Для чего нужны были пилотки в армии, история их появления

Содержание

шапка-пилотка- модный тренд

Уже который год в тренде шапки-пилотки. В умах населения, в зависимости от распущенности слово пилотка ассоциируется либо со стюардессами и военными, либо в зависимости от распущенности.

Однак, уже который год подряд — это модный тренд. Она заняла свои позиции в гардеробе модниц и даже мужчин.

В России военная пилотка появилась в 1913 году. Гражданская пилотка, как часть униформы, стала использоваться во второй половине 20 века. Примерно тогда же головной убор вышел из круга спецодежды и стал модным аксессуаром. Дизайнеры 40х годов создавали шляпки, которые представляли собой вариации на тему военной пилотки.

В 50е годы в СССР и странах соцлагеря меховые шляпки-пилотки стали носить женщины и мужчины. Мужская пилотка из каракуля называлась «пирожок», женская – «москвичка». И все новое , это хорошо забытое старое. И вот нововомодные пилотки из каракуля, посмотрите на картинки наши руководителей в 50е. ОДно лицо

В 80е годы дизайнеры обратились к исконному образу пилотки и расширили степень ее внедрения в гардероб. Пилотки стали шить из дорогих тканей, украшать яркими декором. Именно из этой эпохи к нам пришли сверкающие стразами образы Элтона Джона и Сергея Пенкина.

Сейчас модницы носят пилотки каждый день и под разные наряды. Благодаря Ульяне Сергиенко, стиль МИлитари и русские головные уборы и наряды, появились на подмостках фэшн вик и улицах Парижа.

Но нужен особый шик, чтобы ее носить. Нужна смелость, т.к. косые взгляды прохожих, вам обеспечены.

В последние годы на многих показах фигурируют пилотки в разных вариациях.

В 2013 вместе с шотландкой Moschino ввел на подиум и пилотку

ОДной из первых продемонстрировала шапку-пилотку смелая Ксения Собчак в 2009г., надев на Неделю моды Volvo. Немного позже Юлия Бордовских на Олимпийских пионерских чтениях появилась в каракулевой шапке-пилотке.

Екатерина Мухина на Олимпийских играх в Сочи была в норковой шапке от A LA RUSSE .

Мирослава Дума появилась в пилотке на Неделе моды в Париже, а Анна Делло Руссо — на вечеринке в Санкт-Морице.

А вот и звездные примеры, перечисленные выше

еще немного меховой красоты. Цены на них (как и любой мех) кусаются

ЛИчно я ношу пилотки, я привыкла иногда эпатировать людей. Каракулевая пилотка даже очень теплая!

а вдруг вы захотите сшить ее сами. вот вам выкройка. ПРислыайте свои шедевры!

Необходимые замеры и подготовка выкройки

На следующем этапе понадобятся выкройки. Они есть в готовом виде с необходимыми замерами. На разных ресурсах, посвященных рукоделию, встречаются также калькуляторы выкроек: достаточно внести собственные размеры и распечатать готовый вариант. Модель такого головного убора проста, потому можно сделать схему самостоятельно.

Простейшая выкройка солдатской пилотки состоит из трех типов деталей: четырехугольной основы, донышка и околыша. Для создания чертежа необходимо:

  1. Измерить окружность головы.
  2. Определиться с высотой изделия (обычно не более 11 см).
  3. Начертить первую деталь пилотки – прямоугольник с основанием, равным обхвату головы, деленному на два. Добавить полсантиметра на погрешность облегания. Боковые стороны равны высоте изделия. Второе основание на схеме сделать скругленным – на расстоянии 2,5 см от верхнего края и боковых сторон отмерить две точки. Получается трапеция с округлым верхом с разницей в длине оснований в 5 см.
  4. Околыш построить по такому же принципу с единственным отличием – общая высота меньше на 2 см, а отступ точек верхнего основания – 1,5 см.
  5. Третья деталь – донышко. Представляет собой заостренный с концов овал, одна сторона которого соответствует длине верхней части пилотки.

Далее схему вырезают и переносят на ткань. Подобным образом создаются выкройки и для других видов пилоток. Присутствуют лишь небольшие конструктивные отличия вроде отворотов или формы донышка.

Измерить окружность головыПостроить детали пилотки

Рубаха

Рубаха флотского костюма (введена приказом РВСР № 2443 от 27 октября 1921 года. Покрой рубахи подтвержден приказами РВС СССР № 006 от 5 января 1925 года и по ВМС РККА № 52 от 16 апреля 1934 года) первоначально пошивалась из серой парусины или отбеленной рагожки. Состояла из цельных переда и спинки без швов с прямым стоячим воротником с застёжкой на пуговицу и петлю, и прямых рукавов без обшлагов и манжет. Передний разрез рубахи заделывался планками с застежкой на две пуговицы и петли. На левой стороне груди находился настрочной карман без клапана.

Форменная рубаха носится с пристежным форменным синим воротником.

Приблизительно с середины 70-х годов XX века вид рубахи незначительно изменяется. Перед и спинка цельные. Перед с верхним накладным карманом на левой стороне и внутренним карманом с изнаночной стороны. В верхней части переда, посредине, разрез, застегивающийся одной петлей на пуговицу. В конце разреза, с внутренней стороны, две пуговицы, а на спинке, у горловины, петля для пристегивания форменного воротника. Воротник широкий отложной. Рукава втачные, прямые.

Погончики нашивные соответственно воинскому званию.

В начале 80-х годов изменяется цвет костюма — синий. Материал — хлопчатобумажная ткань.

Во все времена на верхний накладной карман рубахи нашивалась матерчатая бирка белого цвета с нанесённым несмываемой краской чёрного цвета боевым номером.

Гленгэрри или шайкачи?

0 В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии. Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

История возникновения пилотки

К юбилею Победы сегодня везде раздают и продают пилотки. В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.

В начале был берет

Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.

В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.

Гленгэрри или шайкачи?

В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии. Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни.

В середине XIX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

Лень матушка

Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы.

Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон. После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это — кепка Гаррисона, в Италии – бустина, в Польше – фуражирка.

Your ads will be inserted here by

Easy Plugin for AdSense

Please go to the plugin admin page to Paste your ad code OR Suppress this ad slot .

В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков».

Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина. Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск.

Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.

Фашистская пилотка тоже проиграла войну

16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу.

Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой – имперский орел. Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел – розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.

После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.

Когда можно надевать пилотку

В современной России пилотка плотно закрепилась не только как военный, но и как гражданский головной убор. Кроме стюардесс, обслуживающего персонала, пионеров, данный предмет гардероба с удовольствием надевают модники и модницы.

Многие известные дизайнеры демонстрируют на подиумах, как носить пилотку правильно, с чем ее комбинировать. Чаще всего ею дополняют образ во время празднования Дня Победы, однако и в будни этот головной убор пользуется популярностью, ведь особого повода, чтобы надеть такую оригинальную шапочку, искать не нужно. Главное – правильное сочетание всех элементов образа.

Чтобы выглядеть изысканно, необходимо следовать определенным рекомендациям стилистов, так как ношение пилотки – настоящее искусство. В противном случае столь экстравагантный головной убор может испортить весь образ.

Когда и как надевают пилотку:

  1. Меховой вариант под названием «амбассадор» носят под пальто, дополнит образ лаконичное украшение и соответствующие стилю перчатки, кашне, сумка.
  2. Фетровая модель синего цвета идеально впишется в повседневный стиль. Джинсы, приталенная рубашка и элегантный головной убор создадут утонченный женственный образ.
  3. Серый либо черный вариант из фетра, декорированный вуалью, выглядит изысканно в дополнении к пальто-шинели либо строгому костюму.
  4. Зимой вместе со светлой шубкой черная вязаная пилотка подчеркнет элегантный женский образ.
  5. Для торжественного мероприятия следует использовать модели из легкой ткани с декоративными кружевными вставками.

Популярность пилотки объясняется удобством, простотой и изысканностью. А разнообразие материалов, расцветок, декоративных элементов способно покорить сердца даже самых капризных модников и модниц.

Вязаная

Кружевная

С вуалью

Фетровая

Меховая

Откуда взялась пилотка

Название традиционной шапочки, как несложно догадаться, произошло от слова «пилот», соответственно, данный головной убор носили лётчики. Так и было: в далёком 1913 году пилотка стала отличительным «знаком» воздухоплавателей.

Лётчики появились в российской армии давно: ещё в конце XIX века. Да, не удивляйтесь: воздухоплавательные части существовали, хотя и летали в них не на самолётах — на аэростатах. В принципе, отсюда и название, которое можно расшифровать, как «плавать по воздуху».

Но уже в начале XX века, в 1912 году, была создана воздухоплавательная часть при Генштабе, и на вооружении в ней уже состояли первые самолёты, а не только дирижабли. Любопытно, что изобрели эти самолёты именно отечественные специалисты.

Какие головные уборы должны были носить лётчики? Конечно же, в то время им нужно было что-то «весомое», поскольку кабины самолётов, то бишь аэропланов, продувались. Во время полётов лётчики носили очки и кожаные шлемы, но не ходить же в них и на земле — это, в первую очередь, неудобно!

И уже в 1913 году была пущена в ход известная всем складная шапочка, которую мы все знаем. Носить её можно было и во время вылета, но в основном — на аэродроме. При этом если лётчик покидал предел части, он должен был надеть специальную фуражку.

Главным преимуществом пилотки перед другими головными уборами выступало то, что её можно было складывать и класть в карман. Правда, называть пилотку именно так начали уже после революции. От шапочек открепили символ императора — двуглавого орла, и обозначили пилотки красными звёздами. Они выдавались военным курсантам. Впрочем, всё равно многие помнили, откуда произошли складные шапочки, потому они и получили название «пилотка».

Правда, через время «старые» пилотки заменили «новыми» — тёмно-зелёными, с красной окантовкой. Такие шапочки были даже со специальным ремешком, которые надевался под подбородок. Ближе к началу ВОВ пилотками снабдили все части РККА. Командирская шапочка отличалась от остальных. У каждого рода войск был свой цвет окантовки, и сами пилотки тоже отличались по цвету. Командиры сухопутных частей носили «грязно-зелёные» — цвета «хаки». ВВС — синие, танкисты — серые.

Рядовые носили обычные пилотки цвета хаки без вышитых звёзд — в общем, безо всяких «лишних» элементов. Именно в конце 30-х годов XX столетия экспериментальным путём выяснилось, что пилотку удобно надевать под шлем. Да, тогда были именно стальные шлемы, и они не имели какой-то подкладки, потому носить их было удовольствие не из приятных.

Как сшить пилотку военную к 9 Мая для ребенка и взрослого своими руками: мастер-класс

Итак, у вас уже готовы вырезанные детали из ткани. Теперь выполните следующее:


Приложите детали и сколите булавкой

Сколите булавкой детали №2 и №3 точно посередине. Лицевая сторона одной детали должна быть повернута к лицу другой детали, то есть сшивать мы будем по изнанке.


Сколите детали булавками

  • Теперь сколите булавками по периметру деталей, чтобы было легче сшивать.
  • Затем прострочите края с обеих сторон. По центру третьей детали сделайте шов, прострачивая с изнанки и отступая не более 1 мм. Это необходимо для того, чтобы верх пилотки был на месте и не выставлялся наружу. Изнанка первых сшитых деталей будет выглядеть так:


Прострочите детали и сделайте шов посередине

Выверните сшитые детали на лицевую сторону и посмотрите что получилось.


Выверните прошитые заготовки на лицевую сторону

Снова выверните пилотку наизнанку и прострочите боковые швы. Выверните полученную заготовку на лицевую сторону. Также хорошо прогладьте все верхние швы на лицевой стороне. Вот что должно получиться.


Прогладьте швы

  • У нас остались 4 детали №1, которые мы выкраивали самыми первыми. Сложите 2 из них лицевой стороной к лицу, и прошейте по бокам.
  • Другие две детали также сшейте, а швы у полученных заготовок разгладьте, раздвинув в разные стороны.


Сшейте четыре детали, расправьте и прогладьте швы

На следующем шаге вставьте эти две полученные заготовки друг в друга. Лицевая сторона должна быть внутри.


Вставьте заготовки друг в друга

После этого прошейте по верху по кругу. Должна уже получаться наружная часть пилотки. Выверните прошитые детали на лицевую сторону.


Прошейте сверху и выверните заготовку на лицевую сторону

Хорошенько прогладьте швы горячим утюгом и прошейте верх отделочной строчкой. Еще одна деталь пилотки готова.


Прогладьте швы

Выверните верх пилотки наизнанку и вложите ее внутрь нижней детали. Скрепите обе части булавками и прошейте по нижнему краю.


Соедините все детали и прошейте по нижнему краю

  • Когда будете выворачивать налицо, шов должен остаться внутри отворота. Если у вас получилось по-другому, значит, вы неправильно сложили. Вернитесь на один шаг и проверьте, в чем была допущена ошибка.
  • Несмотря на то, что шов будет внутри, его все равно нужно обметать вручную или на машинке.


Обработайте швы

Чтобы изнаночная сторона не мешалась при ношении, не создавала дискомфорт, не выпирала наружу, закрепите ее при помощи строчки.


Отрежьте все нитки, которые торчат, и еще раз прогладьте пилотку

Осталось отрезать все лишние нитки, которые могут торчать, а также отгладить пилотку, и можно ее надевать.


Получилась настоящая военная пилотка

Получилось изделие, которое не отличить от фабричного. Пилотка будет красиво и аккуратно смотреться на голове ребенка или взрослого человека. Сшейте ее самостоятельно и отправляйтесь на парад Победы — 9 Мая.

Советская пилотка как символ прошлого, и связь с нашими предками

Многие из нас помнят советских солдатиков в пилотках с красной звездочкой. Так браво и так залихватски смотрелся на них этот головной убор. Ведь, пилотку требовалось носить по строго установленным правилам: с небольшим наклоном вперед и вправо. Мальчишки за обладание этим армейским атрибутом готовы были отдать самое ценное из своего арсенала: обменивали на пилотки значки и перочинные ножики, машинки и другие предметы. Если на твоей голове пилотка, то ты самый что ни на есть командир. И тогда под твое звонкое «Ура!» гурьба мальчишек несется в бой.

Итак, советская пилотка, что же это такое и откуда она появилась? Ну, во-первых это головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой летней шапочки. До недавнего времени пилотка была элементом военной форменной одежды в Вооруженных Силах СССР, а советские пионеры использовали пилотку, как головной убор к пионерской униформе, состоящей: из синих шорт (для мальчиков) и юбочек (для девочек), красного галстука и белой рубашки с золотыми пуговицами.

Если углубиться в историю, то скорей всего прототипом пилотки послужил кельтский головной убор, который назывался гленгарри, который появился в конце XVII века, его носили шотландские военные, а позднее он стал частью шотландского национального костюма. В Сербии подобная шапочка называется шайкача. В 30-е годы прошлого столетия пилотки были введены в Германии, как головной убор армии вермахта. В русской имперской армии пилотки, появились в 1913 году с возникновением авиационных и воздухоплавательных частей, и называлась «полёткой». Это компактный головной убор был удобен для пилота, тем, что он легко складывался и помещался в карман, а взамен пилотки во время полета, летчик надевал кожаный шлем.

В годы Второй мировой войны пилотки носили военнослужащие многих стран мира. Назывались они бустинами и имели специальный покрой с отстегивающимися в стороны клапанами. Сбоку находились знаки различия по воинским званиям, а впереди крепилась кокарда. Бустины шились из хлопчатобумажного или полушерстяного полотна .

В Красной Армии пилотка была введена как головной убор курсантов военных курсов с 1919 года. Пилотка зеленого цвета с красноармейской звездочкой, красными кантами и красным хлястиком, к которому пристегивался черный подбородочный ремешок. Позднее с середины 30-х годов в Красной Армии были введены два типа пилоток для командиров и рядовых. Пилотки цвета хаки с кантами, цвета, которых соответствовали роду войск, и суконной звездой спереди, к которой крепилась красноармейская звездочка, так выглядели пилотки командиров. Пилотка рядовых была проще – также цвета хаки, но без кантов и суконной звезды.

В Вооруженных Силах СССР пилотки входили в летнюю повседневную форму одежды солдат, сержантов и старшин. Хлопчатобумажные пилотки с красной звездочкой спереди, возможно не всегда были удобны в носке, но весьма симпатично сидели на голове солдата. У офицеров и прапорщиков пилотки были сшиты из полушерстяной ткани цвета хаки с кантами цвета, соответствующего роду войск и кокардой спереди. Во флоте офицеры носили черные полушерстяные пилотки с белыми кантами и кокардой. Матросы – суконные черные пилотки.

В общем, солдатская пилотка не просто головной убор, а символ доблести, мужества и славы советских солдат. В годы войны на могильный холмик погибшего солдата по традиции клали солдатскую пилотку с красной звездочкой.

Организаторы праздника в честь 65-ой годовщины Великой Победы в городе-герое Волгограде, символом праздника выбрали именно солдатскую пилотку. Волонтеры раздавали жителям города и приезжим гостям, пришедшим на праздник солдатские пилотки. Эта инициатива стала актом памяти и своеобразным проявлением благодарности солдатам, стоявшим до последнего при обороне Сталинграда. Для нас с вами пилотка — символ прошлого, и связь с нашими предками, которые в этих самых пилотках боролись за наше будущее.

В вооруженных силах современной России пилотка просуществовала до 2011 года. Это были уже модернизированные пилотки, так называемые пилотки-двууголки, их носили военнослужащие РФ, но с единой кокардой для всех родов войск. Спереди слева крепился геральдический знак.

Юные продолжатели дела отцов, дедов и прадедов – советские пионеры, носили красные пионерские пилотки. В них пионеры давали клятвы на верность Родине и Партии, и на призыв: «Будь готов!», дружно отвечали: «Всегда готов!».

Вроде бы пилотки ушли в прошлое, но кто знает, все когда-то возвращается, ведь все новое — это хорошо забытое старое… 07.11.2014 К другим записям

Предшественники пилотки

Конечно же, многие исследователи пытаются выяснить, откуда произошла известная всем нам пилотка, грубо говоря — кто был её «прародителем». Претендентов на данную роль несколько, в том числе — шапочка, которую носили шотландские стрелки. Называлась она «гленгарри». Есть и один вариант: пилотка произошла от сербской шапочки «шайкача».

Правда, если посмотреть на «свойство» пилотки складываться, то она всё-таки «ближе» к шотландской, поскольку сербский головной убор имеет жёсткую структуру.


Сербский головной убор шайкача

Значит, прародитель пилотки всё-таки «гленгарри» — именно на основе данной шапочки появились первые пилотки у англичан. К слову, история английской пилотки точно такая же, как и русской — только началась она раньше. Английский пилоты тоже носили пилотки в промежутках, когда не были в воздухе.

Если же вспомнить, что при Николае II многое заимствовали у англичан, то вполне возможно, что и пилотка «пришла» к нам из Англии.

Головной убор-пилотка для ребёнка из бумаги

Дети очень любят оригами, особенно те, которые можно носить.

Бумажная пилотка очень понравится малышу, так почему бы не порадовать его этой несложной поделкой?

Схема работы:

  1. Берётся квадратный бумажный лист. Затем его нужно согнуть сначала по длине, а потом по ширине.
  2. После этого листик складывается по двум линиям сгиба. Все четыре края сгибаются в центральной линии сгиба.
  3. Верхние углы поделки сгибаются внутрь и расправляются.
  4. Полученный прямоугольник необходимо несколько раз согнуть.
  5. После этого края загибаются назад, а фигура переворачивается.
  6. Полученный прямоугольник сгибается ещё раз, но уже с загнутыми краями.
  7. Пилотка расправляется, после чего её следует немного приплюснуть сверху.