Что такое шаббат и как его соблюдать

Содержание

Как кипа держится на голове?

Студенты изучают Талмуд. Нью-Йорк, 1960 год

Кипа — легкая шапочка, традиционный еврейский мужской головной убор, — на голове держится за счет своей формы и размера. Чаще всего это матер­чатые или тряпичные кипы. Если кипа легкая, жесткой формы, изготовлена из сукна или из бархата, то для ее ношения может потребоваться какой-то девайс. Обычно таким девайсом становится женская заколка. Но вообще, правильно подобранная кипа хорошо сидит на голове и не слетает. Гораздо интереснее, как кипа держится на лысой голове: либо она очень хорошо подобрана, либо это специальная кипа с силиконовой прозрачной полоской по окружности. Такую полоску можно увидеть, например, на женских чулках.

Почему некоторые евреи качаются взад и вперед, когда молятся?

Есть два подхода — как это обычно бывает, на двух евреев три мнения… Не все иудеи раскачиваются при молитве. Некоторые иудеи не раскачиваются, стоят неподвижно, потому что считают, что в присутствии Бога не подобает дви­гаться — нужно стоять ровно (божественное присутствие возникает, когда 10 евреев молятся вместе, — это называется шхина). Второе мнение заклю­чается в том, что нужно двигаться, раскачиваться, а эти раскачивания — это, скажем так, поклоны. Адепты этого подхода ссылаются на неко­торые стихи из Торы, которые говорят: «затрепетало нутро мое» от взаимодействия, от общения с Богом. 

Как встречают Шаббат

Идея о том, что Шаббат — праздничный день, достаточно древняя. Уже в 23-й главе книги Левит, начинающейся словами «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних», перечень праздников открыва­ется именно субботой. Неудивительно, что наступление и завершение субботы отмечается особыми ритуалами.

Вечер пятницы

Исидор Кауфман. Вечер пятницы. Около 1920 года

Согласно еврейской традиции, день сменяется следующим не в полночь, а с заходом солнца. В пятницу днем люди уходят с работы пораньше, приводят дом в порядок, готовят субботнюю трапезу. На стол, накрытый нарядной скатертью, обязательно кладут две халы  Хала — еврейский праздничный хлеб, кото­рый едят в Шаббат и по праздникам. Две халы на субботнем столе символизируют двойную порцию манны небесной, которую Господь посылал евреям во время их соро­калетнего скитания в пустыне. Двойная порция дается в канун субботы для того, чтобы евреи не собирали манну в субботу., «плетенки», ставят особый краси­вый бокал, над вином в котором будут читать благословение, и само вино. За 18 минут  Считается, что минимум 18 минут требуется на возведение эрува — границы, в пределах которой разрешено переносить вещи в Шаббат. до захода солнца женщины зажигают субботние свечи. Это очень торжественный и важный момент. Он прекрасно описан в книге Беллы Шагал  Белла Шагал (1895–1944) — писательница, переводчица. Первая жена художника Марка Шагала. «Горящие светильники»:

После этого (в синагоге или дома) читают субботнюю молитву, поют специаль­ную богослужебную песнь, или пиют  Пиют — авторский поэтический текст, стих-молитва, ставший частью богослужения. Древнейшие пиюты датируются первыми веками нашей эры., «Леха доди» («Выйди, мой друг, встре­тить невесту, вместе мы встретим Субботу»). Затем все собираются вокруг стола и произносят субботнее благо­словение над вином и халами. Потом начинается вечерняя трапеза.

Одно из самых известных блюд в Шаббат — гефилте фиш, фаршированная рыба. Почему именно рыба? Потому что считается, что время и пространство на вре­мя Шаббата становятся священными: люди соприкаса­ются с раем, из которого они когда-то были изгнаны и в который вернутся с приходом Мессии, и тогда они будут есть тушу морского чудовища Левиафана — ее и симво­лизирует рыба. Субботняя трапеза, в частности, символизирует тот будущий пир мессианских времен. Затем рыбу со стола убирают и подают мясные блюда. Во время вечерней субботней трапезы принято петь субботние песни.

Утро субботы

Сергей Южанин. Субботняя молитва. 1894 год

Оно начинается с общей молитвы в синагоге, во время которой из специаль­ного шкафа торжественно достают большой свиток Торы, напи­санный на пергаменте, и читают «недельную главу». Затем потомки коэнов — священ­ников Иерусалимского храма — благо­словляют общину. После службы во время субботнего обеда принято есть чолнт — жаркое из мяса, овощей, крупы и фасоли, приготовленное накануне.

подробнее о чолнте читайте в нашем материале

13 слов на идише, помогающих понять еврейскую культуру

Вечер субботы

Авдала. Гравюра из Аггады. Амстердам. 1695 год

Завершается Шаббат через час после захода солнца ритуалом «Авдала» («Отделение субботы от будней»). Во время этого обряда женщины снова зажигают свечи, мужчины читают благословение над бокалом вина. Есть древнее предание о том, что в субботу Бог дает каждому еврею дополнитель­ную душу, а после субботы — забирает, и для того, чтобы смягчить горечь расста­вания, на исходе субботы принято нюхать успокаивающие благовония.

Чем отличается еврей от иудея?

В России есть четкое деление. Говоря «еврей», в России подразумевается, что человек рожден в еврейской семье, то есть еврей по национальности, этни­ческий еврей. Иудей — это человек, который исповедует иудаизм, учит Тору, соблюдает заповеди и живет религиозной жизнью. В чем этимологическое различие этих понятий? Еврей — это иври, «перешедший с той стороны реки». Важный момент: до сих пор нет единого мнения, какой именно реки и что именно это значит. Есть мнение, что это Евфрат, потому что Ур Халдейский, откуда вышел Авраам, находился в Между­речье, между Тигром и Евфратом. Когда Бог сказал: «Выйди из Ура Халдейского», евреи переходят реку Евфрат, и поэтому они иври — «пришедшие с той стороны реки». Также называют и Иордан — это уже ближе к земле Ханаанской.

У слова «иудей» другая этимология. Вообще, во многих языках мира так называют евреев: немецкое Jude, французское juif, английское jew, польское żyd — в польском языке это слово не имеет негативной коннотации. В Чехии, насколько мне известно, тоже говорят «жид», имея в виду просто «еврей». «Иудей» — от имени Иуда. Тут мы вспоми­наем историю, что Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, а Иаков родил Иосифа и братьев его. Собственно, братья — это 12 колен Израилевых, и один из них — это Иуда, родоначальник племени, колена Израилева. В общем, иудаизм — это отсылка к религии, и иудей — тот, кто соблюдает заповеди. А еврей — это национальность.

Что за коробочки на лбу у евреев?

Коробочки на лбу и, что важно, на руке у ев­реев называются тфилин — от слова «тфила», то есть «молитва». В тфилин помещены пергаменты с некоторыми стихами Торы, в том числе «Шма Исраэль»  «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль») — важнейшая молитва в иудаизме., которые напоминают, что Господь вывел евреев из земли Египетской, освободил от рабства египетского, а также в этих же стихах содер­жится повеление о том, что нужно эти слова поместить на руку и на голову

1 / 2

Евреи с тфилин. 1981 год Heritage Images / Diomedia

2 / 2

Раввин. Картина Яна Стыки. 1892 год Universal Images Group / Universal History Archive / Diomedia

Эти коробочки сделаны из кожи кошерных животных  Кошерные живот­ные — те, что и жвачные, и парноко­пытные одновременно.. К ним прикрепляются ремни — тоже из кожи кошерных животных. Внутрь коробочки помещаются пергаменты, опять же — из кожи кошерного животного. Они надеваются в буд­ние дни во время утренней молитвы. Одна — на руку, над бицепсом, то есть на слабое место. Человек поворачивает коробочку немного к сердцу и обма­тывает ремень специальным образом семь раз по предплечью, а потом три раза еще по среднему пальцу, закрепляя таким образом один тфилин. А второй тфилин надевается на голову, на место роста волос. То есть они поме­щаются у сердца, на руке, и это значит, что иудей совершает свои поступки по воле Бога, и перед взором, на голове, то есть мысли тоже должны быть подчинены воле Бога. 

Как соблюдали Шаббат в древности

У нас нет свидетельств о том, как именно соблюдали Шаббат в древности, однако уже с XI века до н. э. иудейские пророки писали о важ­ности этой тради­ции  Амос 8:5, Исаия 1:13, Иер. 17:21–25, Иез. 20:12 и др.. Более того, соблюдение Шаббата было важнейшим мар­кером еврейской идентичности и нарушение его каралось смертью. Объяс­нялось это тем, что Шаббат, как и обрезание, — это зримое воплощение завета между Богом и евреями, знак принадлежности к избранному народу.

видео

Зачем евреям делают обрезание? И еще 6 вопросов об иудаизме

В усло­виях, когда религия оказывалась связанной с общинной идентичностью, нарушить эту традицию означало предать свой народ. А предательство у всех народов каралось смертью. Впрочем, в еврейских текстах есть всего один рассказ о том, как человек был казнен за то, что собирал в субботу дрова (Числа 15:32–36). Сегодня с точки зрения еврейского законодательства смерт­ная казнь за нарушение Шаббата невозможна хотя бы потому, что не суще­ствует института, который может вынести такой приговор. Поста­новление о смертной казни мог вынести только Синедрион (Вели­кое собрание законо­учи­телей), и только в Иерусалимском храме, разрушенном римлянами в 70 году н. э. Да и сам Синедри­он прекратил свое существование в 425 году по приказу императора Феодосия II.

Постепенно, по мере развития традиции, в иудаизме получает распространение идея о том, что соблюдение Шаббата — заповедь, которая вбирает в себя все остальные: «Всякий соблюдающий Шаббат как будто соблюдает все заповеди Торы, а нарушающий Шаббат нарушает все ее заповеди», — напи­сано в Тал­муде. Все заповеди так или иначе связаны или с любовью к Богу, или с лю­бовью к ближнему. Соблюдение Шаббата — это возможность проявить и то и другое. Тщательность соблюдения предписаний — проявление любви к Богу. Открытый в субботу дом, общение с друзьями и близ­кими — прояв­ление любви к ближнему. Именно поэтому соблюдение Шаббата во времена иноземного, греческого или рим­ского, владычества в Иудее становится знаком подлинной верности закону отцов.

Известна история, произошедшая во II веке до н. э., когда Иудея находилась под властью Селевкидской державы. В 167 году до н. э. по приказу правившего Селевкидами Антиоха IV Епифана Иерусалимский храм превра­тили в святилище Зевса. Вспыхнуло восстание, известное как Маккавейская война, и часть восставших бежала в пусты­ню. Отправленный за ними в погоню карательный отряд настиг восставших иудеев в субботу. Вместо того чтобы дать нападавшим отпор, повстанцы предпочли умереть, но не нарушать традицию: «Но они не отвечали им, ни даже камня не бросили на них, ни заградили тайных убежищ своих, и сказали: мы все умрем в невинности нашей; небо и земля свидетели за нас, что вы несправедливо губите нас» (1Макк. 2:36–38).

Иуда Маккавей перед войском Никанора. Гравюра Гюстава Доре. 1876 год

Очень скоро стало ясно, что, соблюдая столь строго закон Шаббата, иудеи не смогут выиграть войну. Маттафия Хасмоней, инициатор и первый вождь маккавейского восстания, принял беспрецедентное реше­ние: ради спасения жизни народа Израиля можно сражаться в Шаббат. Позже, в первые века нашей эры, в Талмуде было сформули­ровано правило пикуах нефеш, или «спа­сение души», гласящее, что спасение человеческой жизни оттесняет любые религиозные зако­ны, в частности закон о соблюдении Шаббата. Правило вызвало массу споров между законоучителями: все ли законы могут отме­няться? какие именно ситуации следует считать угрожающими жизни? Однако суть правила остается неизменной по сей день: ради того, чтобы спасти кон­крет­ного человека, чья жизнь находится в очевидной опасности, можно нару­шить субботний покой. Прежде всего это касается военных дей­ствий или ока­зания медицин­ской помощи. Хотя и после появления правила пикуах нефеш находились люди, которые по-прежнему предпочитали не спасти собственную жизнь, а быть верными закону, считая акт мучени­чества за веру «освящением Божьего имени».

Значение

Достижение возраста бар или бат-мицвы означает стать полноправным членом еврейской общины с вытекающими отсюда обязанностями. К ним относятся моральная ответственность за свои действия; право быть призванным читать Тору и вести миньян или участвовать в нем ; право владеть личным имуществом и вступать в законный брак по собственному желанию согласно еврейскому закону ; обязанность соблюдать 613 законов Торы и соблюдать галаху ; и способность давать показания в качестве свидетеля в деле бетдина (раввинского суда).

Многие общины требуют, чтобы дети перед бар-мицвой посещали минимальное количество субботних молитв в синагоге, учились в еврейской школе , брались за благотворительные или общественные работы и поддерживали хорошую репутацию в синагоге. В дополнение к учебе и подготовке, предлагаемым в синагоге и еврейских школах, могут быть наняты наставники бар-мицвы, чтобы подготовить ребенка к изучению иврита, песнопения Торы и основных еврейских понятий.

По словам раввина Марка Вашофски, «реформаторское движение в Северной Америке боролось за бар / бат-мицву. Когда-то эта церемония была на грани исчезновения в реформаторских общинах. Большинство из них предпочли заменить бар / бат-мицву подтверждением. , которую они считали более просвещенной и подходящей церемонией для современных евреев. Тем не менее, стойкая популярность бар / бат-мицвы преобладала, и сегодня в наших общинах бар / бат-мицва «практически повсеместно соблюдается» евреями-реформаторами ».

В 2012 году озабоченность по поводу высокого уровня отсева из школ после бара / бат-мицвы привела к тому, что Союз реформистского иудаизма начал революцию Бнай-мицвы, стремясь увести реформаторские конгрегации от «давнего представления о религиозной школе. готовить детей к их бар-мицве »и вместо этого сосредоточиться на обучении их тому, как стать преданными и вовлеченными членами еврейской общины.

История

Современный метод празднования бар-мицвы не существовал во времена Еврейской Библии , Мишны или Талмуда . Ранние раввинские источники указывают 13 лет как возраст, в котором мальчик становится совершеннолетним; однако празднование этого события не упоминается до средневековья.

Возраст тринадцать

Бар-мицва в синагоге — Оскар Рекс

В Библии явно не указан возраст тринадцати лет. В отрывках из Книг Исход и Чисел отмечается, что возраст совершеннолетия для армейской службы равен двадцати годам. Махзор Витри отмечает, что в Бытие 34:25 Левий упоминается как «человек», тогда как расчет из других стихов предполагает, что Левию в то время было тринадцать лет.

Тринадцатилетний возраст упоминается в Мишне как время, когда человек обязан соблюдать заповеди Торы : «В пять лет человек должен изучать , в десять лет — для Мишны, в 13 лет — для заповедей …»

Другие источники также называют тринадцатилетний возраст совершеннолетия в отношении соблюдения заповедей Торы, в том числе:

  • «Почему злое начало олицетворяется как великий царь ( Екклесиаст 9:14)? Потому что оно на тринадцать лет старше доброго начала». То есть добрые наклонности начинают действовать по достижении совершеннолетия.
  • Согласно Пирке раввин Элиэзер 26, Авраам отверг полное идолопоклонство своего отца и стал поклоняться Богу, когда ему было тринадцать лет.

Термин «бар-мицва»

Термин «бар-мицва» впервые появляется в Талмуде , означая «тот, кто подчиняется закону», хотя это не относится к возрасту. Термин «бар-мицва», относящийся к возрасту, не может быть четко прослежен до XIV века, более старый раввинский термин «гадол» (взрослый) или «бар-оншин» (человек, несущий юридическую ответственность за собственные проступки).

История

Многие источники указывают, что церемониальное соблюдение бар-мицвы возникло в средние века.

Некоторые источники поздних мидрашей и некоторые средневековые источники ссылаются на синагогальную церемонию, проводимую по достижении мальчиком тринадцати лет:

  • Саймон Цемах Дюран цитирует мидраш, интерпретирующий еврейское слово зо («это») в Исаии 43:21 («Эти люди я создал для себя, они вознесут мою хвалу») как относящееся по его числовому значению к тем, кто достиг 13 лет. Это, по-видимому, означает, что во время составления мидраша бар-мицва публично объявляла благословение по случаю его вступления по достижении зрелости.
  • Мидраш Hashkem : «Язычники , когда он зачинает сын освящает его идолопоклонники практики, а израильтянин был его сын обрезал и обряд„ выкуп первенца “выполняется, и , как только он становится в возрасте он приносит его в синагогу и школу для того, чтобы он мог восхвалять имя Бога, произнося Баречу ».
  • Массекет Соферим (18: 5) разъясняет ситуацию еще более ясно: «В Иерусалиме они привыкли побуждать своих детей поститься в День искупления , за год или два до их зрелости; а затем, когда настал возраст, приносить Бар-мицва перед священником или старейшиной для благословения, ободрения и молитвы, чтобы он мог получить долю в Законе и в совершении добрых дел. Ожидается , что любой, кто имеет высшее положение в городе, будет молиться за него, когда он кланяется вниз к нему, чтобы получить его благословение «.
  • Бытие Раба : «До тринадцати лет Исав и Иаков вместе ходили в начальную школу и возвращались домой; по прошествии тринадцати лет один пошел в бейт-мидраш изучать Закон , а другой — в дом идолов. Рабби Елеазар замечает: «До тринадцатого года отец обязан воспитывать своего мальчика; после этого он должен сказать:« Благословен тот, кто снял с меня ответственность за этого мальчика! »»

Далее будут упоминания о праздничном торжестве по этому поводу:

«Это мицва для человека — приготовить еду в день, когда его сын становится бар-мицвой, как и в день, когда он входит в свадебный балдахин ».

Зачем евреям локоны на висках и веревки на одежде?

Сначала разберемся, как называются локоны на висках и что это за веревки на одежде. Локоны на висках — это пейсы, а веревки на одежде называются цицит. Обычно они крепятся к специальному элементу ритуального гарде­роба — талиту. Большой талит — это молитвенное покрывало, которым еврей накрывается во время молитвы, а нижний, или малый, талит — это предмет, похожий на безрукавку, который надевается под одежду. Кисти цицит крепятся по краям талита. На кистях есть узлы, и ношение цицит должно напоминать еврею о существовании 613 заповедей.

Существует такой метод анализа еврейского текста — гематрия, согласно кото­рому у каждой буквы в иврите есть свое числовое значение. Так вот, гематрия слова «цицит», то есть числовое суммарное значение слова «цицит», равняется примерно 600. К нему прибавляют коли­чество узлов, количество ниточек — и в итоге получается 613. Вы перебираете нити, натыкаетесь на эти узелки и вспоминаете, что есть 613 запо­ведей, что вы еврей и должны их выполнять.

1 / 2

Мужчина в талите. Начало XX века Hulton Collection / Corbis via Getty Images

2 / 2

Два еврейских мальчика. 1998 год Antoine GYORI / Sygma via Getty Images

Про пейсы. На самом деле в Торе не сказано, что еврей должен отращивать длин­ные локоны на висках и даже завивать их каким-то особенным способом, как мы это часто видим. В Торе сказано, что во время стрижки или обрития головы нужно не трогать волосы на висках. То есть это просто часть религиоз­ной традиции, и также это стало способом идентификации еврея и еврейской самоидентификации.

Что такое штетл?

Штетл — это небольшое полугородское поселение в Восточной Европе, пре­иму­щественно с еврейским населением. Нам с вами штетл известен, скорее всего, как еврейское местечко, это понятие стало своеобразным синонимом традиционного образа жизни восточноевропейского еврея. Жизнь штетла подчиняется еврейским религиозным законам. Это значит, что в субботу штетл замирает. Там обязательно есть развитая еврейская инфраструктура: синагога, хедер (школа для еврейских мальчиков), миква (бассейн для ритуаль­ного омовения) и так далее. Там есть раввин, есть шохет — это резник, который занимается ритуальным убоем скота, там обязательно есть кошерная лавка. В штетле нет пахотной земли — там не занимаются сельским хозяйством, есть небольшие приусадебные участки и можно держать скотину.

Местечко Броды. Литография Карла Ауэра. 1830-е годы

Многие известные еврейские фамилии происходят от названия еврейских местечек. Например, Бродский — из местечка Броды, Сатановский — из местечка Сатанов, и так далее.

Само слово «штетл» происходит от немец­кого корня Stadt, что значит «город», и к нему прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс на идише — «л» или «ле», — получаем буквально «городок». То же самое значит и слово «местечко» — оно происходит от славянского корня «место», «място», что значит «город», и к нему также прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс — получается «городок».

Местечки были практически стерты с лица земли событиями середины ХХ века, Второй мировой войной. Какие-то местечки оста­лись как небольшие городки или поселки городского типа.

Бат-мицва обычаи

Египетская Александрия Еврейские девушки во время бат-мицвы

Консервативная бат — мицвы в Израиле

Чтение Торы (сефардский обычай)

Сегодня многие неортодоксальные евреи празднуют девичью бат-мицву так же, как мальчишечью бар-мицву. Все реформистские и реконструкционистские и большинство консервативных синагог имеют эгалитарное участие, в котором женщины читают Тору и проводят службы. В православных общинах бат-мицва отмечается по достижении девочкой 12 лет.

Большинство ортодоксальных и некоторые консервативные евреи отвергают идею о том, что женщина может публично читать Тору или вести молитвенные службы, когда для этого есть миньян ( кворум из 10 мужчин). Однако публичное празднование того, что девушка стала бат-мицвой другими способами, сильно повлияло на современный ортодоксальный иудаизм, а также на некоторые элементы иудаизма харедим . В этих собраниях женщины не читают Тору и не проводят молитвенные службы, но иногда они читают лекции на еврейскую тему, чтобы отметить свое совершеннолетие, изучают книгу Танаха , читают стихи из Книги Эсфирь или Книги Псалмов , или произнесите молитвы из сидура . В некоторых современных ортодоксальных кругах девушки-бат-мицвы читают Тору и проводят молитвенные службы в . Раввин Моше Файнштейн , видный православный посек , назвал празднование бат-мицвы «бессмысленным» и не имеющим большего галахического значения, чем празднование дня рождения. Однако он неохотно разрешил это в домах, но не в синагогах, поскольку последние будут истолкованы как имитирующие реформистские и консервативные обычаи; в любом случае они не имеют статуса сеудат мицвы . Рабби Овадия Йосеф считает, что это сеудат мицва.

Время от времени попытки распознать совершеннолетие девочки предпринимались в Восточной Европе в XIX и XX веках, первые — в Варшаве (1843 г.), а вторые — в Лемберге (1902 г.). По случаю праздника в синагоге прошла вечеринка без каких-либо ритуалов.

По словам архивариуса Большой синагоги в Риме, обычай вызывать девушку в синагогу перед всей общиной восходит к ранним годам существования римско-еврейской общины примерно 2300 лет назад. Сообщество признало ее «достигшей совершеннолетия» и признало ее публично. Это подтвердило бы более современные документы, в которых записан обряд бат-мицвы у ортодоксальных евреев в Италии (который включал церемонию «входа в миньян», во время которой мальчики тринадцати и девочки двенадцати лет произносили благословение) с середины XIX века. В XIX веке в Ираке также проводились ритуалы бат-мицвы. Все это могло повлиять на американского раввина Мордехая М. Каплана , который провел первое публичное празднование бат-мицвы в Соединенных Штатах для своей дочери Юдифь 18 марта 1922 года в Обществе содействия развитию иудаизма , своей синагоге. в Нью-Йорке. Джудит Каплан прочитала предварительное благословение, прочитала отрывок из отрывка из Торы той недели на иврите и английском языке, а затем произнесла заключительное благословение. Мордехай Каплан, ортодоксальный раввин, присоединившийся к консервативному иудаизму, а затем ставший основателем реконструктивистского иудаизма , оказал влияние на евреев из всех ветвей неправославного иудаизма, занимая должность в Еврейской теологической семинарии Америки . В то время большинство ортодоксальных раввинов категорически отвергали идею церемонии бат-мицвы.

Поскольку церемония стала приемлемой как для женщин, так и для мужчин, многие женщины решили отмечать церемонию, даже несмотря на то, что они были намного старше, как способ формализовать и отметить свое место во взрослой еврейской общине.

Права и обязанности

Достигнув соответствующего возраста, молодые люди теряют в религиозном плане защиту своих родителей, начиная отвечать за свои поступки, как взрослый представитель своего народа. С этого времени он обязан выполнять ряд иудейских положений, попутно обретая несколько довольно существенных прав. В число его обязанностей входит:

нравственная ответственность за выполнение своих действий;
следование 613 законам Торы.

Перечень прав несколько шире. Молодой еврей может:

принимать участие в миньяне;
вызываться к чтению Торы;
иметь собственность;
вступать в брак.

Последний пункт только теоретический, доставшийся нам с древних времен. В современном Израиле никто не женится и не выходит замуж до 18 лет.

Для человека, который достиг возраста бар-мицвы, принято приносить дары. По традиции ими считаются книги духовного либо образовательного характера, религиозные предметы, подарочные сертификаты, облигации. Иногда обходятся просто дарением живых денег, правда, в этом случае предлагается сумма, являющаяся кратной цифре 18. Из этих средств совершеннолетний должен пожертвовать на благотворительность. В сефардской практике родители дарят своему ребенку в период достижения совершеннолетия его первое молитвенное облачение.

Если заглянуть в глубокое прошлое, то само понятие «бар-мицва» уходит в V столетие. В первый раз оно упоминается в Талмуде относительно людей, к которым применимы законы Торы. Именно тогда был указан конкретный возраст 13 лет и 1 день, а также то, что с этого времени все заявления еврея обладают юридической силой.

Многие светские евреи праздную совершеннолетие не в синагоге, а заказывают место в ресторане, приглашают много друзей и родственников. В последнее десятилетие пошла новая традиция — праздновать бар-мицву за границей в очень узком кругу.