Колонна траяна

Содержание

Колонна Траяна в Риме: история и описание

Форум был построен в честь победы императора Траяна над даками. Архитектором этого сооружения стал Аполлодор из Дамаска. Площадь, имеющая размеры 116 на 95 метров была замощена цветным мрамором. Вход на нее шел через триумфальную арку, изображенную на ряде римских монет. С трех сторон были расположены портики, со статуями известных римских деятелей. С четвертой стороны находилась базилика — здание, предназначенное для  политических мероприятий. За базиликой находились две библиотеки — греческая и латинская, между которыми как раз и была установлена знаменитая колонна Траяна.

План форума

Эта беломраморная колонна Траяна была построена здесь в 113 году. Она, сложенная из 17 полых мраморных цилиндров, имеет высоту 30 метров. Колонна установлена на пьедестале высотой в 5,5 метров. Внутри полой колонны имеется винтовая лестница со 185 ступенями, которые ведут на капитель-площадку колонны.

Первоначально вершину колонны Траяна украшал позолоченный орел. После смерти Траяна его заменили статуей императора. А в VIвеке здесь окончательно обосновалась статуя св. Петра. Существует предание, что хотя Траян и был язычником, его характер и дела полностью соответствовали христианской вере. Римский папа Григорий Велина однажды задумался, что такой благочестивый человек как Траян, не познав истинной веры, сейчас пребывает в чистилище. С такой мыслью он отправился в собор Св. Петра и стал молиться за римского императора. Голос ему ответил, что услышал молитвы. Но в качестве платы за изменение установленного порядка папе были предложены два варианта — либо ему будет суждено отбыть два дня в чистилище, либо он до конца своих дней будет жить с вечными болями и страданиями. Папа Римский Григорий выбрал второй вариант, но в память об этих событиях как раз и была установлена статуя св. апостола Петра, у которого находятся ключи от рая.

Стоит отметить, что тело Траяна было погребено под колонной. По решению сената и нового императора было сделано исключение из запрета хоронить в городах, так что колонна в этом случае еще и является надгробием.

Но основным достоянием колонны Траяна в Риме является ее барельеф. Он в исторической последовательности повествует о двух войнах Траяна против даков. Рельефы очень точные и детальные, на них изображено более 2500 человеческих фигур, среди которых около 90 раз повторяется образ императора. Присутствуют среди них и некоторые мифологические римские персонажи. Но главное в этих рельефах, их детальность. Изображения несут большую историческую ценность, они передают детали одежды и вооружения той эпохи, пейзажи, лица.

В настоящий момент колонна Траяна продолжает украшать площадь и радовать глаз туристов.

Рынок Траяна

На территории Форума по приказу Траяна создан первый прототип современного торгового центра – для того, чтобы заслуги Империи находились на виду у многочисленной публики и гостей города, на территории форума было приказано создать свыше 150 торговых лавок с товарами. Причем обращены они должны были быть в сторону центра площади. Такой внешний вид торговой площади получил название «витрина». Не правда ли, поразительно похоже на современные торговые центры?

Помимо торговых площадей, Рынок Траяна включал в себя специальные заведения, в которых происходила бесплатная раздача продуктов питания малоимущим.

Интерес представляет архитектурная конструкция рынка – благодаря использованию основы для стен из смеси камня и бетона высота рынка возросла до 5 этажей.

Подробную информацию о времени работы и ценах можно узнать на официальном сайте www.mercatiditraiano.it

История создания

Колонна Траяна была построена в честь римского императора, который сделал головокружительную карьеру. Он начинал простым легионером и дошел до правителя одного из самых могущественных государств. Благодаря этому талантливому полководцу и реформатору территорию Римской империи удалось существенно увеличить. А само государство значительно укрепило свое влияние.

Кроме проведения активной внешней политики и возведения крепостей, этот римский император возводил мосты, акведуки и прочие гражданские сооружения. В его честь и построили последний древнеримский форум. В отличие от пяти предыдущих он представлял собой обширную экспозицию побед и оружия императора.

облегчение

Монументальная почетная колонна стоит между двумя флигелями библиотеки, так что из окон хорошо видны многочисленные изображения колонны. Сцены из успешных войн против даков в 101/102 и 105/106 годы изображены на спиралевидном фризе, который с 23 витками достигает общей длины 200 метров . Всего изображено 2500 человеческих фигур высотой около 60-75 сантиметров. Самого императора можно опознать около шестидесяти раз. Представления содержат интересную информацию об одежде и оружии II века. На нем изображены лучники с востока Римской империи , катафракты , сарматы, даки и другие . Есть также изображения переправы через Дунай и самоубийства дакийского царя Децебала . На стенах видны следы энкаустической росписи , что говорит о том, что рельефы изначально были цветными.

Между тем, многие изображения рельефа настолько разъедены загрязнением окружающей среды, что вы почти ничего не видите. Несмотря на это, колонна считается одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников старины. В Museo della Civiltà Romana хранится 125 гипсовых слепков с рельефа, сделанных во времена Наполеона III. и показать рельефы в лучшей сохранности. В Музее Виктории и Альберта в Лондоне слепки были объединены в две полуколонны; другие образцы находятся в Археологической коллекции Цюрихского университета и в Национальном музее истории Румынии в Бухаресте. Многие мотивы рельефа более отчетливо видны на слепках, чем на поврежденном оригинале.

Выше, на платформе, первоначально стояла колоссальная позолоченная статуя императора. Это было переплавлено в средние века . Папа Сикст V приказал воздвигнуть здесь статую апостола Петра в 1587 году .

Уложенные блоки фиксировали от смещения свинцовыми дюбелями. Это было сделано за счет полостей в верхнем и нижнем блоках, которые при установке друг на друга образовывали единую полость. Он был заполнен свинцом через небольшие отверстия снаружи. В средние века свинцовые грабители насильно расширяли проемы, чтобы получить доступ к свинцу. Остались большие, часто конические отверстия, которые недавно были замурованы. Одно из этих отверстий можно увидеть на иллюстрации внизу справа.

Четырехсторонний постамент , украшенный трофеями, несет дарственную надпись, в которой говорится, что колонна Траяна точно такой же высоты, как и холм, который Траян снял для своего форума. На этом постаменте хранилась и урна с прахом императора.

Военная деятельность

За время своего правления император Траян занимался реформациями в структуре армии. Были созданы дополнительные легионы, такие как II Неустрашимый Траянов и ХХХ Победоносный Ульпиев в 105 году нашей эры. После подобных изменений общее количество легионов в Римской империи достигло своего максимума – их стало ровно 30.

Фрументарии, военнослужащие, которые изначально занимались поставками хлеба, император Траян преобразовал в разведывательный полк, приставленный к Иностранному лагерю. Правитель серьёзно занялся возведением Траянова вала, который способствовал укреплению дунайской границы.

Медицинские службы были дополнены новыми должностями – легионный медик, когортный медик и заведующий военным госпиталем.

Дакийские кампании

Дакийская кампания занимала императора Траяна с самого начала правления, поскольку он поставил перед собой цель навсегда покончить с опасностями, грозившими дунайской границе. Подготовка заняла целый год, за это время выстраиваются новые укрепления, мосты, дороги, император присылает дополнительные войска из Германии и восточных городов.

В начале 101 года Римская Империя нарушает ранее заключённый договор Домициана, армия разделяется на две части и переходит Дунай. Западными легионами командовал сам Траян. Армия противника состояла из 160 тысяч воинов, поэтому для римлян последующие бои давались с огромным трудом и большими потерями. Однако войско Децебала (Decebal) впервые столкнулось с яростным сопротивлением. Траян не только мужественно оборонялся, но и совершал многочисленные атаки на римских берегах Дуная. Вождь дакийцев был вынужден отступить к горам.

Децебал уже ничего не мог сделать, поэтому он был вынужден принять жёсткие требования Траяна. Вождь дакийцев отдал в распоряжение Римской Империи все земли, которые были заняты её армией, а также сильно ограничил своё влияние в Дакии. Он отдал римским войскам всё военное снаряжение, выдал перебежчиков и дал слово больше не набирать в войско легионеров. Децебал занял позицию вассала по отношению к Римской империи и теперь был вынужден согласовывать с ней все свои последующие действия.

Однако триумф был преждевременным. Децебал не смирился с поражением, и начал активно готовиться к новой войне. Она произошла в 105 году нашей эры и продлилась до осени следующего года. Перед этим император Траян отправил к Дунаю 14 лучших легионов, то есть ровно половину всей армии Римской Империи.

Децебал с войсками сопротивлялся отчаянно, он даже пошёл на сожжение столицы, Сармизегетузы (Sarmizegetusa). Но в итоге его армия потерпела сокрушительное поражение. Голова Децебала была отрублена и доставлена в Рим в качестве военного трофея, но её по древнему обычаю скинули в грязь.

Восточная кампания

На Востоке все ещё находились государства, представляющие опасность для Империи. Траян ставит перед собой цель окончательно покончить с парфянским вопросом и установить более укреплённую точку у восточных границ, а также восстановить контроль над торговыми путями. Император решает организовать новую войну, к этому времени ему наскучили стандартные управленческие дела в столице, он хотел воспользоваться могуществом Римской империи, которая на тот момент переживала апогей возможностей.

Поход начался в 113 году. Спустя год ему покорилась Армения. Дальше – больше. Траян взял Ктесифон (Ctesifonte) и вышел на побережье Индийского океана. Император, как показывает история, оказался единственным римским правителем, который увидел его. Известия о том, что очередное государство сложило оружие или сдалось без боя, приходили в Сенат чуть ли не каждую неделю. Траяну сдались Ассирия (Assiria), Месопотамия (Mesopotamia), Аравия (Arabia) и даже Парфия (Parfait).

Когда великий император уже стоял на побережье Красного моря, то внезапно понял, что слишком стар для того, чтобы повторить подвиг Александра Македонского (Alessandro Magno). Оставив в самых значимых пунктах сильнейших легионеров, он принял решение отправляться в обратный путь.

Колонна Траяна как своеобразный комикс

Сегодня от форума Траяна — самого огромного комплекса из всех императорских форумов – осталось лишь несколько рядов обломанных колонн, которые некогда составляли центральную часть базилики Ульпия, и изогнутая стена Рынка. Совсем не то что увидел Констанций. Но за толстыми колоннами базилики до сиз пор возвышается потрясающая каменная колонна Траяна, просуществовавшая более 1900 лет.

Когда победитель даков император Траян и его войско вернулись домой, римский сенат поручил Аполлодору увековечить в памятнике эту военную кампанию. Аполлодор сделал 38-метровую Колонну Победы, избрав в качестве материала белый каррарский мрамор, тот самый, из которого позднее гений Микеланджело создаст своего Давида.

Нижняя часть монумента представляет собой основание кубической формы с небольшой внутренней камерой, на пьедестал опирается центральная часть колонны, состоящая из 20 цилиндрических блоков, а на вершине сооружения была установлена статуя орла.

Как Аполлодор воздвигал колонну – доподлинно неизвестно. Что за хитрые технические приемы использовал римский инженер? А ведь каждый цилиндр был диаметром 3,83 метра и весил 40 тонн. Как поднималась на высоту такая тяжесть, можно только догадываться. Но настоящая хитрость была в установке верхней площадки, неподъемный груз которой превышал по весу сразу два цилиндра, а поднять ее надо было на высоту более 30 метров!

Внутри Колонна сделана полой: 183 ступени винтовой лестницы, едва освещаемые узкими проемами окон, ведут на самый верх к смотровой площадке.

Вокруг колонны по спирали вырезан длинный фриз. Если бы его можно было размотать и разложить наподобие бумажной ленты, то резная повесть протянулась бы на 180 метров, открывая перед зрителями череду последовательных картин битвы римлян с даками.

Своеобразный комикс в 155 сценах повествует, как солдаты римской армии маршируют, переправляются через Дунай, сражаются, строят лагеря на вражеской территории.

Главный герой здесь, конечно же, император Траян – искусный военачальник, опытный государь, благочестивый правитель. Среди резных фигур его изображение появляется 58 раз. Достойным противником в баталии представлен царь даков Децебал.

Император Цезарь Нерва Траян Наилучший Август, Германский, Дакийский, отец отечества, храбрейший принцепс умер неожиданно и далеко от Рима. Прах его в позолоченной урне был привезен в Вечный город и помещен в камеру у основания колонны, тогда же статую орла заменили на 6-метровую статую обожествленного римским сенатом императора.

В 1587 году ее убрали, а на освободившееся место поставили скульптуру Святого Петра. В это время Папа Сикст V приводил в порядок римские обелиски…

Архитектурные особенности

Общая высота Колонны Траяна составляет 38 м, а диаметр достигает 4 м. Предполагаемая масса обелиска равна 40 т. Всю колонну можно разделить на три составных компонента:

  • пьедестал;
  • колонну;
  • капитель.

Внутри прямоугольного основания обелиска вырублен небольшой зал. В нем, кроме останков самого Траяна, хранился прах его верной спутницы (Помпеи Плотины). Надписи на стенках пьедестала сохранились с древних времен и привлекают историков стилем письма. Попасть в зал и к винтовой лестнице можно через бронзовую дверь, которая занимает одну из четырех стен пьедестала.

Основным строительным материалом является каррарский мрамор – весьма ценная и редкая порода. Колонна не является монолитным сооружением. Она состоит из 20 строительных блоков, внутри которых имеется пустота. Внутренняя часть представляет собой винтовую лестницу со 185 ступенями. По этой лестнице можно подняться на смотровую площадку капители. Одновременно наверху может находиться до 15 посетителей. По всей высоте сооружения прорублены миниатюрные окошки, похожие на бойницы. Их насчитывается около 40 штук.

В качестве декора основная часть колонны покрыта лепниной, которая напоминает ленту. Длина этой импровизированной ленты составляет 190 м. На каждом из 23 витков изображены батальные сцены из сражений, которыми руководил Траян.

Колонна расположена в небольшом дворике форума и находится по соседству с латинской и греческой библиотеками, а также древней базиликой. Создается впечатление, что строили её для созерцания вблизи, так как с соседних улиц видна только верхушка монумента.

Общая информация

Здесь буквально на каждом углу можно ощутить дыхание истории, с которой органично сплетаются уклад жизни современных жителей и чудесные ароматы местной кухни. Рим – это не только столица нынешней Италии, но и главный город древней и весьма могущественной империи. Многовековые этапы истории оставили на этой земле неизгладимый след в виде огромного количества памятников. Именно они и привлекают сюда миллионные армии туристов. Одной из самых красивых и величественных достопримечательностей города является колонна Траяна в Риме. Она расположена на одноименной площади. Не только украшением итальянской столицы, но и летописью всех важнейших военных событий, происходящих в Римской империи, служит колонна Траяна в Риме. Фото, описание этого замечательного памятника истории, интересные факты, связанные с ним, – все это представлено в данной статье.

Как добраться до Колонны Траяна

Форум Траяна и сама колонна соответственно находятся в центре Рима, и вы легко сможете добраться туда самостоятельно.

Как добраться от вокзала Termini:

  • Вариант 1

    Автобус:от остановки Termini на 170 автобусе до остановки P.za Venezia (9 минут)

    Пешком:180 метров по Via dei Fori Imperiali

  • Вариант 2

    Автобус:от станции Termini на 40 автобусе до остановки Borgo Sant’ Angelo (8 минут)

    Пешком:450 метров по Via Quattro Novembre и Via dei Fori Imperiali

  • Вариант 3

    Метро:от станции Termini до Colosseo (синяя ветка)

    Пешком:900 метров по Via dei Fori Imperiali

Время работы: ежедневно, круглосуточно

Вход: свободный

Колонна Траяна на карте

Интересные факты

  • Императора похоронили прямо под колонной, поэтому она является еще и его надгробием. В эти времена запрещалось хоронить людей в черте Рима, но ради Траяна сенат сделал исключение.
  • Анализируя барельеф колонны и сравнивая его с дакскими источниками, исследователи пришли к выводу, что сценки скорее отображают настроения в римском обществе на момент их создания, нежели реальные события.
  • Сам Траян появляется в сценках не только как полководец, но и как благочестивый и просвещенный властитель. Он произносит напутственные речи перед воинами, поднимает с ними кубок, совершает жертвоприношения богам.
  • Шотландский ученый Джон Коулстон долгое время изучал барельефы и установил, что вся композиция – это не общий замысел. Возможно, ее создавали несколько разных мастеров. Об этом свидетельствуют небольшие различия в стиле и оплошности.
  • Некоторые сцены до сих пор вызывают много вопросов. Самая непонятная из них – та, где поверженные даки протягивают руки к чаше. Они либо хотят выпить яд, чтобы не подчиняться победителям, либо пытаются просто испить воды.
  • Изначально мраморные блоки были скреплены при помощи металлических фиксаторов, но в средние века их украли. То же самое произошло и с Колизеем. Однако обе постройки прекрасно «держатся» и без крепежей, что говорит о высоком уровне тогдашних архитекторов.
  • В 1162 году вышел указ, по которому любой, кто нанесет вред римской колонне, будет казнен. Постройку не тронули даже сподвижники Наполеона.

Колонна Траяна в Риме

Полезные советы

Лайфхак: Рассмотреть все иллюстрации на колонне снизу невозможно. Если вам хочется самостоятельно расшифровать комикс Траяна, как его иногда называют, отправляйтесь в музей Римской Цивилизации, где выставлены на показ слепки всего рельефа.

Музей Римской Цивилизации, где выставлены слепки всего рельефа колонны

Колонна находится в самом сердце Рима, поэтому после ее осмотра вы можете продолжить знакомство с достопримечательностями города. Рядом – Траянский Рынок, который в древние времена не был виден за архитектурой площади. Вы также можете посетить монумент Витториано, с крыши которого открывается прекрасный вид на итальянскую столицу. Неподалеку расположены Капитолийский холм, Римский форум и Колизей.

Панорама

Колонна Траяна ежегодно собирает вокруг себя тысячи туристов, которые пытаются рассмотреть и разгадать значение самого древнего «комикса» в мире. Она входит в список обязательных к посещению достопримечательностей Рима наравне с Колизеем, фонтаном Треви, площадью Испании, Ватиканом и другими культовыми местами. Она известна всему миру и фигурирует на многих открытках и сувенирах, которые можно найти в любом магазинчике итальянской столицы. Глядя на эту единственную сохранившуюся часть форума, остается только догадываться о былой роскоши этого места.

Замечания

  1. Джулиан Беннет: Траян. Оптимус Принцепс. Рутледж, Лондон / Нью-Йорк, 1997, с. 158.
  2. Линн Ланкастер: Строительство Колонны Траяна. В: Американский журнал археологии. Volume 103, No. 3, 1999, pp. 419-439, здесь: p. 419.
  3. Марк Уилсон Джонс: Сто футов и винтовая лестница: проблема проектирования колонны Траяна. В: Журнал римской археологии. Том 6, 1993, стр. 23–38, здесь: стр. 27.
  4. Марк Уилсон Джонс: Сто футов и винтовая лестница: проблема проектирования колонны Траяна. В: Журнал римской археологии. Том 6, 1993, стр. 23–38, здесь: стр. 28.
  5. Марк Уилсон Джонс: Сто футов и винтовая лестница: проблема проектирования колонны Траяна. В: Журнал римской археологии. Том 6, 1993 г., стр. 23–38, здесь: стр. 37 f.
  6. Линн Ланкастер: Строительство Колонны Траяна. В: Американский журнал археологии. Volume 103, No. 3, 1999, pp. 419-439, здесь: p. 419.
  7. Марк Уилсон Джонс: Сто футов и винтовая лестница: проблема проектирования колонны Траяна. В: Журнал римской археологии. Том 6, 1993, стр. 23–38, здесь: стр. 31–32, рис. 9.
  8. Марк Уилсон Джонс: Сто футов и винтовая лестница: проблема проектирования колонны Траяна. В: Журнал римской археологии. Том 6, 1993, стр. 23–38, здесь: стр. 31.
  9. Марк Уилсон Джонс: Сто футов и винтовая лестница: проблема проектирования колонны Траяна. В: Журнал римской археологии. Том 6, 1993, стр. 23–38, здесь: стр. 31.
  10. Beckmann (2002), стр. 353-356.
  11. Линн Ланкастер: Строительство Колонны Траяна. В: Американский журнал археологии. Volume 103, No. 3, 1999, pp. 419-439, здесь: pp. 426-428; Марк Уилсон Джонс: Сто футов и винтовая лестница: проблема проектирования колонны Траяна. В: Журнал римской археологии. Том 6, 1993, стр. 23–38, здесь: стр. 34–36.
  12. Марк Уилсон Джонс: Сто футов и винтовая лестница: проблема проектирования колонны Траяна. В: Журнал римской археологии. Том 6, 1993, стр. 23–38, здесь: стр. 32.
  13. Линн Ланкастер: Строительство Колонны Траяна. В: Американский журнал археологии. Volume 103, No. 3, 1999, pp. 419-439, здесь: pp. 426-428.
  14. Марк Уилсон Джонс: Сто футов и винтовая лестница: проблема проектирования колонны Траяна. В: Журнал римской археологии. Том 6, 1993, стр. 23–38, здесь: стр. 31; Линн Ланкастер: Строительство колонны Траяна. В: Американский журнал археологии. Volume 103, No. 3, 1999, pp. 419-439, здесь: p. 424.
  15. Линн Ланкастер: Строительство Колонны Траяна. В: Американский журнал археологии. Volume 103, No. 3, 1999, pp. 419-439, здесь: pp. 426-428.
  16. Линн Ланкастер: Строительство Колонны Траяна. В: Американский журнал археологии. Volume 103, No. 3, 1999, pp. 419-439, здесь: pp. 428-437.
  17. Линн Ланкастер: Строительство Колонны Траяна. В: Американский журнал археологии. Volume 103, No. 3, 1999, pp. 419-439, здесь: p. 435.
  18. Линн Ланкастер: Строительство Колонны Траяна. В: Американский журнал археологии. Volume 103, No. 3, 1999, pp. 419-439, здесь: pp. 436-437.
  19. Линн Ланкастер: Строительство Колонны Траяна. В: Американский журнал археологии. Volume 103, No. 3, 1999, pp. 419-439, здесь: pp. 430-431, Figs. 9-10; Марк Уилсон Джонс: Сто футов и винтовая лестница: проблема проектирования колонны Траяна. В: Журнал римской археологии. Том 6, 1993, стр. 23–38, здесь: стр. 35.
  20. Марк Уилсон Джонс: Принципы римской архитектуры. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен 2000, ISBN 0-300-08138-3 , стр. 220.

Основание колонны

Ствол колонны (фуст) установлен на пьедестале, украшенном барельефами с изображением военных трофеев Траяна. Его высота составляет 5,5 м.
С юго-восточной стороны пьедестала расположена дверь, которая ведет в усыпальницу римского императора и его супруги.

Такое размещение урн с прахом — исключение, а не правило. У римлян был строгий запрет на захоронение в священной части города, которую называли «померий».

Однако некоторые историки считают, что это было не исключение. Во времена строительства императорского форума с колонной окружающий ландшафт был сильно изменен, а городские и границы померия — перенесены. Вполне вероятно, что запрет о захоронении и не был нарушен.

Еще одна примечательная особенность пьедестала — памятная надпись о том, кто и в честь кого возвел эту римскую колонну. Здесь перечисляются все регалии императора Траяна, а также упоминается тот факт, что для строительства был срыт довольно внушительный холм.

Памятная надпись выполнена образцовым капитальным шрифтом, где каждая буква точна и геометрически выверена. Зубцы на буквах идеально держат строку. Изучив надпись на пьедестале колонны Траяна в Риме, ученые пришли к выводу, что ее делали вручную, без применения каких-либо измерительных приборов. Для высечения надписи мастера использовали только специальные кисти с широким концом.

Интересные факты о достопримечательности

Изначально триумфальная колонна Траяна была увенчана золотым римским орлом, однако после смерти императора, на вершине установили его статую. Позднее, в 1588 году по приказанию папы Сикста Пятого на колонне была установлена статуя святого апостола Петра, венчающая её и по сей день.

Помимо самого сооружения, не меньший интерес вызывает и барельеф, нанесенный на его поверхности. Он повествует о двух войнах императора Траяна против даков. На барельефе изображено более 2500 человеческих фигур, в том числе и 90 образов самого императора, а также мифологические римские персонажи. Все изображения отлично сохранились до наших дней, имеют хорошую детализацию, передавая все детали одежды, экипировки и вооружения, присущих той эпохе.

Еще одним, не менее занимательным фактом является то, что, кроме барельефов, на поверхности колонны нет ни единой надписи, цифр, имен и другой информации, которая могла бы в точности подтвердить или опровергнуть дату возведения этой памятки архитектуры. Многие ученые до сих пор спорят, утверждая, что колонна Траяна была сооружена гораздо раньше, чем предполагалось ранее.

Шедевр Аполлодора

Да, размеры памятника внушительны. Вместе с пьедесталом её высота — 38 метров. Диаметр колонны около четырёх метров. Высота постамента вместе с цоколем около шести метров. В верхней части колонны находится навершие высотой в четыре с половиной метра. На производство сооружения пошло 29 блоков каррарского мрамора, привезённого из карьера, расположенного в 400 километрах севернее Рима, причём 21 округлый блок был использован для изготовления самой колонны и восемь квадратных — для постамента и цоколя. Вес конструкции достигает тысячи тонн. Но главное не размеры, а оформление и конструктивные особенности монумента. Внутри колонны была сделана винтовая лестница, позволявшая подниматься на самый верх. На неё можно попасть с одной из сторон основания, прямо под памятной надписью, где была небольшая дверца. Через каждые 14 шагов поднимавшийся по лестнице человек делал полный оборот вокруг своей оси, всего ступеней было 185, то есть 13 полных оборотов. Внутри колонны было сделано 43 небольших окна в виде прорезей, чтобы туда поступал дневной свет. Первоначально верх колонны украшал золотой орёл — как символ непобедимости империи. После смерти Траяна в 117 году вместо него установили фигуру самого императора. А в Средние века сняли и Траяна — к 1587 году о нём уже никто не помнил. И на колонне Траяна установили фигуру апостола Петра. Лестница, конечно, весьма интересная часть устройства колонны. Мало того, что её сооружение позволило значительно облегчить вес самого монумента, так ещё и придало ему особый шарм. Но всех, кто видит колонну воочию, поражает замысловатый рельеф, покрывающий всю поверхность сооружения. На колонне, как подсчитано искусствоведами, расположено 155 отдельных сцен и 2662 фигуры. Можно сказать, перед глазами зрителей развёртывается весь ход военных действий во время кампаний в Дакии. Одни сценки показывают батальные сцены, другие — строительство крепостных сооружений, отдых легионеров, мёртвых и раненых даков и так далее. Самая первая сцена, в нижней части колонны, приурочена к форсированию Дуная весной 101 года. Самая последняя, наверху, показывает депортацию даков в Рим. Когда-то эти рельефы были яркими и цветными, сегодня, конечно, краски исчезли. Несколько художников попробовали раскрасить слепки с рельефов колонны, чтобы вернуть им античную красоту, ho — увы! — рельефы стали выглядеть для нашего глаза непривычно — как картинки из комиксов. И от затеи, кажется, отказались. А ведь когда-то и сама колонна, и сооружения на форуме Траяна были расписными.