Как в походе определить точное время без часов

Содержание

Как объяснить ребенку время как научить ребенка понимать по часам?

Маленьким детям сложно понимать абстрактные понятия, то есть они любят все пощупать, потрогать, укусить. Чтобы малышу для начала было понятно, как же измеряется время нужно познакомить его с часами.

Изучение часов должно быть постепенным и обязательно наглядным

Этот процесс ознакомления условно разделим на несколько этапов:

Возьмите все возможные часы, которые найдете в доме – это могут быть ручные, настольные и большие настенные часы – для начала рассмотрите разницу, найдите отличия

Хорошо будет, если у Вас найдутся электронные и песочные часы, чтобы ребенок наглядно видел их разнообразие
После того, как ребенок немного разобрался с внешним видом, обратите его внимание на технические нюансы – покажите, что есть большая стрелка, маленькая и секундная. Попытайтесь объяснить: какая стрелка за что отвечает и понаблюдайте как они двигаются
Можно рассмотреть картинки часов в журналах и книгах

Найдите веселые стишки о часиках, и, читая их, можете параллельно рассматривать имеющиеся дома часы
Пройдите с ребенком по магазинам, где продаются часы, покажите их разнообразие. Особенно привлечь внимание ребенка могут часы с кукушкой или старинные часы с громким звуком «бом»

Покажите ребенку какими разнообразными бывают часы и как они функционируют

Когда Вы объясните малышу о самом устройстве, можно переходить к запоминанию времени. Для этого можно использовать такие варианты:

Расскажите ребенку, во сколько Вы встаете, при этом говорите: «Сегодня мы встаем в семь утра» и показывайте на часах заранее переведенное время, когда большая стрелка стоит на двенадцати, а маленькая на семи

Покажите ребенку во сколько часов он кушает, сколько времени вы провели на прогулке, когда приходит с работы папа

Малышу будет интересно переводить стрелки самому и показывать различное время — для этого Вы можете приобрести игрушечные часы или интерактивную доску
Когда собираетесь на прогулку или идете пить чай, акцентируйте внимание ребенка на том, сколько времени. После того, как придете, считайте по минуткам, сколько времени прошло

Засекайте время на таймере и постарайтесь сделать какое-то дело – попрыгать, выпить воды или посмотреть любимый клип

После того, как таймер отсчитал время, разбирайте с ребенком, успели ли Вы сделать задуманное за определенный промежуток времени

Позвольте ребенку изучить часы и дайте ответы на все возникшие вопросы

  • Возьмите песочные, электронные и часы со стрелками – включите любимую музыку и наблюдайте за всеми изменениями в этих часах. Сравните, одинаково ли прошли на них 1, 2, 5, 10 минут
  • Первое время старайтесь все делать по часам – чистить зубы 3 минуты, одеваться 5-10 минут. Так ребенок не только научится понимать по часам, но и будет более организованным
  • Если Вы увидите, что ребенок не хочет изучать часы и не проявляет к ним никакого интереса — не стоит настаивать. Лучше подождать или избрать веселую игровую форму обучения.

Ребенок обязательно должен научиться понимать по часам и пусть в первое время обучение будет даваться тяжело — со временем малыш обязательно овладеет необходимыми навыками и будет успешно применять их на практике.

Формы циферблатов в наручных часах

Итак, что касается форм, то здесь все предельно просто. Выделяют круглую, квадратную, овальную, треугольную и другие формы.

Нет смысла здесь долго описывать, так как правило здесь одно: форма циферблата соответствует геометрической фигуре. Давайте просто посмотрим, как они выглядят на моделях часов.

Круглая форма

Круглая форма циферблата
Мне нравится2Не нравится4

Квадратная форма

Квадратная форма циферблата
Мне нравится2Не нравится4

Овальная форма

Пример овальной формы циферблата
Мне нравится2Не нравится4

Треугольная форма

Пример треугольной формы циферблата
Мне нравится2Не нравится4

Собственно, с внешним видом и видами циферблатом мы с вами разобрались, перейдем теперь к тому, как выбрать часы по циферблату.

Определяем время по часам

Только после того, как малыш станет чувствовать и распознавать временные категории, мы переходим к изучению часов и умению понимать по ним. Чтобы научить ими пользоваться, ребенок должен знать цифры и уметь считать хотя бы до десяти. Без этих знаний сложно будет объяснить малышу, что час состоит из 60 минут, а минута – это 60 секунд. Кроме того, у него должно быть твердое понимание простых пространственных отношений, то есть он должен разбираться в том, что такое «до» и «после», «половина».

Для предметного изучения часов как механизма, показывающего время, возьмите специальные игрушечные часы или смастерите большой циферблат из подручных средств. Картон, циркуль или большая тарелка, карандаш или фломастер, ножницы, канцелярская кнопка – немного труда и самодельные часы готовы.

Они не разобьются, их не будет жалко, если малыш случайно надорвет циферблат. Зато с их помощью вы легко превратите изучение часов в увлекательную игру и доступно объясните малышу принцип их работы.

Способы обучения

Единой методики обучения детей пользованию часами нет. Есть общие рекомендации, а что из них будет интересно узнавать вашему сокровищу, вы должны понять сами. Примерный план действий выглядит так:

  1. Начинаем процесс обучения с детального разбора часов. Показываем малышу стрелки, циферблат, объясняем, зачем они нужны и в чем их функция. Примерно так: «Видишь, на циферблате установлены три стрелочки. Две широких и одна узенькая. Одна из двух широких коротенькая и движется медленнее всех. Она показывает нам часы, поэтому так и называется – «часовая». Когда пройдет час, она перейдет на одну цифру вперед. Самая длинная и широкая стрелка отсчитывает минуты. За час она проходит полный круг на циферблате, показывая нам минуты. Самая узенькая стрелочка ведет счет секундам, она движется быстрее остальных и за один час делает 60 кругов».
  2. Определяем час, показанный стрелками. Если минутная стрелка стоит на 12, то цифра, на которой остановилась часовая стрелка, означает, сколько на данный момент часов.
  3. Выясняем, как определять полчаса. Ставим большую минутную стрелку на цифру 6, показываем ребенку, что она разделяет полный часовой круг пополам. Чтобы малыш не путался с определением получаса, даем такое пояснение: «Тридцать минут – это и есть полчаса. Посмотри на цифру, за которую немного перешла часовая стрелка, например, между 2 и 3, прибавь к первой цифре 30 минут, получишь время в 2 часа и 30 минут».
  4. Познавать минуты лучше тогда, когда дети уверенно считают до 100. Без этого умения ребенку будет трудно понять, почему минутная стрелка показывает на цифру 4, а по времени означает 20 минут.

Современные технологии позволяют молодым родителям усовершенствовать процесс обучения. Возьмите на вооружение то же самое видео, которое детально показывает принцип действия и счета по часам. Просмотрев его несколько раз, ребенок быстро учится выставлять время стрелками, правильно определяет назначение каждой. Совместив видео и самодельный циферблат, можно объяснить все доступнее и нагляднее.

Как закрепить навыки определения времени?

Сразу охватить весь алгоритм движения времени ребенку сложно. На первых уроках он будет пальчиками пересчитывать деления, чтобы понять, сколько минут прошла стрелка. Постепенно закрепляя навык, он доведет его до автоматизма, научится определять время одним только взглядом. Заставлять малыша просто отсчитывать минуты и часы не стоит. Монотонное занятие быстро наскучит маленькому человечку. Введите в занятия обычные ваши действия по дому. Если задумали печь пирог, попросите сына или дочку последить за часами, чтобы выпечка не подгорела. Ребенок с нетерпением ждет начала своего любимого мультфильма, покажите ему на часах, когда он начнется.

Для закрепления навыков можно выполнить несколько полезных заданий:

Изучаем время суток.

Ценить и понимать время мы учимся всю жизнь. Протяженность его постигается с возрастом. Сегодня ваше чадо научилось считать время по минутам и часам, завтра оно будет готово к пониманию, что такое вечность и мгновение. Ваша основная задача – дать малышу первоначальные знания, подготовить его к познанию глобальных сторон мира и роли времени в нем

Простым картонным циферблатом вы закладываете в крохе понятие самого неуловимого и важного аспекта нашей жизни

Обучающие часы для детей

Детям следует объяснять, как научиться понимать время, на часах, которые наиболее понятны для их восприятия.

Требования к циферблату

Для того чтобы малыш смог все понять, нужно найти подходящий циферблат или сделать таковой самостоятельно

При этом должны быть соблюдены следующие требования:

  • Должен быть полным.
  • Цифры и деления лучше распечатать крупными и заметными.
  • Стрелки должны заметно различаться внешне.
  • Должна присутствовать возможность нанесения пометок на покрытие циферблата.
  • Стрелки должны хорошо двигаться.
  • На первых этапах обучения секундная стрелка должна отсутствовать во избежание большей путаницы.

Самостоятельное изготовление обучающих часов

Часы, сделанные вручную, являются отличным вариантом для обучения. Во-первых, их не страшно испортить. Во-вторых, всегда можно сделать новые. В-третьих, их можно адаптировать под индивидуальный прогресс в данной сфере.

Процесс изготовления циферблата своими руками состоит из нескольких этапов:

  • Вырезать заготовки из картона (непосредственно сам круг-циферблат и стрелки).
  • Прикрепить стрелки к циферблату таким образом, чтобы они спокойно двигались (проделать три дырочки и в отверстие вставить специальный металлический предмет-фиксатор).
  • При помощи циркуля начертить деления по периметру круга.
  • Написать значения делений.
  • Украсить рисунком или просто сделать разноцветным.

Интерактивное табло

В настоящий момент существует огромное количество различных интерактивных часов, призванных облегчить изучение времени. Это и онлайн-тренажеры, и специальные электронные игрушки, и приложения на мобильный телефон, персональный компьютер или планшет, используется и русский, и английский язык.

Интерактивное табло полезно

Использование гаджетов способно значительно повысить интерес к этому процессу, сделать его более разнообразным и наглядным. Приложения позволяют в формате игры закрепить полученные навыки. С другой стороны психологи и детские педагоги рекомендуют сначала проводить процесс обучения «по старинке», чтобы малыш приобрел базовые знания о технике определения на основе классического шаблона, прошел путь движения стрелок руками, проговорил весь процесс. В последующем же использование интерактивных приспособлений это отличный вариант тренировки закрепления полученных навыков, который позволит снизить уровень сопротивляемости крохи процессу обучения и научит его полезнейшему навыку в игровой и ненапряженной для родителей форме.

https://youtube.com/watch?v=23DtI9GKs30

Процесс изучения времени довольно сложен. Начинать стоит еще в дошкольном возрасте, так как этот навык необходим для формирования полноценной, ответственной и пунктуальной личности. Он поможет научиться планировать свое время, быть более организованным, послужит одной ступенькой к взрослой жизни. Учить определять время нужно постепенно и в несколько этапов, используя комбинированные методики.

Как по Большой Медведице узнать, сколько времени прошло?

3адача 1. Вообразим себе, что боец, не имеющий часов, вышел в ночную разведку, когда Большая Медведица еще не дошла до самого низкого положения. На глаз он определил, что стрелка Медведицы стоит показывает на 6,5 условных часов. После выполнения задания он взглянул на Большую Медведицу и увидел, что теперь ее стрелка показывала 4,0 условных часа. Сколько времени он провел в разведке?

Для ответа на вопрос надо из 6,5 вычесть 4,0. В итоге мы получим 2,5 (условных часа).

Чтобы перевести условные часы в истинные, нужно умножить результат на 2. Итак, 2,5 х 2 = 5 часов (истинных).

Следовательно, разведка продолжалась приблизительно 5 часов.

Задача 2. Сколько времени прошло, если в начале стрелка Медведицы показывала 2,0 условных часа, а в конце 10,5 условных часов?

Чтобы из 2 часов можно было вычесть10,5, нужно сначала прибавить к 2 часам 12 часов (не забывайте, «условные часы» идут в обратную сторону по отношению к истинным):

2 условных часа +12 условных часов=14 условных часов. Вычитаем:

14 условных часов – 10,5 условных часов = З,5 условных часа. Для перевода условных часов в истинные, умножаем 3,5 условных часа на 2 и получаем 7 истинных часов.

Отсюда получаем такое правило:

Чтобы по Большой Медведице определить, сколько времени прошло, надо:

1)   заметить, сколько показывала стрелка Медведицы на воображаемых небесных часах вначале и в конце.

2)   из первого числа вычесть второе (если первое число меньше второго, то прибавить к первому 12 и после этого вычесть второе).

3)   полученное число умножить на два.

Как по Большой Медведице узнать, который час?

Узнать который час — это значит определить, сколько времени прошло от полуночи. При помощи вышеприведенной таблицы это сделать легко.

Задача 4. 7 ноября стрелка Медведицы показывала условных часа. Который час на самом деле?

В прошлой задаче мы уже определили из таблицы, что в полночь стрелка Медведицы 7 ноября показывает 4,5 условных часа. Чтобы узнать искомое время, надо из 4,5 условных часов вычесть 2 условных часа в результат умножить на 2: 4,5-2=2,5 условных часа.

Умножаем результат на 2: 2,5 х 2 = 5 истинных часов (утра).

3адача 5. 20 октября стрелка Медведицы показывала 7 условных часов. Который час на самом деле?

Из таблицы для 20 октября получим, что в полночь стрелка Медведицы показывает приблизительно 5 условных часов. Чтобы вычесть из 5 часов 7 часов, сначала к 5 часам прибавим 12 часов:

5+12=17 условных часов; 17 условных часов – 7 условных часов=10 условных часов. Умножаем результат на 2:

10 х 2 = 20 истинных часов (вечера).

Отсюда ещё одно правило:

Чтобы по положению стрелки Большой Медведицы узнать который час, надо:

1)   из таблицы определить, что показывает стрелка Медведицы для полуночи данного дня;

2)   вычесть из этого числа показание стрелки, определенное из наблюдений (если первое число меньше второго, то прибавить к первому 12 часов и после этого вычесть второе число);

3)   полученное число удвоить.

Наличие микрорегулировки

Вы можете обнаружить, что многие наручные часы оснащены функцией микрорегулировки. Она очень удобна, если вы хотите изменить длину ремешка совсем чуть-чуть. Все, что понадобится для этого – простой инструмент типа булавки, с помощью которого вы сможете отрегулировать ремешок до нужной длины. Количество корректировок длины варьируется для разных ремешков. Некоторые модели вообще не предполагают никаких корректировок. Так что всегда лучше проверить, оснащен ли выбранный вами ремешок микрорегулировкой или нет. Она отлично помогает отрегулировать ремень до нужной именно вам длины.

Предметы и тени помогут определить время

Как можно определить время без часов? Солнечные часы хоть и не слишком точно покажут время, но иногда они только и спасают. Например, если человек находится дома, то он часто замечает, в какое время и где можно увидеть солнце. Наблюдать можно и за тенями предметов, которые стоят всегда на своих местах. Это может быть дерево, столб или стена. Вот эти предметы и будут являться часами, на которых указывает солнце. По ним можно отследить время, если внимательно наблюдать за тенью. Все делается достаточно просто.

Поэтому время является главным спутником на протяжении всей нашей жизни. Множество пословиц придумано про него. Его нельзя потрогать, а некоторые пытаются заглянуть в будущее и узнать, что будет дальше. Время меняет нас и нас заменяют другие люди, это просто неизбежно. Самым красивым определением времени без часов является пение птиц. Каждая из них начинает свое пение в определенный час. В далеком прошлом так и подсчитывали время, а в особенности это было популярно в деревнях. С пением петуха просыпались жители. После чего начинали заниматься своими делами. Петух пел три раза. Первый его крик слышали в два часа ночи. Он был предупредительный. Следующий — еще через два часа. Это означало окончательный подъем. Тогда люди начинали заниматься хозяйством. Всегда приятно просыпаться под звуки живой природы и радоваться наступившему дню.

Со школьной скамьи нас учат определять время и ценить каждую минуту своей жизни. Иногда время длится очень долго, в основном тогда, когда мы скучаем. А на выходных или при веселом занятии не успеваем следить за ним.

Как научить ребенка временам года?

  • Следующим шагом в познании ребенком мира будет изучение времен года. Когда Вы уже хорошо изучили счет и время по часам, можно переходить к этому этапу. Не торопитесь в изучении всего и сразу
  • Иначе у малыша образуется каша в голове от избытка информации, и он досконально не запомнит ни основы функционирования часов, ни времена года
  • Если ребенок уже изучил часы, то он знает, что в часе имеется 60 минут, а в сутках — 24 часа. Теперь придется ему запомнить еще одно числовое значение – в месяце 30 или 31 день, а в году 12 месяцев
  • Очень хорошо для начала выйти с ребенком на улицу и объяснить ему, какое время сейчас. Посмотрите вокруг, объясните ему, когда трава зеленая, когда идет снег, а когда желтеют листья на деревьях

Времена года

  • Расскажите ребенку чем примечательна каждая пора. Донесите до него мысль о том, что каждое время года по своему прекрасно и неповторимо. Пусть малыш сам попытается рассказать о том, чем занимаются люди в каждый из периодов
  • Объяснить о временах года помогут перекидные календари. Обязательно на них должно быть изображено время года, чтобы ребенок не только слушал Ваш рассказ, но и видел особенности той или иной поры визуально
  • Каждый день Вы будете отрывать с ребенком лист календаря и смотреть на картинку, где увидите природу – по ней объясняйте ребенку, какое сейчас время года и зачеркните еще один день на календаре – так малыш поймет, когда закончится месяц

Иллюстрируйте свой рассказ о временах году

Придумайте для ребенка важные даты, чтобы он учился сам ориентироваться в календаре и временах года. Говорите, что через месяц у него день рождения (Новый год, женский день, Пасха) и ему подарят много подарков или летом Вы поедете на море. Так малыш будет считать, когда же наступят обещанные дни.

Учите с ребенком не только сезоны, но и название месяцев. Расскажите ему, что в одном сезоне три месяца, а всего таких сезонов четыре. Постепенно давайте ему всю информацию, а не рассказывайте все в один день.

Вместе с ребенком нарисуйте времена года

  • При прогулке в игровой форме спрашивайте у ребенка, какой сегодня день, месяц и сезон. И если Вы видите, что новую информацию ребенок усвоил, то начинайте учить с ним следующее
  • Если Вы не будете стараться рассказать ребенку обо всем и сразу, то со временем при регулярном повторении, Ваш малыш уже вовсю будет понимать не только по часам, но и расскажет Вам название всех дней недели и месяцев
  • Главное понимать, что мозг ребенка – это не компьютер, не стоит торопиться с изучением чего-либо перегружая малыша информацией — все необходимо делать постепенно и вовремя, закрепляя и повторяя изученный материал

Особенности определения сторон света и использование кольца-компаса на часах

Первой особенностью до которой можно легко догадаться будет то, что в разных полушариях мы будем получать оппозиционные результаты, то есть с той же точностью, но с другим по смыслу значением. Если в северном полушарии вычисляемая нами прямая линия между 12 часами и часовой стрелкой будет указывать на юг, то в южном на север. Об этом мы уже упоминали, но все же. Второй особенностью будет то, что вычисление сторон света, а равно и применение часов в качестве компаса, будет возможно лишь в светлое время суток, то есть днем. Третьей особенностью будет то, что даже такие манипуляции с часами и определение сторон света весьма не точны и зависят от вашего местоположения по долготе и времени года. Так что используйте и другие свои навыки, чтобы определить стороны света, и подтвердить предположении о положении сторон света. А эта статья более полезна для общего развития и того, чтобы все же довести до вашего сведения, как производители часов рекомендуют использовать безель с частями света!

Как определять время по часам

Говорят, все необходимые навыки приходят к ребенку в нужное время, и торопить его в развитии не стоит. А вот когда малыш сам начинает проявлять неподдельный интерес к той или иной теме, то помочь ему в её освоении будет очень даже не лишним. Сегодня мы начинаем новую серию статей, которые помогут вам научить деток всяким-разным полезным жизненным навыкам.

Как их потрогать? Как ощутить? Куда бегут стрелки на часах? И почему за веселой игрой время проходит быстрее, чем в скуке?

1. Учимся ориентироваться во времени суток Утро, день, вечер, ночь – составляющее одного дня. Ребенок лучше запомнит их последовательность, если к каждому времени суток вы привяжете то или иного событие. Например, утром встает солнышко, и все просыпаются. Днем мы играем и гуляем, вечером готовимся ко сну, а ночью отдыхаем.
2. Осваиваем понятия прошлого, будущего и настоящего Вчера, сегодня, завтра – следующий этап познания временных промежутков. Они станут для ребенка более понятными, если вы будете планировать и обсуждать с ним предстоящие поездки или походы в гости, а также вспоминать прошедшие события. Более глобальные понятия будущего и прошлого можно объяснить, показывая малышу старые семейные фотографии, иллюстрации из далекого прошлого или предполагаемого будущего (книги про динозавров, космические путешествия или умных роботов).
3. Знакомимся с временами года Понимание времен года – еще один важный этап. Обсуждайте с ребенком, как сменяются сезоны, читайте стихи и загадки о зиме, весне, лете и осени. Объясняйте, что происходит с природой, чем отличается наша одежда, и какие праздники мы отмечаем в разные времена года.
4. Новые знакомые: час, минута, секунда Вот теперь можно начинать разговор и о более точных временных промежутках. Для начала ребенку будет достаточно объяснить, что каждая секунда – это хлопок в ладоши. 60 быстрых хлопков – это минута

Для лучшего представление, постоянно обращайте внимание на то, сколько времени малыш тратит на то или иное занятие. Например, мы чистим зубки примерно 2 минуты, кушаем – 10 минут, рисуем – 20 минут

Складывайте между собой мелкие события, чтобы объяснить понятие часа.
5. Который час? Для первого знакомства следует купить часы со стрелками (игрушечные или настоящие). Главное, чтобы циферблат был достаточно большой и понятный. На помощь вам также придут красочные детские книги, обучающие определять время по часам. Объясните ребенку, что длинная стрелочка отсчитывает минуты, а коротенькая – часы. Быстрая бегущая стрелочка – это секунды. Для начала крохе достаточно будет научиться определять время с точностью до часа (короткая стрелочка сделала полный круг – прошел 1 час). Затем до получаса (длинная стрелка на 12 – ровно такой-то час, длинная стрелочка на 6 – полчаса). Следующий шаг – освоить пятиминутки. Для этого можно наклеить напротив каждого часа стикеры – подсказки (1 – 5 минут, 2 – 10 минут, 3 – 15 минут, 4 – 20 минут и т.д.) Старайтесь применять полученные знания на практике: засекайте время прогулки, время на чистку зубов. Спросите малыша: «Папа приходит с работы в шесть часов. Как думаешь, как скоро он придет?»
6. Осваиваем электронные часы После того, как ребенок легко ориентируется во времени по механическим часам, можно освоить часы с электронным циферблатом. Для наглядности сравнивайте показания на них, и навык пользования электронными часами постепенно придет.

Основной принцип ориентирования по часам со стрелками

Несмотря на видимую простоту ориентирования по часам, у этого процесса есть свои нюансы. Чтобы научить ребенка правильно ориентироваться, нужно детально рассмотреть порядок данного процесса (рисунок 2).

Для самого точного ориентирования нужно точно знать такой показатель, как истинный полдень. Это период суток, когда солнце находится в зените и отбрасывает самую короткую тень

При этом важно учитывать, что для каждого конкретного региона этот показатель будет своим

Некоторые неточности могут возникнуть и из-за смещения к востоку или западу от места определения истинного полдня. Ошибка в градусах будет соответствовать расстоянию в градусах долготы до меридиана, где определялся истинный полдень.

Рисунок 2. Проще всего ориентироваться по часам со стрелками

Погрешности в измерениях возникают и в том случае, если изначально неправильно был наклонен циферблат часов. Если действовать по науке, он должен находиться в плоскости небесного экватора. Однако на практике эти погрешности настолько незначительные, что не играют решающей роли в ориентировании.

Продуктивные и лёгкие приёмы обучения устройству часов

Обучение определению времени по часам целесообразно опять-таки разбить на отдельные занятия.

Запоминание и понимание чисел

Многие старшие дошкольники уже хорошо умеют считать, некоторые дети даже до ста

Однако в данном случае важно запомнить числа, кратные пяти (5, 10, 15, 20 и т. д

до 60).

Даже если малыш хорошо умеет считать, важно, чтобы он выделял числа, кратные пяти

Знакомство с циферблатом и стрелками

Знакомить ребёнка с циферблатом проще на игрушечных часах. Они бывают плоскими или же более объёмными. Главное — чтобы отчётливо были видны цифры и легко вращались стрелки.

Обучать ребёнка лучше не на настоящих часах, а на игрушечных, где отчётливо видны цифры и легко вращаются стрелки

Сделать такую вещь можно и самостоятельно из обычного картона или одноразовой тарелки.

Сделать часы для обучения можно и самостоятельно

Нужно рассказать малышу, что поверхность часов называется циферблатом. Его можно сравнить с пирогом или апельсином: его можно мысленно разделить на кусочки или дольки. На циферблате есть две стрелки: более короткая (она показывает часы) и длинная (показывает минуты).

Далее взрослый объясняет, что хотя в сутках и 24 часа, на циферблате отражено только 12 цифр. Всё дело в том, что за сутки часовая стрелка (короткая) обходит круг два раза.

Учим определять часы на тренажёре с маленькой стрелкой

Вначале стоит акцентировать внимание ребёнка на движении часовой стрелки (минутную пока не трогаем). Например, мы ставим короткую стрелку на отметку «2» и объясняем малышу, что часы показывают, соответственно, 2 часа (если позволяет конструкция игрушечных часов, минутную стрелку можно пока снять)

Затем дошкольнику предлагается самому выставить время, которое скажет ему взрослый.

Вначале пусть малыш научится определять точное время (только часы, без минут)

Переходим к минутам

Затем к обучению присоединяется минутная стрелка. Вначале лучше всего объяснить дошкольнику понятие «полчаса» — когда длинная стрелка стоит на отметке «6» (одновременно «30»). Можно сравнить это с половиной пирога.

После этого переходим к понятию «15 минут» (цифра «3» на циферблате, или четверть пирога).

Вначале проще показать, что такое полчаса и 15 минут

После этого уже переходим к остальным минутным промежуткам — демонстрируем ребёнку все возможные варианты и предлагаем ему самостоятельно выставить тот или иной по заданию взрослого.

Пусть дошкольник показывает на часах самые разные временные промежутки в минутах

Затем следует рассказать ребёнку, что минутная стрелка может стоять не только на отметке, кратной пяти, но и на других делениях (например, она может показывать 6, 14, 27 минут и т. д

Нужно обратить внимание малыша, что эти деления чаще всего не подписаны, а просто отмечены короткими отрезками или точками. Это делается, чтобы не загромождать циферблат

Нужно обратить внимание, что стрелка не всегда может указывать на цифру, кратную пяти

Объединяем часы и минуты и учим узнавать время на часах

Когда кроха научиться отдельно показывать на циферблате заданные часы и минуты, можно объединять эти единицы. Опять-таки вначале взрослый показывает различные примеры, например, 2 часа 15 минут. Затем уже тренируется дошкольник.

Ребёнок должен понять, что когда движется минутная стрелка, то медленно перемещается и часовая

Как наглядно объяснить «дневное» и «ночное» время

И последний этап обучения — объяснить ребёнку, что существует «ночное» и «дневное» время (мы уже говорили ему ранее, что в сутках 24 часа, и часовая стрелка за это время дважды обходит циферблат).

Разобраться с этой сложностью лучше всего поможет специальный тренажёр, который легко сделать своими руками:

  1. Нужно вырезать два картонных круга одинакового размера, но разного цвета. Первый будет «дневной», на нём пишутся цифры от 1 до 12. Второй, соответственно, «ночной» (цифры от 13 до 24). На первом циферблате делаются небольшие надрезы — так, чтобы цифру можно было слегка отогнуть. Также изготавливаются стрелки.

  2. Циферблаты скрепляются между собой (их фиксируют стрелки). Сверху находится «дневная» часть. Затем мы показываем ребёнку, например, 4 часа утра и показываем, какая «ночная» цифра этому соответствует (это будет 16 часов).

Тренажёр поможет ребёнку запомнить, какие «ночные» цифры соответствуют «дневным»

Знакомим ребенка с электронными, солнечными, песочными часами

Когда ребенок научился определять время по часам со стрелками, пора познакомить его и с другими часами. Вам есть, куда двигаться дальше! Знакомство с электронными, солнечными, песочными часами поможет ребенку углубить свое понимание времени. Тем более, с ними будет не менее интересно разобраться.

Электронные часы более условны, чем часы со стрелками, по ним не отследить ход времени наглядно. Но если ребенок разобрался с тем, как считаются часы и минуты, то проблем возникнуть не должно. Обзаведитесь электронными часами и поручайте ребенку следить за временем и на них. В той же программе телепередач всегда указано время в электронном формате, поэтому первым делом можно запомнить, во сколько начинаются мультики и детские передачи.

Солнечные часы больше похожи на часы со стрелками, поэтому с ними будет проще разобраться. Осталось дождаться солнечного дня, начертить на песке круг, установить в центре деревянную палочку, сверить время с механическими часами и дорисовать циферблат. И можно завороженно наблюдать, как тень от палочки постепенно ползет по часовой стрелке.

Песочные часы также будет удобнее всего сопоставить со стрелочными. Они отмеряют совсем небольшие промежутки времени. Предложите ребенку одновременно наблюдать за секундной стрелкой на механических часах и ходом времени в песочных часах. Кстати, с ними намного веселее выполнять задания на время: застелить постель, сложить все игрушки в коробку и т.д., пока песок не перестанет сыпаться.

Научить ребенка понимать время не так сложно, как кажется. Решив эту проблему в детстве, вы поможете ребенку стать человеком пунктуальным, для которого ощущение времени не будет слабым местом.

В 5-7 лет у большинства детей — пик познавательной активности. И это во многом лучшее время, чтобы вместе интересно и разнообразно развиваться. Пока ребёнка не затянуло в школьные будни.

Родителям в помощь — занимательные логические задания, упражнения на развитие мышления, внимания, памяти и речи. Поделиться с друзьями: Подключайте к ЛогикЛайк

Тренируйтесь по 20 минут в день и наблюдайте прогресс уже через несколько месяцев. Ребёнок начнёт лучше понимать любую новую информацию.

Зачем ребёнку нужно уметь определять время?

Трудно даже представить человека, не умеющего ориентироваться во времени – он не будет знать, когда ему выходить на работу, сколько времени туда добираться, когда приступать к обеду, когда просыпаться или ложиться спать. Так же и малыш не может представить, сколько ещё ждать, пока мама, наконец, заберёт его из садика. Когда его просят подождать всего 5 минут, он начнёт капризничать, ибо не знает, насколько это долго – может целый день? Когда ребёнок достигнет уже того возраста, когда его уже можно будет оставлять дома одного, а он всё еще не будет разбираться во времени, то слова о возвращении через 2 часа вряд ли его успокоят, поскольку он будет растерян.Чтобы малыш мог ориентироваться в таких ситуациях, и был заодно более дисциплинированным и более готовым к школе, его следует научить определению времени по часам.
Кстати, большинство первоклашек ещё не могут определить время по стрелочным часам, это установлено медиками. Часто кажется, что первоклашка вот-вот разберётся с циферблатом и сможет точно определять по нему время, но он ещё долгое время может путаться в его показаниях. Возможно, подобная трудность детского восприятия заключается в необходимости наложения в сознании двух циферблатов – часового и минутного, что для детского разума является слишком сложной задачей. Поэтому не так просто учить ребёнка разбираться во времени по классическим часам.

По часам как по компасу

Таких способов, на самом деле много. Подробно о них можно почитать в книгах, заметках путешественника или в нашей статье “Как ориентироваться по компасу“. Чтобы пользоваться часами как компасам, нужно соблюдать некоторые требования.

  • Итак, для начала нужно дождаться Луны.
  • Следующим шагом, стоит разделить на шесть равных частей лунный диск.
  • Определяем, сколько таких частей находятся в зоне видимости.
  • И пошли главные действия.
  • В зависимости от этапа лунного периода, мы либо отнимаем эти деления, если она нарастает, либо прибавляем, если она убывает.
  • Вот и все, это очень легко и любой человек с этим может справиться!

Если хотите быть уверенным в себе, в своих знаниях по ориентированию, нужно тренироваться. После пару тренировок, вы уже почувствуете себя Робинзоном Крузо! Это легко, стоит лишь только попробовать!

Тренировка

Чтобы закрепить знания, следует сыграть с ребенком в игру «Часы». Для нее потребуются те часы, которыми семья располагает: детские, старые настенные с большими стрелками, картонные. Задать игровую атмосферу поможет выдуманная история – например, нам надо помочь сказочному герою добраться до дома, верно разгадав загадки про время от злой колдуньи.

Имеется два типа заданий.

  1. Родитель говорит время, ребенок выставляет его на часах. Для этого задания лучше всего подойдет красочный картонный вариант со стрелками.
  2. Время на циферблате выставляет взрослый, задача малыша – назвать его точно. Следует действовать по принципу «от простого к сложному».

Заниматься лучше каждый день, но недолго, чтобы ребенок не успел устать и потерять интерес к обучению.

С помощью руки и линии горизонта

Если вы оказались вдали от цивилизации, например, заплутав в лесу, примерно узнать время вам поможет всего лишь ваша рука и солнце. Выйдите на местность, где ничто не загораживает линию горизонта. Выставите руку вперед, ладонью к себе, и совместите мизинец с линией горизонта. Согните большой палец, чтобы он не мешал вам. Вторую руку поставьте над первой в таком же положении, ладонью к себе, приложив их одна к другой друг над другом. Делайте так, пока верхняя граница вашей руки совпадет с нижней границей солнца. После этого просто пересчитайте пальцы, которые поместились между горизонтом и солнцем, каждый из них — это примерно 15 минут.