корни, которыми он так любил хвастаться. Убийство домашнего скота для крестьянина является необходимостью. Назвать такие взаимоотношения с живыми существами жестокими может только городской житель, который никогда не жил в деревне. Гамсун отвергал прогресс, считая, что новый мир очистится от всей наносной шелухи, которую привнесла в него западная цивилизация. Он верил, что спасение может принести только жестокая правда, но не комфортная ложь.

Фото: Википедия

Гамсун без оглядки поносил Англию, Америку и весь Старый свет, считая, что скоро должно прийти новое время, и принесёт его в этот затхлый мир молодая Германия. Стремление Гамсуна к «новому» в начале XX века можно понять. Эпоха гуманизма ушла вместе с XIX веком, и таким писателям, как Толстой, Чехов и Достоевский, определённо повезло не дожить до революции и мировых войн. Чтобы чувствовать под ногами почву, требовалась новая философия, способная оправдать всё то, что творилось в мире в первую половину XX века, и идея Ницше о сверхчеловеке подошла как нельзя лучше. Оказалось, что идею эту можно применить к каким угодно тоталитарным режимам, пусть даже противоположным по сути своей. Так, Горький верил в то, что нового человека создают в СССР, а Гамсун, в свою очередь, считал, что новых людей делают Гитлер с Геббельсом.

Однако искать в ницшеанстве корни привязанности Гамсуна к Германии было бы слишком просто, потому что ницшеанские идеи Гамсуна были так же далеки от идей национал-социализма, как идеи национал-социализма были далеки от воззрений евреев на роль своего народа в истории. Говорить с полной уверенностью, почему Гамсун предпочёл именно Германию, было бы верхом самонадеянности. Чем больше даёшь ответов, связанных со взаимоотношениями между Гамсуном и Германией, тем больше появляется вопросов.

Гамсун был искренен в своих убеждениях и на полном серьёзе верил в светлое будущее Норвегии под руководством Германии, а кровавую оккупацию, которую возглавил Квинслинг, считал недоразумением. Именно эта тема была главной на единственной встрече Гамсуна с Гитлером, и именно настойчивость писателя в этом вопросе вызвала ярость фюрера. Понять, пошатнулась ли после этого его вера в Рейх, довольно сложно. Стоит, однако, отметить и ещё один, казалось бы, незначительный, но важный факт в его биографии. Первое время он черпал вдохновение в идеях фашизма, но с 1938 года и вплоть до конца войны не мог написать ни строчки прозы.

Фото: www.globallookpress.com

Многие связывали его отношение к Гитлеру с «вредностью» писателя: он всегда шёл наперекор обществу. Когда в конце войны стало известно, что Гитлер совершил самоубийство, Гамсун написал на него некролог, в котором назвал фюрера «борцом за права народов», хотя все близкие люди умоляли его не делать этого: было ясно, что режим Квинслинга в Норвегии падёт через несколько дней. Позже он так объяснил мотивы своего поступка сыну: «…из чистого рыцарства, сынок, из чистого рыцарства».

Отгадайте загадку:

Однажды один коллекционер старинных денег увидел в антикварном магазине монету, на которой стояла дата: 175-й год до нашей эры. Эта римская монета была чуть повреждена, но представляла собой большую ценность. Стоила она не дорого. Но коллекционер ее не купил. Почему? Показать ответ>>

Однажды утром мужчина замечает, что в одной из шин его машины совсем нет воздуха. Всё же он садится в машину и едет 150 км к своему клиенту. После визита он возвращается обратно. Хотя он не накачивал шину, он мог передвигаться на своем авто без проблем. Почему он мог ездить на автомобиле? Показать ответ>>

Одно бросил — целую горсть взял. Показать ответ>>

Особенности плетения

В изделии применяется классическое восьмиполосное плетение — «золотой стандарт» для нагаек. Если использовать меньшее число полосок кожи, то плеть получится слишком жесткой и грубой, если большее — то они окажутся слишком тонкими, и конечный результат выйдет таким же. Нагайки из 10 и более полос кожи относятся скорее к декоративным, тогда как наше изделие является полнофункциональным, пригодным для практического использования.

Для изготовления используется высококачественная телячья кожа черного цвета, выделанная по современной технологии. Она гораздо прочнее «сыромяти» (кожи, выделанной старым способом), поэтому такая нагайка верой и правдой прослужит вам долго даже при активном использовании.

Особенности плетения

Применение в экстренной ситуации

Если вы — правша, то проденьте нагайку в шлевки так, чтобы она обвивала вас слева направо. Рукоять должна быть с левой стороны, а шлепок с петлей — с правой. Застежка при этом окажется примерно по центру, на месте пряжки ремня.

Чтобы выхватить нагайку, достаточно коротким движением расстегнуть кнопку, положить руку на «турецкую голову» и вытянуть плеть одним движением. Поскольку она сужается к кончику, то извлекается легко. Для замаха достаточно одного поворота кисти — и вот нагайка в вашей руке готова атаковать любую цель!

Широкий ассортимент нагаек

Как сделать своими руками арапник

Изготовление кнута-арапника своими руками, в том числе и в виде традиционной казачьей нагайки, не является чем-то сложным. Это древнее боевое оружие можно сделать и с применением достаточно современных материалов, опираясь на схемы и практические рекомендации.

Самостоятельное создание арапника начинается с изготовления рукояти. Для этого традиционно используются твёрдые сорта дерева — бук, дуб, ясень, акация. В целом материал рукояти должен быть прочным, но лёгким, поэтому допустимо также применять текстолит или эбонит, а вот лёгкие сплавы металлов, напротив, не рекомендуются. Чтобы рукоятка не получилась слишком толстой, перед оплёткой необходимо уменьшить её диаметр на такую величину, которая равна толщине полос кожи, используемых при оплётке.

Классическим требованием при изготовлении плети является использование в качестве сырья натуральной сыромятной кожи, предпочтительно коровьей. Приготовленные к плетению ремни необходимо перед этим вымочить в обычной воде: процесс плетения в результате станет намного проще, а после высыхания кожи плеть станет прочнее.

Плетение кнута-арапника производится в двух основных типах: обычное либо с заложенной сердцевиной (витнем). Наличие сердцевины делает кнут менее гибким, но усиливает удар, поэтому такие плети чаще всего использовались для охоты или боя.

Плетение с витнем

В схемах подобного типа плетения (для любого классического вида арапника, включая нагайку) в качестве сердцевины традиционно применяется конский волос. В современных условиях многим добыть его непросто, поэтому для подосновы вполне подойдёт капроновый шнур, закрепляемый в будущей рукоятке. К подоснове прикручиваются полоски так, чтобы сначала приматывались те, которые пойдут слева направо, а потом противоположные. Конец закрепляется нитками.

Примерная схема плетения при изготовлении нагайки

Обычное плетение

Плетение без применения сердечника, по сути, напоминает плетение обычной косички. Кожаные полоски для плетения нарезаются с помощью обычного канцелярского ножа, образуя сужение к кончику, и обрабатываются кромкорезом. Полосок может быть и 4-6, но для «классической» нагайки рекомендуется 8, а для «усиленного» арапника — 10, 12 и даже 14.

Форма шлепка (кожаного мешочка на окончании ударной части хлыста, в который помещается груз для усиления удара) рекомендуется трапециевидной, что считается наиболее удобной формой. Шлепок для нагайки лучше изготавливать не цельным, а на шнуровке. При необходимости в образовавшийся кармашек можно будет помещать грузика, которым могут служить кусочек свинца либо пуля, примерно соответствующая калибру 5,45 мм.


Автор статьи:

Роев Олег

Средство дозированного ударного воздействия

Вместе с тем, по мнению Дьяконова П.А., заслуживает внимания предложение Плескачевского В.М. о включении в криминалистическую классификацию холодного оружия ударно-раздробляющего действия охотничьей камчи «ВОЛКОБОЯ», оснащенной на «боевом» конце металлическим грузом и являющейся, по сути, кистенем.

Упоминания в литературе

Он обосновывает свое предложение тем, что у некоторых народов существует традиционная форма конной охоты на лис и волков, когда загнанное и обессилевшее животное добивалось ударом плети. Такой способ охоты существовал у монголов, тюркских народов и казаков. Этот способ охоты упоминается и описывается как в эпической, так и в художественной литературе. «Охота эта калмыцкая и казачья, поэтому для нее нужны волк, степь и лошадь,— писал известный русский писатель Владимир Гиляровский. — Да еще особая нагайка, волчатник.

От обыкновенной казацкой нагайки она отличается тем, что она длиннее наполовину и втрое толще, хотя сплетена также из тонких сыромятных ремней, а иногда в нее вплетали кусок свинца. Только это совершенно лишнее — и без свинца удар такой нагайки страшен, а с коня, на скаку, она разбивает волчий череп, а то и хребет можно перешибить…».

Хорунжий А.Н. Тильченко

Список литературы.

  • Аствацатурян Э. Оружие народов Кавказа. — М., 1995.
  • Вейс Г. История цивилизации. Т. 1 — 3. — М., 2000.
  • Военный энциклопедический словарь. — М. 1983.
  • Герберштейн С. Записки о московских делах. — СПб., 1908.
  • Дьяконов П. Экспертиза холодного оружия \\ Социалистическая законность. — 1982, № 9.
  • Дьяконов П.А., Пономарев В.В. Словарь основных терминов и определений экспертизы холодного оружия. — М., 1992.
  • Дьяконов П.А., Черные дыры в Российском Законодательстве. — «Оптим.ру», 2002, №3
  • Иллюстрированная история оружия от древности до наших дней. — Минск, 2000.
  • Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Вып. 2. Археология СССР. Свод археологических источников. — М. — Л., 1961.
  • Липец Р. С. Образы Батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. — М., 1984.
  • Плескачевский В. М. Определение круга объектов криминалистической экспертизы холодного оружия \\ Новые разработки, технические приемы и средства судебной экспертизы. — М., 1988.
  • Плескачевский В. М. Экспертиза холодного оружия и некоторые процессуальные вопросы, связанные с ней \\ Вопросы судебной экспертизы. — Сб. научных трудов № 3. — Баку, 1966.
  • Подшибякин А.С. Холодное оружие: Уголовно-правовое и криминалистическое исследование. — Саратов, 1980.
  • Подшибякин А. С. Холодное оружие: криминалистическое учение. — М., 1997.
  • Советская военная энциклопедия. — М., 1977. — Т.4.
  • Советская военная энциклопедия. — М., 1978. — Т.5.
  • Советская военная энциклопедия. — М., 1978. — Т.6.
  • Тихонов Е. Н. Уголовно-правовая и криминалистическая оценка холодного оружия. — Томск, 1976.
  • Тихонов Е. Н. Криминалистическая экспертиза холодного оружия. — Барнаул, 1983.
  • Тихонов Е.Н. Криминалистическая экспертиза холодного оружия. — Барнаул, 1987.
  • Тихонов Е. Н., Любарский М. Г., Спицкая Л. В., Хазиев Ш. Н., Якушевская И. И. Словарь специальных терминов криминалистической экспертизы холодного оружия. — М.,1993.
  • Устинов А. И., Филиппов В. В. Криминалистическое исследование некоторых видов холодного оружия народов Востока. — М., 1984.
  • Холодное оружие и бытовые ножи / Под общ. ред. А.И. Устинова. — М., 1978.
  • Энциклопедический словарь. — М., 1955.
  • Яблоков Н. П. К вопросу об экспертизе холодного оружия \\ Теория и практика криминалистической экспертизы. — Вып. 2. — М., 1956.
  • Якушевская И. И. Об исследовании некоторых необычных образцов холодного оружия \\ Экспертная техника. — Вып. 114. — М., 1990.

Варианты и принципы использования кнута

Сфера применения Назначение и особенности действия кнута
Сельское хозяйство Понукание животных в земледелии и скотоводстве. Рогатый скот пугается щелчка, который издает кнут, либо реагирует на удары.
Система наказаний Инструмент для осуществления наиболее суровых и жестоких видов наказания для людей. Грамотно поставленный удар кнута рассекал кожу и ближайшие ткани до костей. После 10-15 таких ударов кнут отсыревал от крови, поэтому его приходилось менять.
Оснащение кавалерии Элемент управление конём, а также эффективное вспомогательное оружие.
Охота Основной инструмент всадника при многих способах конной охоты на различную дичь, от зайцев до волков.
Дрессировка животных В настоящее время применяется цирковыми дрессировщиками в отношении различных животных, а также специалистами-кинологами.

При нанесении удара утончённый к кончику хвост кнута способен развивать сверхзвуковую скорость. Удар достаточно гибкого кнута производит характерный звук, похожий на щелчок. Поражающее свойство кнута могло усиливаться особыми утяжелениями на его наконечнике. Подобная конструкция порой именовалась «римским бичом» (на Руси это чаще называлось «кистень») и имелась на вооружении как в древнерусских дружинах, так и у монгольской орды.


Боевая плеть

Поражающее свойство плётки могло также и целенаправленно ослабляться, чтобы излишне сильным ударом не травмировать шкуру лошади при верховой езде. В этих целях плеть оснащалась относительно широкой кожаной бляшкой («шлепком») на кончике, либо, как вариант, кончик делался из нескольких хвостов.

В Домострое плеть указывалась как орудие домашнего наказания. Среди важнейших ритуальных обрядов можно отметить следующий: в день свадьбы жених должен был положить кнут в свой сапог как знак того, чтобы супружеская власть в доме принадлежала ему. Этот обряд до сих пор имеет отражение в традициях казачества, отличая строевого женатого казака.

Кнут служил инструментом наказания (в том числе судебного) в рамках установленной сословной системы. Основаниями для назначения подобного наказания становились достаточно тяжкие преступления, включая убийство и участие в бунте. Плети со временем стали представлять собой облегчённую версию кнута и также применялись для менее тяжких публичных наказаний.


Донская казачья нагайка

Что такое нагайка и её разновидности

В российской военной практике арапники и нагайки стали особой разновидностью оружия. В течение 19 века они стали отличительным типом вспомогательного вооружения следующих воинских формирований:

  • Казачьих войск;
  • Так называемых «инородческих» кавалерийских подразделений из представителей кочевых народов;
  • Подразделения конной жандармерии.

В последнем случае нагайка широко применялась в ходе подавления бунтов и для разгона демонстраций. А в казачьей среде нагайки издавна использовались для наказания провинившегося казака.

Основной версией происхождения слова «нагайка» считается разговорный вариант термина «ногайская плеть», основанный на использовании в конструкции казачьей плети элементов, позаимствованных у так называемых «нагайцев» («ногайцев») — племенных образований кочевников под властью одного их правителей Золотой Орды, хана Ногая. Имеется также версия, связанная со словом «нага», что в санскрите означает «змея», а самый древний и простой способ плетения нагаек назывался «змеиным» и внешне напоминал чешуйки этих рептилий.

В общем виде нагайка представляет собой плотное сплетение кожаных ремешков со специальным мешочком на конце, в который может помещаться груз для усиления удара. Это оружие весьма компактно, его удар обладает огромной скоростью, на которую крайне сложно успеть среагировать, и вызывает у противника сильный болевой шок.

Первоначально многие казачьи нагайки были двухвостыми: одна из плетей (усиленная) служила оружием, другая предназначалась для управления конём. Неиспользуемый тип плети при этом фиксировался специальным зажимом. В 1839 году приказом военного ведомства было произведено упорядочение нагаек как элемента казачьего вооружения, которое закрепило исключительно однохвостую их разновидность. В то же время ряд традиционных отличий в типах нагаек сохраняется вплоть до наших дней.

Нагайку применяли чаще всего в ближнем бою, притом в случае, когда основное оружие казака (винтовка, шашка, пика) было утеряно. В целом нагайка использовалась для оглушения противника, а опытные воины с её помощью могли нанести смертельный удар либо стащить вражеского седока с лошади.

Боевые плети, как правило, закреплялась на запястье, при этом позволяя свободно пользоваться рукой. В казачьих нагайках эту роль выполнял темляк — петля для кисти, которая позволяла крепко удерживать плеть. Кроме того, в начале рукоятки обычно размещался встроенный наконечник из металла (шалыга), который служил для нанесения удара непосредственно рукоятью.

Донская

Донская нагайка имеет кольцо (металлическое или ременное) на конце рукояти длиной 30-40 см, к которому непосредственно прикрепляется сама плеть длиной 1,5-2 метра, что делает удар более резким.

Кубанская

Кубанская нагайка имеет относительно короткую (около 20 см) рукоятку, которая оплетается кожей, плавно переходящей в основное плетение. Место соединения хвоста плети с рукояткой при этом визуально не различимо. Данный тип нагайки лучше подходит для нанесения щелковых ударов.

Уральская

Считается разновидностью кубанской нагайки, в отличие от которой имеет навершие вместо плетёного «яблока». Длина рукояти — 15-20 см, длина плети — 50-75 см.

Уставная

Считается разновидностью донской нагайки для армии Российской Империи. В соответствии с указом Александра III боевыми уставными нагайками вооружали всех казаков вне зависимости от звания: от рядового до генерала.

Арапник

Арапник

Длинный охотничий либо дрессировочный кнут с тонким и прочным навоем (из пеньки, шёлка или конского волоса), размещённый на коротком кнутовище. Все нагайки считаются его более короткой разновидностью. Сам термин «арапник» возник от искажённого польского наименования плети, произошедшего от немецкого «herab» («прочь»).

Волчатка

Разновидность арапника с жёсткой рукояткой, предназначенная для охоты верхом на коне на волков и лисиц. Длина обычной волчатки — около одного метра. Ударная часть имеет более толстое плетение, а на конце прикрепляется грузик для большей пробивной силы. Из-за сходства основных параметров с казачьей нагайкой часто служит синонимом этому оружию.

Татарская камча

Тонкая однохвостая плеть с тонким бичом. Традиционная татарская камча зачастую относится к разновидности донского типа нагаек.

Ременная плеть

Общее понятие, объединяющее виды нагаек разных типов. Сюда включают и особые конструкции, например, разновидность калмыкской плети «ташмг», которая изготавливалась не переплетением узких кожаных ремешков, а путём прошивки нескольких относительно широких полос из сыромятной кожи тонким кожаным шнурком-нитью.

История возникновения кнута

Учёные-историки относят время появления кнута на несколько тысячелетий назад, к периоду овладения древнейшими племенами навыками скотоводства и верховой езды. В ходе дальнейшего развития этих племён кнут, в целом сохраняя основные материалы и принципы изготовления, изменял свой внешний вид и область применения в зависимости от складывающихся племенных традиций.

При этом, как правило, плеть служила для управления лошадьми, пастуший кнут стал незаменимым инструментом при выпасе стада, охотничий кнут — орудием добивания дичи. Помимо специализированных кнутов и плетей, появились варианты их конструкции с возможностями совмещения различных функций, в том числе военных и ритуальных. В качестве особого инструмента для телесных наказаний в плетях применялись специальные материалы с целью нанесения более эффективных и болезненных ударов: свинцовые шарики, острые бараньи кости, воловьи жилы.

В словаре Фасмера Макса

др.-русск. кнутъ, собир. кнутье, Дан. Зат. 65 (XIII в.), кнутъ, Домостр. К. 53; Григорьев, Акир 55 и др.; укр. кнут, откуда польск. knut (с ХVI в.); см. Брюкнер 240. Заимств. из др.-сканд. knútr, др.-шв. knuter «сук, узел; нарост»; см. Томсен, SА 1, 386; Urspr. 135; Мi. ЕW 121; Бернекер 1, 531; Тернквист 234 (с излишними сомнениями). Первонач. знач. было «узловатый бич». Нет основания для предположения о заимствовании из гот. hnuÞô «свая» (Шрадер–Неринг 2, 154), как и для исконно слав. происхождения и родства с кни́га, кнея́, вопреки Соболевскому (РФВ 70, 80 и сл.); ср. Ляпунов, ИОРЯС 30, 11 и сл.

Двуглавый цеп

Двуглавый цеп с односторонним креплением.

А вот и двуглавый цеп, столь любимый игроделами — и такой непопулярный в жизни. Причем, как ни забавно, цепи эти обычно крепились не с одной стороны рукояти, а с разных (поэтому изо всех видов двойного оружия в D&D только dire flail — этот самый двуглавый цеп — и посох имеют отношение к реальности). Владение таким цепом требует очень тонкой техники, пожалуй, похитрее, чем с кусари-гамой.

Варианты с двумя-тремя головами с одной стороны рукояти встречались… изредка. Мы не можем с уверенностью сказать, что их вообще хоть когда-нибудь применяли в бою. Не исключено, что они — такое же парадно-церемониальное оружие, как двуручные сабли, одно время бытовавшие у дворцовой стражи в нескольких среднеазиатских городах.