Почему похожи форменная одежда кубанских казаков и традиционный костюм народов кавказа

Содержание

Факты из истории

Кубанские казаки являли собой часть казачества, проживающего на Северном Кавказе.

Кубанское казачье войско было сформировано в 1860 году. Оно состояло из Черноморского и части Кавказского линейного войск, которые имели свои устои, особенности организации и прохождения военной службы.

К окончанию восемнадцатого века, вследствие большого количества политических побед, одержанных Россией, необходимость проживания казаков на территории их родины (Малороссии), в целях охраны границ юга страны, потеряла свою актуальность. Екатерина II подвергла Запорожскую Сечь расформированию.

На принятие данного решения императрицу подтолкнули определенные обстоятельства. Казаки постоянно устраивали погромы поселений сербов, в тот же отрезок времени они поддержали восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Несколько тысяч казаков сбежало. Они поселились в устье Дуная, получили покровительство турецкого султана и образовали Задунайскую Сечь.

Через определенное время они снова «повернулись лицом» к России. Войско запорожцев внесло неоценимый вклад в победу над турками и за это получило в вечное пользование земли Кубани и Тамани.

Влияние кавказских традиций

Близость Кавказа, который также был довольно закрытым для властей пространством, оказал непосредственное воздействие на вид казачьего национального костюма. Особенно заметны эти изменения были в одежде казачьего войска. Выяснилось, что  наряд воина-горца значительно удобнее казачьего. Он не сковывал действий при передвижении верхом на коне, не мешал обращению с оружием.

Очень удобной оказалась бурка, которая согревала в холода, могла использоваться как надежное укрытие в холода. Кроме того, она стирала социальные грани: независимо от положения в обществе и достатка, она была у каждого горца и казака

Казачьи папахи

Привлекал внимание и головной убор. У кавказцев и казаков любимой была шапка – папаха

Шили ее из овчины. Она не была нарядной, но удобной и надежно защищающей голову. Казачья папаха выглядела иначе: низкой, с плоским верхом, или высокой конусообразной.

Для богатых казаков ее шили  из собольего или куньего меха. Верх выполнялся из синего или красного бархата, расшивался золотом. Казаки победнее носили барашковую папаху или изготовленную из стриженого меха овчины, а верх изготавливался из цветного сукна.

Во время боевых действий казаки носили шапки, сшитые из меха волка, медведя или барана – только этот мех смягчал удар по голове.

Хоть у горцев и казаков шапки отличались по форме, они были обязательной принадлежностью и гордостью мужчины.

Черкеска – удобство и красота

Со временем претерпела изменения верхняя одежда казаков. Поверх зипуна (жупана) обычно надевался кафтан, но со временем ему на смену пришла элегантная, сидящая точно по фигуре черкеска. Украшенная газырями, которые первоначально имели не декоративное, а практическое назначение: в них вкладывались ружейные патроны – придавала вид воинской одежды.

Элегантность черкески покорила казаков, и они стали использовать ее как свой элемент одежды. Мода на черкески в начале XIX века пришла и в русскую армию. Ношение офицерами казачьего мужского костюма, куда входила черкеска, считалось особым шиком, а женщины были без ума от подтянутых молодых офицеров, щеголявших на балах в черкесках.

Широкие шаровары, которыми хвалились первые представители казачества, со временем стали значительно уже, что не только добавляло удобств при передвижении пешим ходом и на коне, но и значительно экономило деньги: ткани на шитье затрачивалось значительно меньше.

Удобство и красота горской мужской одежды привели к тому, что уже в 80-е годы XVIII века она почти полностью заменила прежний воинский костюм казака. Единая форма одежды казачьего войска  Азовского, Таганрогского полков и крепости Дмитрия Ростовского стала состоять из кафтана, бешмета с узкими длинными рукавами и воротником-стойкой, шаровары, которые легко заправлялись в сапоги и кубанок с суконным верхом.

Ход НОД:

В групповой комнате смоделирована кубанская хата.

Педагог: «Сегодня мы с вами отправимся в музей. Скажите, пожалуйста, какие правила поведения необходимо выполнять в музее?» (ответы детей).

Педагог: «Молодцы, ребята, и все эти правила необходимо выполнять и знать. Но нам пора в музей. Мы с вами попали в музей казачества. Вспомните, пожалуйста, кто такие казаки? (ответы детей). Давайте рассмотрим казачью хату. Посмотрите на стены, видите узор, которым они расписаны? Кто помнит, как он называется? (Дети: Петриковская роспись).

Педагог: Давайте вспомним, для чего ею украшали стены домов казаки? (ответы детей). Да, ребята, ею украшали стены, не только чтобы отпугнуть нечистую силу, но еще и позвать в дом здоровье и достаток. Смотрите вот стоит хозяйка и кормилица хаты — печь. Как ее еще называют? (Дети: русская печь). Правильно, ребята, и хотя в ней каждый день готовили, и горел открытый огонь, и были угли, она всегда была белоснежная, как у этой хозяйки. Как вы думаете, что говорили о такой хозяйке (ответы детей не комментируются).

Педагог: Но смотрите, здесь есть еще много интересных вещей, давайте попробуем узнать и назвать их. (дети самостоятельно называют прялку, люльку, стол, скамью, половицы, рушники, кухонную утварь). Молодцы, ребята, эти все предметы были очень важны в каждом доме. А вот это ребята пяльца, они нужны были казачке для того, чтобы вышивать красивые узоры не только на рушниках, но и на костюмах. Ведь очень ценилась одежда, шитая матерью или женой.

Посмотрите, вот висят костюмы казака и казачки. Мы с вами уже рассматривали костюм казака, поэтому давайте вспомним, из чего он состоит. (на предыдущих занятиях дети знакомились с костюмом казака (черкеска, папаха, башлык, рубаха, шаровары, а также с особенностями их ношения. Поэтому педагог показывает предмет костюма, дети стараются назвать его, если они затрудняются, педагог им помогает).

Педагог интересуется: «А кто помнит, что такое газыри и что означало, если концы башлыка были заброшены за плечи казака?» (газыри – это кармашки для патронов на черкеске казака, а заброшенные за плечи концы башлыка говорили о том, что казак гуляет, ему не надо собираться в поход).

Правильно, ребята. А теперь посмотрите на наряд казачки. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.

Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Но самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.

Изготовление кубанского национального костюмасвязано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды. Ребята, кто скажет, из чего состоял женский костюм? (Дети: Костюм состоял из юбки и кофты).

Воспитатель: А шили одежду из ситца, шелка, бархата. Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили шить пышными. Кофты же украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.

Воспитатель: Как вы думаете, как в праздники одевались казачки? (Дети: На праздники казачки надевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата).

Воспитатель: Правильно, ребята. На голову надевали красивые платки, на ноги надевали полусапожки. Украшали шею бусами и монистами, украшениями из янтаря.

А ещё все женщины носили кружевные платки, без них нельзя было появляться на люди. Так же как казаку нельзя было ходить без фуражки или шапки.

Холодной зимой женщины-казачки одевали стеганую «кохту» с глубоким запахом. Это было очень удобно, можно было выносить ребенка на улицу, не заворачивая его в одеяло. На ноги зимой одевали валенки.

Воспитатель: А как же украшались рукава рубах? (Дети: Рукава украшались кубанским орнаментом, вышивкой).

Воспитатель: Здесь на столе разложены картинки с эскизом костюма казачки, я предлагаю вам сейчас попробовать украсить костюм кубанским орнаментом.

(дети украшают эскизы кубанской вышивкой)

Педагог: Молодцы, ребята. Красивые костюмы у вас получились. Но в наше время такие костюмы уже не носят. Кубанские народные костюмы достались нам в наследство от предков. Народные песни и танцы исполняют артисты, одетые в национальные одежды, мы с вами смотрели выступление Казачьего хора. В музеях бережно хранятся костюмы, которые изготовили старые мастера и они уцелели до наших дней. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками. А иногда, по особым праздникам можем и пощеголять в кубанских казачьих костюмах, как настоящие казаки и казачки.

Особенности формы кубанского казачества

Как у любого другого казачьего объединения, имеется своя форма одежды у кубанских казаков. В ней нашли отражение не только сами казачьи традиции, но и влияние кавказских обычаев. Например, это черкеска, которую можно увидеть в знаменитом фильме, на концертной сцене, где выступают казачьи коллективы. Обязательна также папаха – она соединила в себе одновременно головные уборы горцев и традиционных запорожских казаков. Папаха называется «кубанкой», создается из овчины, с обшивкой галунами.

Современная форма кубанских казаков включает в себя:

  • папаху;
  • фуражку;
  • куртку;
  • пальто (для старших чинов);
  • китель;
  • шаровары и брюки;
  • рубашку с погонами,
  • кинжал на поясе.

Кстати, погоны кубанских казаков могут многое сказать о разнице казачьих званий. Так, младшие чины (от казака до старшего вахмистра) предусмотрены погоны синего цвета. У старших чинов погоны серо-серебристые. Различия обозначаются с помощью нашивок, звездочек.

Презентация на тему: » Особенности кубанского казачьего костюма Подготовила : О.Г. Кудрявец концертмейстер 2015 год Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного.» — Транскрипт:

1

Особенности кубанского казачьего костюма Подготовила : О.Г. Кудрявец концертмейстер 2015 год Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования для детей 1 станицы Павловской муниципального образования Павловский район

2

Казачий костюм вобрал в себя элементы украинской, русской и кавказской одежды. Казачий костюм вобрал в себя элементы украинской, русской и кавказской одежды. Народная одежда различалась : по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная); возрасту; семейному положению;

3

черкеска шаровары сапоги рубаха бурка папаха бешмет башлык

4

Термин « бешмет » заимствован у народов Кавказа. Шили бешмет из разнообразных тканей ярких цветов, носили его на выпуск.

5

Изобретение шаровар приписывают скифам. Шаровары шили из сукна темных тонов на очкуре (шнурке), поскольку застежки из пуговиц и крючков не выдерживали джигитовки.

6

Покрой её целиком взят у горских народов Кавказа На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу. «Газырь» в переводе означает «готов». Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом.

7

Название, вероятно, от русского обозначения цвета – «бурый». На привале служила подстилкой и одеялом одновременно, наброшенная на колья, играла роль заслона или палатки, надетая на плечи, маскировала оружие и спасала его от сырости.

8

Папаха казака или кубанка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. В шапки зашивали иконки и охранительные молитвы. За отворот клали особо ценные бумаги и приказы.

9

Слово произошло от тюркского «баш» голова, и на самом деле башлык был головным убором казаков, который носился поверх папахи. Он давал некоторые сведения о хозяине: завязанный на груди башлык означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещен на груди следует по делу, концы заброшены за спину – свободен, отдыхает.

10

Существовало большое разнообразие сапог – без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Ичиги Чирики Черевики

11

кохта юбка шлычка сорочка черевики

12

Юбки одевали поверх рубахи: нижняя ситцевая, затем холщовая (сотканная из конопляных ниток) и одна или больше из фабричных тканей сатиновых, ситцевых, а то и шелковых

Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами

13

Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кохта. В зависимости от покроя она называлась кохтой, блузкой, матине, кирасой,гусарской.

14

Эта длинная, часто почти до щиколотки, нательная одежда являлась порой единственной одеждой на теле человека, т. е. самостоятельным костюмом.

15

После венчания женщины всегда ходили с покрытой головой и даже спали в платке. В праздники носили яркие платки с крупным разноцветным узором и шлычку.

16

В начале 20 века праздничной обувью были фабричные туфли, полусапожки, при этом на ногах казачки обязательно должны были быть чулки, ведь даже летом без них и с короткими рукавами невестке запрещалось показываться перед свекром. чувяки черевики чирики

17

Кубанский народный костюм раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

Головные уборы и прически терских казачек

Сорочка

Головной убор гребенской казачки по мнению Ф.С. Гребенца, представляет из себя смесь головного убора женщин Рязанской губернии, армянок и грузинок. Замужние казачки заплетали на голове 2 косы и укладывали их на темени. На висках оставляются «букли». На косы одевался «подкосник» («подкосок» или «кокошник»). «Подкосник» делался из деревянной палочки по длине лба, которая обтягивалась ватой и обшивалась ситцем; затем из ваты скручивался полукруг, который также обшивался ситцем. Обе эти части скрепляли вместе так, чтобы образовывался полукруг. Полукруг одевается к затылку, а прямой палочкой ко лбу. Косы с «подкосником» подвязывали «сорочкой» (род очипка), поверх которой «стагаш» (или «стягашник») — шелковый алый, кашемировый или ситцевый платок, концы которого завязываются на затылке. Последней надевали «ширинку» — большой батистовый или шелковый платок с загибкой по середине («сгибкой»), которая делалась зубами, но чаще утюгом по центру свернутого угол с углом платка . Платок также завязывали на русский манер под подбородком . Вся конструкция описанного головного убора значительно увеличивала размеры головы и придавала ей немного квадратный вид. Девушки заплетали одну косу, которая опускалась до талии, сразу на волосы повязывали «стягашник, «поверх которого надевали «ширинку» или платок как у замужних женщин .

  • Весь комплект головного убора «Сорочка»: подкосник, сорочка, стягашник, ширинка
  • Часть головного убора «Сорочка»
  • Часть головного убора гребенских казачек — Сорочки — «Подкосник» в исполнении ателье «Меланья»

Аналогичные головные уборы носили казачки ст. Бороздинской и, вероятно, иных станиц Кизляро-Гребенского полка.

  • Гребенская казачка в «сорочке», нач. XX в.
  • Е.Е. Лансере. Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной.1928 г. Бумага, гуашь, темпера.

    Гребенская казачка в сорочке (красная деталь под платком — стягашник)

  • «Казачка ст. Червленой» Г.Г.Гагарин. акварель середина XIXв.
    Незамужняя девушка-казачка в стягашнике и ширинке

Шлычка

Женщины ст. Ищерской носили на голове шлычки вроде чепцов, а сверх шлычки надевали шелковые, кашемировые или кумачные повязки. Летом в праздник носили одни повязки на головах без платков.

Шлычка Мартыненок Д.В. Ставропольский край

Куталка

— способ повязывания платка для сохранения кожи лица от загара во время полевых и домашних работ, схожий с донской зануздалкой.

терские казачки в куталках. Рисунок Е. Лансере

«Для сохранения кожи лица и рук от загара они и на работе в поле и садах, а так же дома, «кутаются», обвязывая лицо платком настолько, что оставляют видными только одни жгучие глаза.»

«Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком.»

«Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковою целью употребляется для лица особый вид повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком замаскированном виде девушка может усиленно работать в летнюю страду.»

Подготовка воинов

Кубанское казачье войско владело навыками специальных знаний, связанных с военной службой. Они имели свою систему подготовки воинов. С детских лет мальчиков в кубанских станицах обучали верховой езде, владению оружием. Будущие воины принимали участие в кулачных боях, скачках, специальных военных маневрах.

Кубанское войско имело собственную систему выживания в экстремальных условиях. Казаки, в особенности пластуны, умели стойко переносить голод, холод, сами не оставляли никаких следов, но могли читать чужие, и многое другое.

Кубанское казачье войско принимало участие во всех войнах конца 19-начала 20 веков. За ратные подвиги казакам вручали награды сами императоры.

Доблесть и отвага были присущи этим людям, их войско славилось традициями, передаваемыми из века в век.

Особенности женского наряда

Со временем крой костюма и его элементы изменялись. Они наиболее ярко видны в мужской одежде.

Женский казачий костюм мало менялся с течением времени, зато в нем более выражены этнические особенности отделки и формы одежды, обуви, головных уборов. Это объяснялось тем, что женщины долго сохраняли в своей одежде традиционные черты наряда тех мест, из которых они пришли на Дон.

Кроме того, среди новоявленных казачек было много татарок, турчанок, ногайских женщин, которые попадали к казакам как пленницы. Они вносили в женские костюмы элементы своих народов, что делало одежду яркой и неповторимой. Головные уборы казачьих костюмов женщин тоже были разнообразны, порой, самых причудливых форм.

И только в XIX веке старинные казачьи костюмы женщин уходят в прошлое. Под влиянием городской моды им на смену приходит так называемая парочка: наряд, состоящий из юбки и кофты.

Места расселения казаков было довольно широки, но особенно велика их концентрация была на Дону и Кубани; позднее их поселения появились и на берегах бурного Терека. С точки зрения целесообразности их расселения, выбор этих мест был полностью оправдан. Долгое время юг России был недосягаем для императорской власти.

Казачья вольница, объединившая беглых крестьян, бунтарей, обездоленный люд представляла серьезную опасность для власти. Они не только хотели ей подчиняться, не выполняли указы, и распоряжения, но могли и физически уничтожить приехавшего к ним чиновника, если в его лице подозревали опасность ущемления своих прав. Поэтому чиновничье племя не стремилось лишний раз появляться здесь.

Оружие воина-казака

Жених наряжался в военный казачий костюм с кинжалом. На ногах — кожаные сапоги со скрипом.

Обязательной принадлежностью казака была нагайка – не менее страшное и эффективное боевое оружие, использование которого могло выбить противника из седла, обезоружить и даже нанести смертельные раны. Она отличалась компактностью, изготавливалась из кожи с мягким плетением, отличалась прочностью. Для удобства ее носили за голенищем.

В бою она висела на  руке: темляк был сделан не в торце ручки, а в месте перехода рукояти в плеть. Это не мешало держать поводья лошади, в случае необходимости, плетка в любой момент могла оказаться в руке.

Использовали нагайки и в быту, как весьма эффективное «воспитательное средство»: непослушных детей и неверных жен не раз ими «охаживали» по спине и пониже. Не стеснялись и принародно  наказать плетью и провинившихся казаков. Носить нагайку имел право только женатый мужчина.

Не являлась холодным оружием, но, в случае необходимости, могла защитить своего владельца от неожиданного нападения волчатка – более короткая нагайка. Ею первоначально действительно отбивались от нападения волков, а позднее стали использовать для самообороны.

Казаки Кубанского казачьего войска

Данное войско состояло из определенных групп казаков:

  • Черноморские казаки. В 1792 году Екатерина II посоветовала атаману Головатому переселить черноморцев на новые территории. К 1793 году около 25000 казаков поменяли место жительства. Перед ними ставились определенные задачи: освоение заселенных земель, создание линии обороны.
  • Линейные казаки. Это казачество донской земли, поменявшее место жительства на Кубань.
  • Приписные казаки. В 19 веке на Кубань переезжали солдаты, вышедшие в отставку, государственные крестьяне, рекруты. Все они зачислялись в казаки, селились в имеющиеся станицы, а в некоторых случаях, даже создавали новые поселения.

Кубанское казачье войско можно назвать свободным воинским формированием. Казаки проживали на одном месте, занимались сельским хозяйством. Они воевали только в случае необходимости, отстаивая интересы Государства Российского.

На кубанские земли стекались пришлые и беглые люди из центральных уголков страны. Они смешивались с проживающим здесь населением, их принимали за «своих».

Рогатая кичка

Рогатые головные уборы известны всем восточным славянам, и носили  их исключительно только замужние женщины и никогда девицы. Рогатые кички носили казачки средней и верхней части Дона, а также сохранены некрасовскими казачками в период эмиграции. Формы кичек и их декор также существенно отличались в зависимости от местности:

Кички с высокими рогами описаны С.Г. Гмелиным и Е. Кательниковым . Бытовали кички такого типа в ст. В-Кумоярской и ее окрестностях (средний Дон). Представляли собой сложный головной убор, состоящий из шапочки с рогами (кички), сороки, позатыльника, и покрывалась сырцовым сальником. В районе лба на кичке был круг, называемый «прямок».

«Историческое сведение о Верхне-Курмоярской станице»// Донские Ведомости, 1860,№12-16; в «Чтениях Моск. Общ. Истор. Древ.»

В словаре донского говора А.В. Миртова головной убор, соответствующий кичке называн «волосником»: «- головной убор Донских казачек в старину, очень пышное головное украшение в образе сетки, убранной жемчугом с высокими и широкими рогами /до 25-30 смтр.»

Аналогичная рогатая кичка была сохранена некрасовскими казачками, проживавшими на берегу о. Майнос в Турции. Сейчас эти кички хранятся в музеях Ростовской области и периодически выставляются в экспозиции.

«… наряд был поистине оригинален: на голове высокая “кичка” о двух рогах золотной парчи под желтым шелковым прозрачным покрывалом, накинутым поверх рогов, волоса надо лбом и на висках подвиты; с кички около ушей спускаются подвески из серебряных цепочек с разнообразными подвесками; наряд, о сходстве которого с древнерусским мы судить не беремся, но никакому сомнению подлежать,  кажется, не может, что этот наряд остался неизменным со времен ухода некрасовцев с Дона.».

  • Рогатая кичка некрасовских казачек. Выставка «Серебряная кладовая» (Россия, Ростов-на-Дону, 2015)
  • Рогатая кичка некрасовских казачек. Выставка «Серебряная кладовая» (Россия, Ростов-на-Дону, 2015)

Кичка состояла из трех частей: рогов, сороки, и позатыльника. «Рогами» называли полотняную шапочку с рогами из твердого материала, крепилась на голове такая шапочка  тесемками. Затем сзади привязывали  увешанный сплошь монетами позатыльник. Сверху на рога надевали сороку, вышитую по кругу жемчугом, каменьями золотыми и серебряными нитками. По окружности  к кичке пришивались монетки (обнизка), а в районе висков кисточки из цепочек с подвесками, называемые кутазики. Завершал головной убор платок из тонкого прозрачного шелка, накидываемый сверху на рога.

Рогатую кичку некрасовская казачка впервые надевала в день своей свадьбы и носила по праздникам вплоть до рождения первенца, это говорит о том, что отражала она в первую очередь детородный период в жизни женщины и символизировала материнство и продолжение рода. Кроме того, кичка служила знаком этноконфессиональной принадлежности казачек в иноэтничной и иноконфессиональной стране и, возможно, поэтому так долго сохранилась.

  • Донской казак в обычной одежде и казачка в повседневной летней одежде. Материалы экспедиции И.А. Гюльденштедта, 1787 г. (Из кн. «М.В. Ломоносов и академические экспедиции XVIII века». М., 2011)
  • Мещанка и казачка в верхнем платье. Материалы экспедиции И.А. Гюльденштедта, 1787 г. (из кн. «М.В.Ломоносов и академические экспедиции XVIII века». М., 2011)

В станицах верхнего Дона носили кички с невысокими рожками. А. Ригельман в 18 веке описывал: «У простых и небогатых в верховых станицах жены носят с двумя рожками посредственные и малые кички с сороками, шитые шелками и простой бумажной пряжей». В отличие от праздничной кички некрасовских казачек и казачек среднего дона, на верхнем Дону, судя по иллюстрации работающей женщины к книге А. Ригельмана , и рисункам экспедиции И. А. Гюльденштедта в 1770—1773 гг. , кички были, в том числе, и повседневным головным убором. Украшения таких кичек были не столь обильными, как описанные выше, и ограничивались разве что вышивкой.

Подводя итог, можно сказать, что рогатая кичка символизирует в себе женское предназначение, материнство и начало новой жизни. Именно поэтому я выбрала такую кичку для логотипа своего бренда «Меланья» как отражение архаичного представление наших предков о женственности и продолжении рода.

Как начиналась история кубанских казаков

О том, как началась история казачества на Кубани, написано довольно много. Вместе с тем, существует определенная путаница, а кое-где и подмена фактов. Сегодня превалирует мнение об основании Кубанского казачьего войска запорожскими казаками. Исходя из этого, некоторые самодеятельные историки пытаются вывести версию об исторической принадлежности самой Кубани запорожским казакам. Но если рассмотреть, что представляет собой история кубанского казачества, то, оказывается, все не так просто.

До конца 18 столетия плодородные территории правого побережья реки Кубань заселялись очень слабо. Возможно, сказывалась близость Османской империи, исходящая постоянная угроза. В то же время эти земли находились неподалеку от месторасположения донских казаков, которые старались некоторым образом продвинуть свое влияние на юг.

Запорожская Сечь во второй половине XVIII века начала утрачивать актуальность. Россия вела успешные войны с Турцией, оттесняя ее от своих земель, приобретая новые территории с выходом к Черному морю. Одновременно разваливалась, Речь Посполитая. Если наличие казацких поселений по южным рубежам империи в начале века было оправданным, то к концу столетия эта необходимость отпала.

Екатерина Вторая решила упразднить Запорожскую Сечь, переселить казаков. Сделано это было, в том числе, потому, что крупные казачьи объединения в то время представляли собой слишком грозную, не всегда управляемую верхами силу. Таким образом, в 1775 году расформированные запорожские казаки оказались не у дел. Однако роль сыграл и фаворит императрицы Григорий Потемкин. Мало кому известно, что он, под псевдонимом Грицко Нечеса, был записан в общину казаков. Именно Потемкин всячески способствовал становлению кубанских казаков, истории их возникновения под этим названием.

Поскольку Османская империя не собиралась сдаваться, в перспективе маячила опасность новой войны, Екатерина согласилась с мнением Потемкина, что казачество может принести пользу. Было создано Войско верных запорожцев, участвовавших в войне Росси с Турцией 1787-1792 годов. Затем участники его были переименованы в Черноморское казачье войско, им позволили расселиться в таманских окрестностях, по правобережью Кубани. На тот момент здесь уже проживали семьи волжских, донских казаков. Все эти люди стали предшественниками кубанских казаков, образовав впоследствии Кубанское войско.

Форма казаков

У любого народа имеются свои обычаи и отличительные особенности, которые находят отражение в одежде. Форма Кубанского казачьего войска отличалась определенным стилем. Ею гордились станичные воины.

Форма много раз подвергалась изменениям. Значительное влияние на данное обстоятельство оказывали традиции народов Кавказа. Полностью она была утверждена в середине 19 века.

Кубанское казачье войско (история свидетельствует об этом) имело форму, в которую входили определенные элементы одежды:

  • Брюки свободного покроя под названием шаровары.
  • Черкеска — кафтан из сукна, расклешенный на талии.
  • Рубаха, стеганый полукафтан — бешмет.
  • Архалук — кафтан, прилегающий к телу и имеющий высокий стоячий воротник.
  • Капюшон — башлык.
  • Зимняя бурка.
  • Головной убор из овчины или каракуля, имеющий название папаха.
  • Сапоги.

Башлык являлся источником информации о носившем его казаке. Если он был связан узлом на груди, это указывало на то, что казак находится на срочной службе. Капюшон, перекрещенный на груди, свидетельствовал, что его хозяин находится в деловой поездке. Концы башлыка, переброшенные на спину, символизировали окончание срочной службы.

Головные уборы и прически уральских и оренбургских казачек

Кардонка

— головной убор девушек-казачек из картона с кружевными перевязками, лентами или косынкой.

«Это у молодых женщин твердый бумажный, шитый шелком полуобруч вокруг свернутых волос на вершине головы.»

Волосник

— женский головной убор, надеваемый на заплетенные в косы волосы, уложенные на голове. Волосник изготовлялся из картона (полуобруча), обшитого коленкором или шелком с кружевами. Поверх волосника надевалась шелковая косынка, расшитая золотом или серебром. Части волосника: лобок, лобочек, втыльник с дырочкой.

Оренбургская казачка в волоснике

Сорока

— головной женский убор, главным образом замужних женщин и старух, наподобие кокошника. Сорока украшалась жемчугом и драгоценными камнями. Со временем сорока вышла из употребления и сменилась волосником, однако еще носилась в упрощенном виде старухами в виде сороки-волосника во время моления и на покойниц.

Сорока уральской казачки

«Как нарядится она в красный штофный сарафан, с золотыми пуговицами и позументами, как уберет голову жемчужной, с драгоценными камнями сорокой – так просто беда, просто всех наших красавиц перещеголяет, так просто королевной сделается, право слово королевной».

Фото из коллекции Российского Этнографического Музея.Уральская казачка в сороке.

Со временем к концу 19 века традиционная одежда вытеснялась городской модой, однако в сочетании с новой одеждой казачки по-прежнему продолжали носить кардонки и волосники.

Косынка уральской казачки, шитая золотом. Саратовский областной краеведческий музей

.

Обувь

Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.

У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:

  1. Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
  2. Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
  3. Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
  4. Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
  5. Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
  6. Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
  7. Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.

В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.

Организация управления

Полки Кубанского казачьего войска являли собой мощную военную силу

Казаки уделяли особое внимание военной организации и стороне быта

Во главе войска и Кубанской области стоял атаман, назначенный государственной властью. Этот человек приравнивался к командиру дивизии, а также был наделен властью губернатора. Он имел право назначать атаманов, в подчинении у которых находились люди, стоящие у власти в каждом отдельно взятом хуторе или станице.

Основным органом власти в станице был станичный сход. Он выбирал членов правления: атамана и его помощника, судей, писаря и казначея, которые составляли верхушку власти в станице.

Отличие одежды кубанских от донских казаков

Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.

Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.

Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.

Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.

КубанскиеДонские

Проникновение в строевые части

Впрочем, не только казаки отдавали дань кавказскому мужскому костюму, его продуманности, функциональности и красоте. Во время Кавказской войны детали костюма начали проникать в строевые части русской армии, конечно, сначала — в офицерскую среду. Офицерам позволялось несравненно больше, чем рядовым, да и деньги на приобретение экипировки у них явно были

Не стоит сбрасывать со счетов такой фактор, как успех у женщин: одетый по-кавказски офицер отличался от окружения в лучшую сторону и приковывал внимание дам. Хотя, конечно, решающим фактором было удобство и комфорт, с которыми горский костюм позволял вести боевые действия или обеспечивая их во время гарнизонной службы и переходов

Бурка же, войлочный плащ без рукавов, стала практически неотъемлемой деталью кавалерии русской императорской армии и служила верой и правдой и в Первую мировую, и в Гражданскую войны. Не зря канонический образ Василия Чапаева — именно в бурке. Бурка не только защищала от непогоды и служила укрытием на привале, но и могла отразить пулю или стрелу на излёте, скользящий удар холодным оружием — настолько плотной её делали. Бурка — древнейший элемент горского костюма, упоминавшийся ещё Геродотом.

Если же вернуться к теме униформы, то в 60-х годах XIX века горский костюм был признан таковым для Кубанского казачьего войска. В Крымской войне некоторые части линейной русской пехоты были одеты как горцы. За год до Первой мировой войны папаху сделали официальной частью обмундирования пехоты Российской империи. В СССР папаха была зимним головным убором для офицеров от полковника и выше до 1992 года.

Пожалуй, едва ли не единственное неудобство от схожей одежды казаков и горцев во время Кавказской войны — это невозможность сразу определить, кто перед тобой. Но для опознания «свой-чужой» есть разного рода флажки, значки, да речь в конце-концов: горцы не знали русского в массе своей, казаки тоже не были гениями лингвистики. С присоединением Кавказа и эта проблема была решена.