Сезон настал: как предсказать снежную лавину

Содержание

Свойства снега

Важно отметить и классификацию, связанную со свойствами самого снега, являющегося основой лавины. Выделяют сухие, мокрые и влажные. Для первых характерна высокая скорость схождения и мощная разрушающая воздушная волна, причем сами массы формируются при достаточно низких температурах после значительных снегопадов

Влажная лавина — это снег, которому заблагорассудилось покинуть уютные склоны при температуре выше нуля. Скорость движения тут меньше, чем у предыдущих, однако и плотность покрова больше. Кроме того, основа может смерзаться, превращаясь в твердый и опасный пласт. Для мокрых лавин сырьем служит снег вязкий, мокрый, причем масса каждого кубического метра составляет порядка 400-600 кг, а скорость движения — 10-20 м/сек

Для первых характерна высокая скорость схождения и мощная разрушающая воздушная волна, причем сами массы формируются при достаточно низких температурах после значительных снегопадов. Влажная лавина — это снег, которому заблагорассудилось покинуть уютные склоны при температуре выше нуля. Скорость движения тут меньше, чем у предыдущих, однако и плотность покрова больше. Кроме того, основа может смерзаться, превращаясь в твердый и опасный пласт. Для мокрых лавин сырьем служит снег вязкий, мокрый, причем масса каждого кубического метра составляет порядка 400-600 кг, а скорость движения — 10-20 м/сек.

Как выжить, если вас накрыла лавина

«Я помню чувство паники и невероятной беспомощности», — вспоминает лыжник Мэтт Клевенджер, который был погребен под лавиной на глубине около двух метров в декабре 2008 года на Little Water Peak в штате Юта. Он знал, что совсем скоро задохнется, но, к счастью, друзья успели его спасти. Однако далеко не все инциденты, связанные со сходом лавин, заканчиваются так удачно. Ежегодно они убивают более 150 человек по всему миру. Большинство жертв лавин умирают из-за нехватки воздуха, вследствие травм, полученных при обрушении снежной массы, или в результате переохлаждения.


Brilliant Eye | Shutterstock

По словам Пейдж Пагнукко, специалиста Центра по изучению лавин в штате Юта, многие выжившие описывают пережитое как нечто ужасное: словно их сбил грузовик, потом они попали в стиральную машину, а затем оказались обездвижены.

«Если вы под грудой снега, откопать себя самому крайне сложно. Вам остается только ждать, пока кто-нибудь не придет и не спасет вас», — сказал доктор Этан Грин, директор Информационного лавинного центра в Колорадо.

Как выжить, если вас накрыла лавина, и как этого избежать? Эксперты советуют придерживаться следующих правил.

1

Уделите внимание снаряжению. Всегда берите с собой в поход трансивер, лопату и зонд. Если вы оставите свой трансивер включенным и установите его в режим «отправить» или «передать», он издаст сигнал, который поможет остальным членам вашей группы найти вас

Противолавинные подушки безопасности также могут спасти вам жизнь, препятствуя погружению в нижние слои снежной массы, но их эффективность зависит от обстоятельств

Если вы оставите свой трансивер включенным и установите его в режим «отправить» или «передать», он издаст сигнал, который поможет остальным членам вашей группы найти вас. Противолавинные подушки безопасности также могут спасти вам жизнь, препятствуя погружению в нижние слои снежной массы, но их эффективность зависит от обстоятельств

Всегда берите с собой в поход трансивер, лопату и зонд. Если вы оставите свой трансивер включенным и установите его в режим «отправить» или «передать», он издаст сигнал, который поможет остальным членам вашей группы найти вас. Противолавинные подушки безопасности также могут спасти вам жизнь, препятствуя погружению в нижние слои снежной массы, но их эффективность зависит от обстоятельств.

Важно заранее учиться пользоваться снаряжением и поведению в экстремальной ситуации. Это не то, чему вы можете научиться на месте. Во время лавины люди испытывают слишком большой стресс, говорят специалисты

Во время лавины люди испытывают слишком большой стресс, говорят специалисты.

2. Старайтесь удержаться наверху

Если вы находитесь на склоне, который начинает рушиться и скользить, и у вас еще есть возможность уйти, сделайте это. Если путей отступления нет и вас накрыла лавина, плывите, делайте все возможное, чтобы оставаться на вершине снежной массы во время ее движения, пока снег еще рыхлый, потому что когда снег останавливается, он уплотняется и становится похожим на бетон.

3. Убедитесь, что можете дышать

Часто люди, оказавшиеся под лавиной, не могут дышать, когда снег попадает им в уши, нос, рот и глаза. Если даже у них получается сделать вдох, они сразу вдыхают углекислый газ, который выдыхают, и это их убивает.

У вас будет гораздо больше шансов выжить, если вы сумеете продержаться как можно дольше. Для этого надо создать воздушный карман: очистить лицо от снега и прикрыть ладонью, придерживая ремень рюкзака другой рукой.

4. Делайте все возможное, чтобы достичь поверхности

Постарайтесь поднять руку как можно выше, чтобы добраться до поверхности и кто-нибудь мог вас заметить.

5. Сохраняйте спокойствие

Не поддавайтесь панике, дышите медленно, ожидая, пока вас спасут. Если вы посещали курсы, вспомните, чему вас учили.

Предупредительные меры

Для защиты местности и населения в регионах, предрасположенных к схождению селей, оползней и обвалов, планируются предупредительные мероприятия активного и пассивного характера (рисунок 7).

Рисунок 7. Предупредить оползни помогают деревья и специальные бетонные заграждения

К пассивным относятся:

  1. Введение запретов на строительную и горнодобывающую деятельность вблизи опасных участков.
  2. Проведение наблюдений за состоянием земной коры, выявление первых признаков приближающегося бедствия.
  3. Охрана насаждений на склонах гор от незаконной вырубки.

Активные методы представлены такими действиями:

  1. Организация системы оповещения и составление плана эвакуации.
  2. Строительство противоселевых дамб и плотин для задержания селевых потоков и лавин.
  3. Сооружение обводных каналов, отводящих потоки в сторону от населенных пунктов.
  4. Снижение уровня горных озер.
  5. Укрепление склонов гор путем посадки деревьев.

Приведенное ниже видео – яркое доказательство опасности этих грозных явлений природы.

Поделиться

  • 60

8.08.2019
43 313

Классификация и виды лавин. Определение снежной лавины: разновидности, безопасность

Снежные лавины иногда называют «тигром в шкуре ягненка». Это образное сравнение во многом соответствует действительности. Лавины, пришедшие в движение, и низвергающиеся снежные массы — самая страшная, самая коварная опасность гор в любое время года. Попав в лавину из сухого снега, человек задыхается от проникающих в дыхательные пути мельчайших частиц снежной пыли. Лавины из мокрого снега, имеющего колоссальный вес (1 куб. м порошкообразного снега весит 60—80, влажного — 200—300, мокрого — до 800 кг), буквально заживо погребают попавшего в них человека. Более того, при падении лавин из сухого снега, скорость которых достигает 300 км/час, могут возникнуть воздушные волны, имеющие огромную разрушительную силу. Стоит ли удивляться тому, что в период 1-й империалистической войны в Альпах от «белой смерти» погибло около 60 тыс. человек. Последние статистические данные показывают, что и сегодня в Альпах от лавин ежегодно погибают 60—80 человек, а в феврале 1970 года только во Франции во время падения лавины со склонов вершины Дом на туристский отель в местечке Вальд’Изер погибли 74 и получили серьезные травмы 70 туристов. И в нашей стране 28,8% от общего числа несчастных случаев с туристами в горах — следствие лавин.Приведенные цифры наглядно подтверждают необходимость для каждого туриста, уходящего в горы, хорошего знания причин возникновения лавин, признаков лавиноопасности склонов и правил их преодоления, отчетливого представления порядка организации и проведения поисково-спасательных работ.

Причины возникновения лавин

В каждом участке неоднородного снежного покрова возникают сдвигающие силы, направленные вдоль склона, и удерживающие, направленные перпендикулярно склону, величина которых зависит от веса самого снега, его пластичности и характера залегания, обусловленного рельефом местности. Пока эти силы не превосходят предела прочности снега на разрыв и пока сдвигающая сила находится в равновесии с удерживающей, снежный покров находится в устойчивом состоянии (рис. 1). Когда же в зоне максимального растяжения происходит превышение предела прочности снежного покрова и сдвигающие силы превосходят силы трения, наступает разрыв, приводящий к образованию снежной лавины.

Рис. 1

Непосредственными причинами возникновения лавин являются:

Характер склона.

Силу тяжести Р каждого отдельно взятого на склоне объема снежного покрова, направленную по вертикали, то есть к центру Земли, можно разложить на две составляющие: первая — Н — перпендикулярна к поверхности склона и способствует уплотнению снежных масс. Вторая — М — направлена параллельно склону и способствует движению этих масс вдоль склона (рис. 2).

Крутизна склона более 45 градусов

Крутизна склона менее 45 градусовРис. 2Отсюда видно, что возможность образования лавин зависит от крутизны склона. Ясно, что при крутизне склона в 45 градусов, когда Н==М, появляется неустойчивое положение снежного покрова, а при большей крутизне, когда силы соскальзывания превышают силы трения, — движение самих снежных масс. Но здесь нельзя не учитывать характер поверхности склона, так называемую подстилающую поверхность, которая подразделяется на следующие типы: скальный (склон покрыт камнями), растительный (на склоне сохранилась прошлогодняя трава) и снежный (в результате оттепели или фенов на снежной поверхности образовался наст, на который в последствии и легли слои вновь выпавшего снега). Понятно, что величина сцепления выпадающего снега со склоном будет значительно больше при скальном характере последнего и наименьшая — при снежном. Естественно, что образование лавин зависит и от мощности снежного покрова. На склонах средней крутизны лавины могут образовываться при толщине снежной поверхности всего в 30—50 см.Эти причины, а также и ряд других, о которых будет сказано ниже, приводят к тому, что наиболее часто лавины сходят со склонов, крутизна которых составляет 30—50 градусов (рис. 3). На более крутых склонах свежевыпавший снег, как правило, не задерживаясь и не скапливаясь, небольшими струйками соскальзывает вниз. На менее крутых склонах сползанию снега вниз препятствует увеличение сил трения. Однако известны случаи, когда лавины из мокрого снега сходили весной на склонах, имеющих крутизну всего 12—15 градусов.

Выбор маршрута.

Итак, где же вам можно идти? Первым делом избегайте любых мест, где присутствует хотя бы один из вышеперечисленных признаков.

Взамен ищите:

  • Хребты и вершины холмов.
  • Открытые долины и небольшие склоны без крутых секций или желобов над ними.
  • Наветренные склоны без нависающих над ними карнизов или скоплений снега.
  • Густые леса, над которыми нет лавиноопасных склонов.

Предупреждение:

склоны с поваленными деревьями, лежащими в одном направлении или с молодой порослью, растущей только на нижней части склона могут указывать на наличие лавинного желоба. Рощицы и редко лесные места также подвержены лавинам.

Если вам необходимо пересечь опасный склон:

Пересекать лавиноопасный склон следует утром или вечером

, когда снег скован морозом. Лучше передвигаться в верхней части склона, возле скал.

  • Лавиноопасное место переходите быстро , широкими шагами, старайтесь не нарушать целостность снега между следами, с тем, чтобы не подрезать склон. Идите след в след.
  • Если есть веревка – пересекайте склон в двойке, выдавая веревку на всю длину.
  • Пересекайте лавиноопасные места в абсолютной тишине – разговор способствует потере внимания, а крик или пение могут вызвать сход лавины.
  • Если веревки нет – пересекайте склон по одному.
  • Отстегните лыжные крепления, снимите лямки палок с рук и отстегните лямки рюкзака, в случае если вам придется снимать его в спешке (снимайте большой тяжелый рюкзак, легкий дневной рюкзак оставьте на спине для защиты).
  • Застегните всю одежду , наденьте шапку и перчатки. Шарф, балаклаву или подшлемник оденьте на лицо, чтобы защитить нос и рот от снега.
  • Медикаменты и спасательные средства должны быть у замыкающего участника в группе.
  • Обязательно иметь лавинный шнур красного цвета длиной 25-35 метров, один конец которого привязывается к поясу.

Остальные участники группы обязаны смотреть за идущим в «опасной зоне» и должны быть готовы прийти на спасение в случае схода лавины.

Самые разрушительные лавины в истории

О разрушительных, страшных лавинах упоминается во многих старинных летописях. В 19-20-м веках информация о лавинах уже более подробная и достоверная.

Самые известные снежные лавины:

1951 год. Альпы (Швейцария, Италия, Австрия). В эту зиму была целая серия лавин из-за сильных снегопадов и непогоды. Погибло 245 человек. С лица земли было стерто несколько деревень, а почти 50 000 человек на протяжении продолжительного времени потеряли связь с внешним миром, пока к ним на помощь не пришли спасатели.

1954 год. Австрия, деревня Блонс. 11 января сошло сразу 2 лавины, которые унесли жизнь нескольким сотням жителей. Более 20 человек до сих пор числятся пропавшими без вести.

1980 год. Франция. Лавина унесла жизнь около 280 туристов на горнолыжном курорте.

1910 год. США, штат Вашингтон. Огромная лавина в местности, где их раньше никогда не было, обрушилась на железнодорожную станцию и унесла более 10 жизней.

Очень много лавин сходит в Азии: в Пакистане, Непале, Китае. Но, там точной статистики не ведется о погибших и разрушениях.

Предлагаем вам также посмотреть видео самых больших снежных лавин:

Рекомендации при угрозе схода снежной лавины

  1. Воздержаться от походов;
  2. Избегать опасных склонов. Нельзя пересекать их поперёк или передвигаться зигзагом, поскольку это может «подрезать» снежный покров, нарушить прочность сцепления снега с подстилающей поверхностью и вызвать лавину. Двигаться по склону лучше всего строго вверх, в крайнем случае — наискось.
  3. Не выходить в горы после обильных снегопадов в течение 2-3 дней;
  4. Рекомендуется держаться группой больше 3 человек;
  5. При выходе в горы желательно взять с собой лавинный приемопередатчик, мобильный телефон, чтобы у спасателей была возможность отыскать засыпанного снегом человека, а также специальные лавинные рюкзаки;
  6. Не рекомендуется ступать на снежные карнизы.

Как действовать, если вы оказались под толщей снега

  1. Закрыть нос и рот шарфом или шапкой, чтобы исключить попадание туда снега;
  2. Сгруппироваться: принять горизонтальное положение, развернувшись в направлении движения снежного потока, подтянуть колени к животу;
  3. Круговыми вращениями головы образовать перед лицом как можно больше свободного пространства;
  4. Когда лавина остановится, попробовать выбраться самостоятельно или попытаться протолкнуть наверх руку, чтобы ее заметили спасатели;
  5. Оказавшись в лавине, не кричите — снег полностью поглощает звуки, а крики и бессмысленные движения только лишают сил, кислорода и тепла;
  6. Чтобы не замерзнуть, не забывайте шевелиться.
  7. Не теряйте самообладания, помогайте по возможности тем, кто рядом с Вами, не давайте себе и оказавшимся рядом людям уснуть, помните что Вас ищут. Известны случаи когда из-под лавины спасали людей на пятые и даже тринадцатые сутки.

Важно в любой экстренной ситуации помнить одну непреложную истину: чтобы не случилось, сохраняя самообладание, совместными, консолидированными и дружными действиями возможно преодолеть любую сложность и многократно увеличить шансы на выживание. Помогая другим людям, мы тем самым помогаем себе

Ведь как сказано в Докладе «О проблемах и последствиях глобального изменения климата на Земле. Эффективные пути решения данных проблем»:

ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ — ЗАЛОГ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!

Что делать, если ситуация выходит из-под контроля:

  • Обычно о сходе лавин дорожники узнают заранее и успевают поставить в известность об опасности дорожную полицию. Инспекторы ГИБДД после этого сразу стараются остановить движение, чтобы дать возможность убрать снег. Поэтому, если вы услышали сообщение, что где-то впереди на вашем пути перекрыли дорогу из-за возможного схода лавин, не игнорируйте это предупреждение. Останьтесь до открытия дороги рядом с населенным пунктом, заправкой или любым другим местом, где можно переждать в тепле и относительном комфорте.
  • Если лавина сошла на дорогу перед вами, не стоит «прорываться» через снег. Во-первых, вы не представляете его глубину и протяженность засыпанного участка, во-вторых, есть шанс, что за первым снежным зарядом может покатиться второй. Остановитесь и внимательно осмотрите горные склоны. Если над вами есть снежные надувы или нависающие козырьки, разворачивайтесь и отъезжайте в безопасное место. В любом случае сообщите об опасности по телефону 112.
  • Если снег сошел на вашу машину и полностью засыпал ее, сразу глушите двигатель — выхлопные газы пойдут в салон и вы очень быстро задохнетесь. Постарайтесь открыть дверь. Тем самым вы создадите больший воздушный карман, который даст вам возможность дышать, а также получите шанс выбраться из-под снега. Выбравшись сразу сообщайте о происшествии экстренным службам. Предупредите об опасности других водителей. Если перед вами на дороге кто-то был, помогите им выбраться из засыпанного автомобиля.
  • Если снег заблокировал вас, но машина не засыпана полностью, выводите пассажиров в безопасное место. Вызовите помощь, а потом попробуйте при помощи лопаты освободить машину из снежного плена. Если откопаться не получается, а помощь прибудет не скоро, возвращайтесь в машину. Плотно закройте двери, утеплите запасными вещами или полиэтиленом подветренную сторону авто, чтобы сократить потери тепла. Периодически заводите машину, чтобы прогреть салон. При этом следите, чтобы снег не засыпал выхлопную трубу, иначе в машину начнут попадать газы.

Фото: Кравченко Анна

Официально:

На сайте краевого управления МЧС России по Красноярскому краю в разделе прогнозов указано, что в регионе существует риск схода снежных масс в горных районах края на участках горнолыжных и альпинистских маршрутов, в горах Западного и Восточного Саяна.

Но основную массу погибших в лавинах составляют люди, которые оказались в пределах лавиноопасных территорий — это фрирайдеры, снегоходчики, туристы, альпинисты и прочие любители «нехоженых троп».

Также известны случаи, когда катающиеся поодиночке вне трасс сноубордисты погибали, засыпанные снегом или проваливались в «снежные конусы» — пустоты, образующиеся под снегом рядом с деревьями.

В идеале, туристы, путешествующие в лавиноопасных районах, должны проходить обучение по лавинной безопасности и регулярно практиковаться в спасении себя и товарищей из-под снега. Любителям бэккантри нужно учитывать рекомендации специалистов при планировании маршрута и выборе линии спусков в лавиноопасной местности.

Фото: Кравченко Анна

Как возникают лавины

Для обывателя сход снежных лавин трудно предсказуем. Даже специалисты могут давать только краткосрочные прогнозы, иногда меняя их в течение дня.

«Лавинообразование в каждом горном районе имеет свои особенности.
На это влияет температура, роза ветров, влажность. Экспозиция склонов относительно сторон света,
как склон освещается солнцем. Склоны могут меняться в течении дня, утром склон может
быть стабилен, а днем солнце подогреет, и он будет опасен», — прокомментировал Sibnet.ru
спасатель, инструктор по альпинизму Бурятской республиканской
поисково-спасательной службы Даши Аюшев.

Лавины образуются на горах с уклоном от 20 до 60 градусов. Если склон до 20 градусов, снег не скатывается, а если свыше 60, то ссыпается постепенно и склонны всегда чистые.

Многое зависит и от «подложки». Камни на склоне могут
выступать некими якорями, которые удержат большую массу снега. А если поверхность травянистая и уклон 40-45 градусов, то с вероятностью 95% снег будет скатываться.

Чаще всего, по словам собеседника, риск и частота схода лавин определяется именно рельефом. Если растительности нет — снег сходит постоянно, где есть кустарник — не сходил пять-шесть лет, если растут деревья — лавин не было много лет.

«Но в некоторых местах лавины могут не сходить десятилетиями,
но наступит аномальная зима, выпадет много снега и может сойти лавина», — добавил Аюшев.

Снег на горе не лежит однородной массой. Множество снегопадов формируют этакий слоеный пирог, где могут быть как хорошо сцепленные слои, так и те, которые проходят перекристаллизацию, превращаюсь в массу больших крупинок, и становясь нестабильными.

Чтобы определить, стабильный или лавиноопасный склон, проводят
тест: выкапывается шурф (куб снега) на максимальную глубину 2-3 метра и ширину около метра и проверяется стабильность всех слоев снега в нем. Такие шурфы надо сделать в начале, середине и на вершине склона, поскольку даже на расстоянии 30-50 метров состояние
покрова может кардинально меняться.

МЧС всегда дает прогноз повышенной
лавиноопасности в горных районах с октября по май. Но, как подчеркивает собеседник, самое опасное время — апрель, когда снег начинает подтаивать.

Спасатель также предупреждает — если прошел сильный снегопад, то в течении трех дней, пока он не «улегся», горы всегда представляют повышенную опасность.

Лавиноопасные места в Красноярском крае

Самым известным, наверное, лавиноопасным участком дороги в Красноярском крае является «Полка» в Ермаковском районе. Узкий участок федеральной трассы раньше регулярно засыпало снегом, который падал с крутых гор. Нередко лавины накрывали машины, были даже случаи гибели людей. Поэтому в начале в конце прошлого века в этом месте решили построить противолавинную галерею. Многолетняя стройка завершилась в 2013 году и теперь протяженность противолавинной галереи стала рекордной для аналогичных объектов в России — 1340 метров. Однако до сих пор на федеральной трассе Р-257 «Енисей» фиксируются сходы лавин, которые могут частично перекрыть дорогу.


Второй участок — это 26-28 км автодороги «Курагино-Черемшанка» в Курагинском районе. Это узкая дорога краевого значения, зажатая на этом участке между горой и рекой. Машин здесь немного, объемы снега не очень большие, склон не очень высокий и крутой, поэтому каких-то серьезных проблем здесь обычно не возникает. Единственное, что грозит автомобилистам — долгое ожидание расчистки дороги.

Дорожные службы в Красноярском крае делают всё или почти всё, чтобы минимизировать опасность схода серьезных лавин на дороги. Но 100 % гарантию безопасности никто дать не может. Так что лучше всего заранее положить в машину все необходимые вещи и выучить инструкцию к действию.

Что делать, если ситуация выходит из-под контроля:

  • Обычно о сходе лавин дорожники узнают заранее и успевают поставить в известность об опасности дорожную полицию. Инспекторы ГИБДД после этого сразу стараются остановить движение, чтобы дать возможность убрать снег. Поэтому, если вы услышали сообщение, что где-то впереди на вашем пути перекрыли дорогу из-за возможного схода лавин, не игнорируйте это предупреждение. Останьтесь до открытия дороги рядом с населенным пунктом, заправкой или любым другим местом, где можно переждать в тепле и относительном комфорте.
  • Если лавина сошла на дорогу перед вами, не стоит «прорываться» через снег. Во-первых, вы не представляете его глубину и протяженность засыпанного участка, во-вторых, есть шанс, что за первым снежным зарядом может покатиться второй. Остановитесь и внимательно осмотрите горные склоны. Если над вами есть снежные надувы или нависающие козырьки, разворачивайтесь и отъезжайте в безопасное место. В любом случае сообщите об опасности по телефону 112.
  • Если снег сошел на вашу машину и полностью засыпал ее, сразу глушите двигатель — выхлопные газы пойдут в салон и вы очень быстро задохнетесь. Постарайтесь открыть дверь. Тем самым вы создадите больший воздушный карман, который даст вам возможность дышать, а также получите шанс выбраться из-под снега. Выбравшись сразу сообщайте о происшествии экстренным службам. Предупредите об опасности других водителей. Если перед вами на дороге кто-то был, помогите им выбраться из засыпанного автомобиля.
  • Если снег заблокировал вас, но машина не засыпана полностью, выводите пассажиров в безопасное место. Вызовите помощь, а потом попробуйте при помощи лопаты освободить машину из снежного плена. Если откопаться не получается, а помощь прибудет не скоро, возвращайтесь в машину. Плотно закройте двери, утеплите запасными вещами или полиэтиленом подветренную сторону авто, чтобы сократить потери тепла. Периодически заводите машину, чтобы прогреть салон. При этом следите, чтобы снег не засыпал выхлопную трубу, иначе в машину начнут попадать газы.

Фото: Кравченко Анна

Официально:

На сайте краевого управления МЧС России по Красноярскому краю в разделе прогнозов указано, что в регионе существует риск схода снежных масс в горных районах края на участках горнолыжных и альпинистских маршрутов, в горах Западного и Восточного Саяна.

Но основную массу погибших в лавинах составляют люди, которые оказались в пределах лавиноопасных территорий — это фрирайдеры, снегоходчики, туристы, альпинисты и прочие любители «нехоженых троп».

Также известны случаи, когда катающиеся поодиночке вне трасс сноубордисты погибали, засыпанные снегом или проваливались в «снежные конусы» — пустоты, образующиеся под снегом рядом с деревьями.

В идеале, туристы, путешествующие в лавиноопасных районах, должны проходить обучение по лавинной безопасности и регулярно практиковаться в спасении себя и товарищей из-под снега. Любителям бэккантри нужно учитывать рекомендации специалистов при планировании маршрута и выборе линии спусков в лавиноопасной местности.

Фото: Кравченко Анна

Что делать, если попал в лавину

Если все-таки то, о чем мы говорили раньше, не помогло, и вы оказались в лавине, то судьба ваша почти целиком в руках удачи и товарищей, которым предстоит вас откапывать. Но кое-что вы все-таки можете сделать сами.

  1. В лавине по возможности сохраняйте самообладание и постарайтесь чем-нибудь закрыть рот и нос — шарфом или перчаткой.

    Можно придерживать застежки капюшона, если его нижняя часть закрывает лицо. Или хотя бы старайтесь держать рот закрытым. Мы уже говорили: у попавших в лавину рот и дыхательные пути часто забиты снегом. Это сильно снижает шансы на выживание

  2. В литературе иногда советуют попавшим в лавину делать плавательные движения — так, словно вы плывете брассом.

    Смысл этих манипуляций в том, чтобы вы оказались как можно ближе к поверхности, когда лавина остановится. В теории тут наверное все правильно, но на практике нужно иметь нечеловеческое самообладание, чтобы безмятежно водить руками, когда вас несет под гору со скоростью спортивного автомобиля.

  3. Самое главное, попав в лавину, постарайтесь не паниковать и не кричать: из-под снега вас все равно не услышат.

    Гораздо важнее расслабиться, чтобы сжигать как можно меньше кислорода, и ждать, когда вас откопают.

Но лучше, все-таки, в лавины не попадать.

Как преодолеть лавиноопасную местность

Лучше всего обойти лавиноопасные склоны, наметить путь по безопасным гребням, лесным зарослям или равнинным участкам и двигаться по нему. Но иногда путешественники оказываются заложниками природы, и другого пути, кроме горного маршрута, нет. Тогда следует предпринять ряд мер, которые помогут выжить в случае встречи с лавиной:

  • включить лавинный трансивер «на передачу» (прибор,
    предназначенный для поиска людей в лавинах);
  • при движении на лыжах подготовить крепления к быстрому
    снятию лыж;
  • рюкзак (тяжелый) подготовить для быстрого сбрасывания,
    лыжные палки держать поверх темляков;
  • капюшоном (маской, шарфом) прикрыть нос и рот, застегнуть
    все молнии; 
  • опасные участки проходить по одному;
  • перед началом движения — выставить наблюдателя, который
    должен предупредить о сорвавшейся лавине;
  • перед прохождением опасного участка руководитель
    распределяет обязанности среди участников группы на случай поисковых работ.

Лавиноопасные места в Красноярском крае

Самым известным, наверное, лавиноопасным участком дороги в Красноярском крае является «Полка» в Ермаковском районе. Узкий участок федеральной трассы раньше регулярно засыпало снегом, который падал с крутых гор. Нередко лавины накрывали машины, были даже случаи гибели людей. Поэтому в начале в конце прошлого века в этом месте решили построить противолавинную галерею. Многолетняя стройка завершилась в 2013 году и теперь протяженность противолавинной галереи стала рекордной для аналогичных объектов в России — 1340 метров. Однако до сих пор на федеральной трассе Р-257 «Енисей» фиксируются сходы лавин, которые могут частично перекрыть дорогу.

Второй участок — это 26-28 км автодороги «Курагино-Черемшанка» в Курагинском районе. Это узкая дорога краевого значения, зажатая на этом участке между горой и рекой. Машин здесь немного, объемы снега не очень большие, склон не очень высокий и крутой, поэтому каких-то серьезных проблем здесь обычно не возникает. Единственное, что грозит автомобилистам — долгое ожидание расчистки дороги.

Дорожные службы в Красноярском крае делают всё или почти всё, чтобы минимизировать опасность схода серьезных лавин на дороги. Но 100 % гарантию безопасности никто дать не может. Так что лучше всего заранее положить в машину все необходимые вещи и выучить инструкцию к действию.